Словарь педагога-психолога

Межполушарная асимметрия — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое.

Что это — боязнь проблем в будущем или нежелание понять ребенка, неловкость от того, что он «другой»? Чаще всего это непонимание ситуации, нелепые предрассудки или просто незнание. Леворуким всегда было неуютно в «праворуком мире». Иначе как объяснить существующие в разных языках и культурах негативные значения слов «левый», «леворукий»? В латинском, греческом, французском, немецком, английском языках синонимы слова «левый» — «фальшивый», «незаконный», «неловкий», «неумелый», «неуклюжий» и даже «злой», «подлый», «нечестный».

Не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких, узнать о них больше, осмыслить различия — это путь цивилизованного отношения к феномену леворукости в наше время.

Переучивать или не переучивать леворуких детей

Преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией его центральной нервной системы. Поэтому заставлять левшу писать правой рукой — значит вмешиваться в сформировавшуюся, сложную функциональную систему и перестраивать ее без достаточных на то оснований.

В ряде случаев переучивание приводит к развитию невротических расстройств и других форм патологии, например к возникновению признаков «зеркального» мышления, для которого характерно перевернутое справа налево написание букв или целых слов.

Необходимость переучивать леворуких детей в дошкольных учреждениях и школах в СССР законодательно отменена в 1986 году.

Если принуждать ребенка действовать и писать правой рукой, в его психике могут появиться ранее несвойственные ему признаки астенического состояния: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, жалобы на вялость, на «усталость в правой руке», головные боли. Учитывая все сказанное, необходимо четко понимать, к каким негативным последствиям может привести переучивание леворуких детей.

Существует несколько способов выявления ведущей руки. Однако любой опросник — это самооценка, а специальные исследования доказали, что она не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Особенно сложно использовать опросники в работе с детьми. Поэтому предпочтительно проводить комплексную диагностику в ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна, чаще используется, выполняет движения более ловко и точно. Можно использовать систему тестов для определения ведущей руки, разработанную М.Г. Князевой
и В.Ю. Вильдавским (приложение).

Тестирование проводится один на один в спокойной, благожелательной обстановке. Не следует акцентировать внимание ребенка на том, что взрослый что-то проверяет.

Кроме того, эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Важно все: где сидит исследователь, что он делает, что говорит и т. п. Наблюдение проводится один на один в спокойной, благожелательной обстановке. Не следует акцентировать внимание ребенка на том, что взрослый что-то проверяет. Начать тестирование можно следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их выполнить».

Как организовать работу с леворукими детьми

Организуя игровую деятельность, педагог должен учитывать особенности темперамента леворуких детей: повышенную эмоциональность, часто сочетающуюся с ослаблением тормозных процессов и излишней подвижностью. Таких детей надо вовлекать в подвижные игры, давать им разнообразные поручения, требующие переключения внимания, и т. д.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: