Ф. И. ребенка
Группа Дата
Рисунок | Высказывание | Выражение лица | |
веселое | печальное | ||
Ребенок с мамой идут в детский сад | |||
Одевание в детском саду | |||
Игра с воспитателем | |||
Выговор | |||
Агрессивное нападение | |||
Собирание игрушек | |||
Изоляция | |||
Прием пищи в детском саду |
На основе данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. Он равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (8):
ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 8) × 100%.
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на три группы:
1) с высоким уровнем тревожности (ИТ выше 50%);
3) со средним уровнем тревожности (ИТ от 20 до 50%);
3) с низким уровнем тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Каждый ответ ребенка педагог-психолог анализирует отдельно. Делает выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации.
Методика «Цветик-восьмицветик» (А.О. Прохоров, С.В. Велиева)
Методика модифицирована автором статьи. Используется с детьми от 2,5 лет.
Цель: выявить отношение ребенка к воспитателям и их к нему.
Материалы:
- сердцевина цветка белого цвета;
- разноцветные лепестки красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов (цвета Люшера).
Исследование проводится на белом фоне в форме игры-беседы.
Педагогу-психологу необходимо наладить доверительный контакт с ребенком, узнать имена и отчества воспитателей, погрузить его в игровую ситуацию и дать инструкцию:
1. «Выбери лепесток, который нравится тебе больше всего».
2. «Выбери лепесток, который ты отдал бы… (И. О. воспитателя)».
Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, рубашки и т. д. человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему.
Полученные результаты педагог-психолог интерпретирует исходя из содержательных характеристик цветов (таблица).