Цвет | Характеристика |
Желтый | «Близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета: эмоциональная зависимость |
Красный | «Активное взаимодействие». Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности |
Голубой | «Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы |
Зеленый | «Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты |
Фиолетовый | Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный человек, не обладающий авторитетом. «Пустое место» |
Коричневый | Отстраненный человек. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывает ребенка |
Серый | Не эмоционален, угнетает активность ребенка, придирчив к нему. Самолюбив, критичен |
Черный | Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом |
На основании результатов, полученных в ходе диагностического обследования, педагог-психолог делает вывод о психологическом состоянии воспитанников в группе детского сада. А именно, выявляет детей с высоким уровнем тревожности и испытывающих эмоциональное неблагополучие в группе. А также выявляет отношение детей к воспитателям и воспитателей к ним, возможные факты физического и эмоционального насилия со стороны воспитателей и другие проблемы, которые мешают ребенку комфортно чувствовать себя в группе детского сада.
|
|
По всем выявленным фактам детского психологического неблагополучия в детском саду проводится дальнейшая углубленная работа (диагностика, коррекция, профилактика), с целью сделать пребывание ребенка безопасным и комфортным.
Консультирование
Что надо знать родителям об адаптации детей к детскому саду
О.В. Клюева
педагог-психолог МБДОУ ДСОВ «Сказка», п. Унъюган, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Ребенок первый раз пошел в детский сад. Это стрессовая ситуация для всей семьи. Не все родители знают об этапе адаптации ребенка среди других людей, новых предметов и в новом жизненном пространстве. Об этом и многом другом на консультации родителям должен рассказать педагог-психолог детского сада.
Что такое адаптация
Адаптация (от лат. adaptare — приспособлять) — процесс вхождения ребенка в новую для него среду. Это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, что предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Часто процесс адаптации сопровождается болезненным привыканием к новым условиям.
|
|
Строгий режим дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, которое таит в себе много неизвестного, другой стиль общения — все это создает для ребенка стрессовую ситуацию и может вызвать у него защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. У ребенка появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряженное состояние, он попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации — неспецифическая реакция защиты (страх, отрицательные эмоции и т. п.), вызываемая воздействием разнообразных внешних раздражителей, стрессоров. Сочетание отрицательных симптомов вызывает «тоску по дому» — так называли адаптацию в прошлом (это состояние было описано еще в 1848 г.).
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа:
1. Острый период, или период дезадаптации, — характеризуется рассогласованием между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, появляются изменения в деятельности нервной системы.
2. Подострый период, или адаптация, — ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. Постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем — это происходит не синхронно. Прежде всего, нормализуется аппетит (в течение 10–15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40–60 дней).
3. Период компенсации, или адаптированности, — нормализуются все регистрируемые показатели.