Памятка для родителей

Как воспитывать леворукого ребенка

1. Никогда, ни при каких обстоятельствах не показывайте ребенку негативное отношение к леворукости.

2. Старайтесь придерживаться единой тактики во взаимодействии с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей всегда осложняют ситуацию.

3. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь видеть и различать его состояния, понимать причины огорчений и радостей, его проблем, помогать ему их преодолевать.

4. Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем необязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

5. Не пробуйте научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

6. Определить ведущую руку целесообразно в 4–4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования не удовлетворяет вас.

7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.

8. При обучении письму используйте прописи для леворуких детей. Помните, что методика безотрывного письма в данном случае неприменима.

9. Не заставляйте ребенка читать, если он отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из элементов, пишите буквы, играйте с ними — эта работа облегчит ребенку их распознавание и процесс обучения чтению.

10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи малыша.

Скачать памятку в Pdf

Приложение

Система тестов для определения ведущей руки
(авторы М.Г. Князева, В.Ю. Вильдавский)

Система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Для большей объективности необходимо соблюдать следующие условия:

1. Ребенок не должен знать, что взрослый что-то проверяет, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

2. Игра должна быть по правилам: взрослому следует сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы нужно класть перед ребенком на середину рабочего стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом на низком столике, чтобы ребенок не видел их и не отвлекался.


ЗАДАНИЕ 1. РИСОВАНИЕ

В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.

Инструкция. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его изобразить то же самое другой рукой.

Часто дети отказываются: «я не умею», «у меня не получится». Успокойте ребенка: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.

Примечание. Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие. Чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, занесите их в таблицу:

Скачать таблицу в Word

Задание Левая рука Обе руки Правая рука
1. +    
2.   +  
3.     +

ЗАДАНИЕ 2. ОТКРЫВАЕМ НЕБОЛЬШУЮ КОРОБОЧКУ

Используйте спичечный коробок или коробочки со счетными палочками.

Инструкция. Предложите ребенку несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста.

Задача — найти спичку (фигуру) в одной из коробочек. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.

ЗАДАНИЕ 3. СТРОИМ КОЛОДЕЦ

Инструкция. Предложите ребенку построить колодец из палочек или спичек. Сначала из палочек выстроить четырехугольник, затем выложить второй и третий ряды.

ЗАДАНИЕ 4. ИГРА В МЯЧ

Используйте небольшой мяч (например, теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой.

Инструкция. Положите мяч на стол прямо перед ребенком и попросите его бросить вам мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.

ЗАДАНИЕ 5. ВЫРЕЗАЕМ НОЖНИЦАМИ РИСУНОК ПО КОНТУРУ

Используйте любую открытку, из которой можно вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.

При выполнении задания более активной может быть и та рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания.

Результат может быть неверным, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Задание можно заменить, например предложить ребенку разложить карточки из детского лото.

Инструкция. Все карточки (10–15 шт.) стопкой положите строго на середину стола перед ребенком. Сформулируйте задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой».

Ведущей будет рука, которой ребенок раскладывает карточки.

Примечание. Чтобы ему было интереснее, попросите называть то, что нарисовано на карточках.

ЗАДАНИЕ 6. НАНИЗЫВАНИЕ

Инструкция. Предложите ребенку нанизывать бисер или пуговицы на иголку с ниткой или шнурок.

ЗАДАНИЕ 7. ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Инструкция. Предложите ребенку открыть несколько флаконов, баночек (2–3 шт.) с завинчивающимися крышками.

Учтите, что ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

ЗАДАНИЕ 8. УЗЕЛКИ

Заранее завяжите неплотно несколько узлов из шнура средней толщины.

Инструкция. Предложите ребенку развязать узелки. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.

В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, т. к. развязывание узелков — довольно сложный для ребенка процесс, в котором участвуют, как правило, обе руки.

Можно предложить ребенку составить цепочку из скрепок. В этом случае ведущей рукой он будет присоединять скрепку, а другой рукой держать всю цепочку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: