Шага к мини-консилиуму 4 шага к мини-консилиуму

1. Получите запрос от педагогов.

2. Обсудите основные трудности ребенка.

3. Определите, кого из специалистов и педагогов пригласить.

4. Уведомите родителей о дате и времени встречи

Сложнее обстоит дело, если речь идет о проблемах в познавательном развитии ребенка, нарушениях в поведении и общении, которые педагог-психолог выявил путем наблюдения, анализа плановых обследований или в связи с обращениями педагогов группы. Как показывает практика, родители в этом случае неоднозначно воспринимают информацию. В большинстве случаев они отрицают наличие проблемы в развитии ребенка, аргументируя это тем, что дома он ведет себя иначе, а педагоги ДО просто не обладают должной квалификацией, не могут найти с ним общий язык, не понимают его. Полученная информация настраивает родителей против педагогов группы и педагога-психолога, работающего с ребенком. Чтобы решить эту проблему, необходимо применять новые формы и подходы во взаимодействии с родителями. Одна из них — мини-консилиум. Как его подготовить и провести?

1. Получите запрос от педагогов. На педагогическом совете выясните, есть ли в группах дети, с родителями которых требуется встретиться. Почему важно получить запрос от педагогов — в этом случае они сами будут заинтересованы в помощи и станут активными участниками процесса.

Обсудите основные трудности ребенка, кого из специалистов следует пригласить (например, помимо педагогов группы это могут быть музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию), на чем нужно сделать акцент и какой позиции всем придерживаться во время встречи.

2. Вручите родителям уведомление. За неделю до мини-консилиума оповестите обоих родителей о встрече. Уведомление подпишите у заведующего ДО (методиста). Документ должен быть в двух экземплярах, один из которых остается у вас. В дальнейшем, если родители не захотят сотрудничать, он послужит подтверждением того, что специалисты детского сада уведомили их о проблеме.

3. Проведите мини-консилиум в назначенные день и час. Придерживайтесь следующей структуры встречи:

1) Расскажите родителям о причине встречи, успокойте их.

2) Дайте информацию о ребенке в технике «хот-дог»:

положительная информация о ребенке

информацияо трудностях, которыеребенокиспытываетв ДО

положительнаяинформацияо ребенке.

Данной техники должны придерживаться все педагоги, которые присутствуют на встрече.

3) Выслушайте родителей. После того как каждый педагог рассказал о ребенке, выясните у родителей, замечали ли они дома подобные затруднения и как могут их прокомментировать. Здесь может быть два варианта развития событий:

а) родители подтверждают, что замечали те особенности в поведении ребенка, о которых услышали на встрече, но не знают, как помочь, просят совета;

б) они недоумевают, отрицают наличие проблемы, говорят, что «это проявляется только в детском саду, дома он совсем другой, и вообще он похож на папу (маму), который(ая) в детстве был(а) таким, но все прошло, когда он(а) повзрослел(а)». В этом случае назначьте повторную встречу. Пригласите родителей посетить занятия в ДО и посмотреть, как ребенок ведет себя в группе, что он знает и умеет.





Дайте домашнее задание, например что-то нарисовать, слепить. Часто в этих условиях родители начинают замечать — оказывается, ребенок не умеет держать карандаш, не понимает простые инструкции, не может выполнять их и т. п. То есть проблема объективно существует.

4) Уточните у родителей, какую помощь они могут самостоятельно оказать своему ребенку.

5) Предложите варианты решения проблемы. Дайте рекомендации.

6) Назначьте повторную встречу, если это необходимо, чтобы проанализировать результаты и определить дальнейшие шаги, например нужна ли ребенку помощь специалистов службы сопровождения в детском саду (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога). Если после повторной встречи родители согласятся с тем, что помощь нужна:

предложите им пройти ППк ДО

направьтеребенкана ЦПМПК (принеобходимости) —расскажите, кактудазаписаться, какиедокументыподготовить

получитеот родителейзаключениеЦПМПК, в которомбудетуказано, какиеспециалистыи в какомнаправлениидолжныработатьс ребенком, —и только после этого

начнитеработатьс ребенком.

7) Заполните листок беседы с родителями.

Приведем примеры из практики проведения мини-консилиумов.







Примеры

Вова К., 4 года. В течение первых месяцев посещения детского сада засыпал в течение дня несколько раз. Мог заснуть во время еды, на лавочке во время прогулки, в группе во время свободной игры. Самостоятельно не держал ложку (было видно, что родители кормят), не одевался, все гигиенические процедуры выполнял только с помощью взрослого. Речь отсутствовала, но понимание речи было. На занятиях в группе был пассивен, не понимал, что делать.

На встрече родители рассказали, что дома ребенок очень активен (они не могут его угомонить), из-за чего засыпает поздно.

Родители согласились с тем, что ребенку нужна помощь специалистов, приняли рекомендации по поводу режима дня, совместного времяпрепровождения. Через три месяца они принесли заключение, которое дало возможность работать специалистам службы сопровождения детского сада.

В дальнейшем Вова стал активен на занятиях, научился самостоятельно одеваться, принимать пищу.

Света Т., 5 лет. После плановых обследований и мониторингов было обнаружено, что девочка попала в «группу риска»: на занятиях отвлекается, не понимает инструкции, многие задания по возрасту выполняет неправильно. Знания, умения и навыки, которые должны быть у 5-летнего ребенка, отсутствуют. В общении обидчива, часто плачет, требует внимания педагога. После представления данной информации родители впали в небольшое беспокойство. Попросили совета и рекомендаций.

Родителям было рекомендовано больше времени проводить с дочерью, общаться с ней, играть, при этом использовать игры и задания на развитие внимания, памяти и мышления. Через три месяца была назначена повторная встреча, чтобы проанализировать результаты и решить, нужна ли в дальнейшем ребенку помощь специалистов службы сопровождения.

После встречи педагоги, которые взаимодействовали с девочкой, заметили изменения: она стала включаться в занятия, понимать происходящее, принимать активное участие. Помощь специалистов не потребовалась.

Совместное участие в мини-консилиуме дает возможность родителям обсудить и найти способы помощи ребенку. Они конструктивно воспринимают полученную информацию, менее эмоционально реагируют на нее, не персонифицируют неприязнь к конкретному педагогу.

Часто хватает одной встречи, чтоб настроить родителей на «рабочий лад» и получить их согласие на участие в ППк и дальнейшую помощь специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.

Приложение

Документы для мини-консилиума


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: