Отличия деятельности балинтовской группы от других форм работы

Параметр

Формат

Балинтовская группа Супервизия Личная терапия Консилиум или клинический разбор Коучинг Повышение квалификации
Цель Осознать особенности и аспекты взаимоотношений с клиентом в рамках конкретного случая, личные реакции на меняющиеся обстоятельства этой ситуации Оценить и развить профессиональные компетенции, осознать профессиональные затруднения Осознать личностные проблемы Осознать и проработать проблемы клиента Преодолеть личностные затруднения в достижении профессиональных целей Сформировать и развить знания, умения и навыки
Способ Групповой психоанализ Консультация супервизора Психотерапия Дискуссия Консультирование Обучение
Форма работы Групповая Индивидуальная или групповая Индивидуальная или групповая Групповая Индивидуальная Индивидуальная, групповая, дистанционная, самообразование

Требования к ведущему балинтовской группы: психологическое или психотерапевтическое образование, должен знать технологию балинтовской группы, принципы групповой динамики, уметь управлять группой, следить за состоянием рассказчика и блокировать опасные обратные связи.

Задачи ведущего: организовать конструктивную работу группы согласно правилам, создать в ней безопасную атмосферу, сфокусированную на коммуникации, а не на решениях психологических проблем членов группы.

Ведущий балинтовской группы должен: удерживать дискуссию на отношениях специалист — клиент; препятствовать слишком обстоятельному «допросу» докладчика; поощрять участников к выражению своих мыслей и чувств, связанных с услышанным; защищать участников от нежелательных вторжений в их частную жизнь или критики.

Алгоритм проведения встречи

Требования к помещению: свободная, просторная комната; одинаковые стулья по числу участников, поставленные в круг; доска для записи важных моментов. Желательно, чтобы комната запиралась.

Занятия проводятся в несколько этапов. Последовательность работы может меняться в зависимости от конкретного случая, состояния докладчика и группы.

Этапы работы

1. Определение «заказчика». Встреча начинается с предложения ведущего: «Кто хотел бы представить на рассмотрение свой случай, проблему, которые создают состояние дискомфорта?». Желающих может быть несколько. В этом случае ведущий просит каждого в течение 1–2 мин в лаконичной произвольной форме описать свой случай. Группа в ходе непродолжительной дискуссии выбирает одного из претендентов.

2. Рассказ «заказчика». В течение 5–10 мин «заказчик» в свободной форме рассказывает о трудном случае из своей профессиональной практики. Важно, чтобы рассказ был спонтанным, описывающим поведение, реакции, эмоции, мысли, ожидания. Ведущий и остальные участники слушают, не перебивая, наблюдают за поведением и эмоциональными реакциями рассказчика и друг друга. В дальнейшей работе наблюдения могут оказаться полезными для анализа коммуникативных затруднений «заказчика».

3. Вопросы группе. «Заказчик» формулирует вопросы группе по своему случаю. Задача ведущего — помочь ему сформулировать пожелания, в которых заложено желание получить новые знания и/или групповую поддержку. Вопросы необходимо записать на доске, чтобы участники, обращаясь к ним, могли точно воспроизвести их содержание.

4. Вопросы группы к «заказчику». На данном этапе участники задают вопросы рассказчику, чтобы прояснить необходимые для ответа на запрос моменты. Кто-то из участников, не желающий задавать вопрос для прояснения ситуации или проблемы при соответствующей очередности, может ее пропустить. Это не исключает для него возможности задать возникший позже вопрос на следующем «круге». На данном этапе рассказчик обычно вспоминает подробности случая, дополняет свой рассказ, и многие неосознаваемые моменты проясняются для него.

5. Окончательное формулирование вопросов «заказчиком». Формулировки могут остаться прежними, измениться. Некоторые первоначальные вопросы теряют свою актуальность, поэтому снимаются с обсуждения. Список вопросов «заказчика» может быть расширен, если какие-то из них, заданные ранее группой, кажутся ему существенными для прояснения случая. Ведущий может предложить участникам встречи сформулировать дополнительные вопросы, ответы на которые будут полезны выступающему. Количество (обычно 3–5) и содержание вопросов определяет «заказчик».

6. Ответы группы на запросы «заказчика». Участники отвечают на вопросы по кругу в свободной дискуссии. «Заказчик» в это время находится за «кругом». Дискуссию можно организовать по-разному:

  • каждый круг посвящается обсуждению одного конкретного вопроса;
  • каждый участник отвечает сразу на все вопросы в рамках работы одного круга.

Обратная связь участников балинтовской группы может быть психологически поддерживающей и корректирующей. Поддержать рассказчика могут ответы, отражающие чувства участников (например, «В этом случае я чувствую себя…») и рассказы из практики (например, «У меня тоже была подобная ситуация, и я нашел выход…»). Каждому участнику встречи необходимо высказаться, даже если его точка зрения аналогична прозвучавшей раннее. Поэтому ведущий должен не допускать обезличенные фразы «Я тоже так думаю, как и…», «Я не знаю, что говорить, все уже было сказано» и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: