Концентрация на положительных моментах в межличностных отношениях помогает всем участникам игры развить в себе чувство самоуважения

Игру можно проводить ежедневно в течение длительного периода времени, лучше всего в конце дня. Тогда у каждого ребенка появится шанс хотя бы раз стать «героем».

Подобные игры формируют общность с другими и дают возможность увидеть в сверстниках друзей и партнеров. А чувство общности и интерес к другому — тот фундамент, на котором строятся полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Коррекционная и развивающая работа

Три направления коррекционной работы с детьми 5–6 лет с нарушениями поведения

И.В. Базулина
педагог-психолог МБДОУ детский сад № 12 «Солнышко», г. Сергач, Нижегородская обл.




Дошкольники не умеют контролировать свои эмоции. Это ведет к нарушениям поведения — агрессивности, вспыльчивости или, наоборот, замкнутости. Игры и упражнения, предложенные автором, помогут детям разобраться в собственных чувствах, научат адекватно заявлять о своих потребностях. Используйте их в работе с воспитанниками и рекомендуйте педагогам и родителям.

Нарушения поведения у детей — это те его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют свободному выражению себя: сковывают, ухудшают отношения в кругу сверстников; наносят вред душевному и физическому здоровью ребенка; негативно сказываются на адаптации в социуме.

Наиболее распространенные формы нарушенного поведения:

  • агрессивность — ребенок рвет книги, разбрасывает и крушит игрушки, кидается ими в детей и взрослых, ломает вещи, оскорбляет других, дразнится, ругается;
  • вспыльчивость — по любому, даже самому незначительному, с точки зрения взрослых, поводу устраивает истерики, может расплакаться, разозлиться (но без проявления агрессии); это, скорее, выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера;
  • пассивность — при внешнем благополучии ребенок чувствует себя несчастным, подавленным, страдает от застенчивости, изолируется в собственном мире. При этом он может сосать палец, царапать кожу, выдергивать у себя волосы или ресницы, раскачиваться из стороны в сторону
    и т. п.;
  • гиперактивность — для такого ребенка характерны отвлекаемостъ внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. Он действует, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого стал. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Основные причины нарушения поведения:

  • особенности нервной системы, типа темперамента;
  • дефицит родительского внимания или, наоборот, гиперопека;
  • безделье и скука;
  • незнание правил поведения.

В настоящее время существует несколько направлений коррекции трудностей поведения дошкольников. Из них наиболее эффективны арт-терапия, песочная терапия и игротерапия. Они оказывают коррекционное воздействие не только на поведение ребенка, но и на его личность, содержание деятельности, характер отношений со взрослым и сверстниками.

Арт-терапевтические методы коррекции поведения

Основная цель арт-терапии — гармонизация психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Арт-терапия дает ребенку неограниченные возможности для самовыражения и самопознания. В творческой продукции воплощаются его чувства, идеалы, мотивы поступков. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих повышает его самооценку, степень самопринятия. Отсюда важный принцип арт-терапии — одобрять и принимать все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Применяя арт-терапию в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями поведения, используйте возможности таких видов искусства, как музыка (музыкотерапия), литература (библиотерапия, в том числе сказкотерапия), живопись (рисуночная терапия).


Музыкотерапия

Слушание музыки, ритмические движения под музыку развивают личность ребенка, положительно воздействуют на его поведение.

Русский психиатр, невропатолог, психолог В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыки (музыкального ритма) можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение.

Приведем примеры игр и упражнений.

«Шарф с волшебными историями». Упражнение для индивидуальной работы с гиперактивным ребенком. Учит его успокаиваться и сосредотачиваться.

Инструкция. Включите музыку и двигайте над ребенком большой яркий шарф. Одновременно рассказывайте фантазийную историю, например про него самого. При этом предложите ребенку в случае, когда шарф взлетает вверх или колышется из стороны в сторону, двигаться произвольно, а когда опускается — останавливаться.

Во время упражнения необходимо синхронизировать подвижные и спокойные эпизоды в движениях шарфа, в музыке и в истории.

«Упрямая подушка». Игра для индивидуальной работы, снимает общее напряжение, упрямство. Музыкальный материал — увертюра «Буря» П.И. Чайковского, «Ноктюрн № 20» Ф. Шопена.

Инструкция. Приготовьте «волшебную, упрямую подушку» в темной наволочке. Введите ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давай прогоним упрямки». Предложите ребенку бить кулаками в подушку изо всех сил, при этом приговаривайте: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (под музыку П.И. Чайковского). Когда движения ребенка станут медленнее, постепенно остановите игру. Попросите ребенка послушать упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли? Что они делают?» Он прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке, — говорите вы. — Подушка стала доброй». После этого предложите полежать на ней и послушать музыку (ноктюрн Ф. Шопена).

«Клоуны ругаются». Терапевтическая игра для групповой работы. Снимает вербальную агрессию. Музыкальный материал — «Клоуны» Д. Кабалевского.

Инструкция. Введите детей в игровую ситуацию: «Клоуны показывали представление, веселили зрителей, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обратите внимание на то, что интонации должны быть сердитыми. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» остальных воспитанников. Вы руководите игрой, сигналом объявляете начало и конец игры, останавливаете ее, если дети используют другие слова или проявляют физическую агрессию. Затем вы говорите: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось. И тогда клоуны стали учить их не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами». Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

«Морское дно». Упражнение для расслабления. Можно использовать для индивидуальной и групповой работы. Музыкальный материал — «Лунный свет» К. Дебюсси.

Инструкция. В случае групповой работы дети произвольно размещаются в зале. Проговаривайте текст, согласуя его с движением музыки: «Сейчас мы окунемся в морскую глубину. Сначала проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой: спокойно, без напряжения вдохните, теперь выдохните. Со снаряжением все в порядке, поэтому погружаемся!.. Сделайте спокойно глубокий вдох, а с выдохом опуститесь на самое дно. Вокруг вас — чистая голубая вода. А теперь представьте, что вы — морские волны, которые легко качаются вместе с музыкой. Вокруг вас плавают разноцветные жители моря. Почувствуйте их присутствие, рассмотрите внимательно.

Вдруг течение изменилось! Все волны зашевелились, начали перемещаться, путешествовать по морской глубине, встречать новых морских жителей…

Но вот наступила ночь. В полной темноте морская вода засияла — это светящиеся микроскопические водоросли, рачки, удивительные медузы. Волны постепенно успокаиваются и ложатся на дно».

После упражнения предложите детям под эту же музыку нарисовать образы, возникшие в их воображении. Проанализируйте детские рисунки: цвет, насыщенность, силу нажима карандаша. Это поможет выявить скрытое эмоциональное напряжение, недовольство, агрессию.

«Медвежонок Бука». Игра-драматизация для преодоления замкнутости. Музыкальный материал — «Заяц» К. Сен-Санса, «Белка» Н.А. Римского-Корсакова, «Полет валькирий» Р. Вагнера.

Материал для инсценировки. Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (К. Сен-Санс), поздоровался: «Привет, Мишка». Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Н.А. Римский-Корсаков), лапку протянула: «Привет! Давай дружить!». Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья», — пробурчал он. Ёжик мимо проковылял, ягодкой медвежонка угостить хотел. Миша ягоду взял и отвернулся. Даже спасибо не сказал. «Какой все-таки он бука!» — удивились зверята. Но вот подул сильный ветер (Р. Вагнер). Белочка в дупло прыгнула, ёжик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно ему стало. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать. Но кого звать-то? Друзей ведь у него нет. Вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ёжик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ёжика (дети бегут «паровозиком»). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья!» — подумал медвежонок. А вслух сказал: «Спасибо!». Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит спасибо, пожалуйста и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке.

Библиотерапия

Мир литературного произведения для дошкольника не вымысел, не фантазия, а особая реальность. Для ребенка 5–6 лет язык сказки самый понятный. Через нее он усваивает социальный опыт. Любое задание выполняет лучше и с удовольствием, если оно сопровождается сказочным сюжетом.

В процессе чтения, слушания, сопереживания сказочным героям ребенок учится понимать не только их чувства, мотивы поведения и поступков, но и свои собственные. Он получает представление об иных возможных способах поведения, возможность не только проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других детей. Таким образом, ребенок учится анализировать, а затем и контролировать свои эмоциональные реакции, поведение.

Приведем пример сказки, которую можно использовать в случаях, когда ребенок ведет себя агрессивно или не находит общий язык со сверстниками.

Маленький медвежонок1

Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.

Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что, если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать», — так думал Медвежонок. Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.

— Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом, — сказала Белочка.

— Но посмотрите, — закричал Зайчик, — он сжал кулаки и собирается с нами драться! Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: «Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться».

— Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться, — закричали зверята. — Мы будем защищать себя!

И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.

— Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться, — сказали зверята. — Мы думали, ты наш новый друг, а ты… — закричали они. — Мы не будем с тобой дружить!

И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. «Что же мне делать, как подружиться со зверушками?» — думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы. «Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!» — решил Медвежонок.

На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть драчуном!». И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.

Скачать сказку в pdf

После чтения предложите ребенку ответить на вопросы:

  • Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть?
  • Так ли это было на самом деле?
  • Почему зверята в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить?
  • Из-за чего они так подумали?
  • Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами?
  • Что еще ты ему посоветуешь?

Когда ребенок проживает сказку, образуются связи между сказочными событиями и его поведением в реальной жизни. При обсуждении прочитанного он быстрее усваивает жизненные уроки. Это способствует дальнейшему гармоничному развитию ребенка и его успешной самореализации. Если сказки не обсуждать, то жизненные уроки и ценности ребенок усваивает хуже.

В ходе работы со сказкой предложите ребенку выполнить следующие задания:

1) сочинить волшебную историю (с помощью вопросов и без них) — таким образом он моделирует поведенческие ситуации, учится их анализировать и разрешать (особенно если речь идет о конфликтах, ссорах и прочих негативных проявлениях);

2) сыграть сказку по ролям — это возможность для ребенка превратиться в актера, режиссера и сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему бывает нелегко прожить — так он учится управлять своим поведением и эмоциями.

Рисуночная терапия

Изобразительная деятельность ребенка в рамках коррекционной работы направлена на то, чтобы научить его управлять своим поведением. Поэтому интересен не только рисунок, качество его исполнения, но и особенности поведения ребенка в процессе рисования, спонтанные речевые высказывания, характер эмоциональных реакций, наличие пауз в процессе рисования и т. п.

Приведем примеры упражнений.

«Имя». Цели — научить ребенка лучше понимать себя, развить коммуникативные навыки. Упражнение подходит для индивидуальной и групповой работы.

Инструкция. Предложите придумать и нарисовать на бумажном кружке символ — предмет, который, по мнению ребенка, отражает его самого. Если вы проводите работу в группе, попросите детей по очереди назвать свое имя и показать рисунок.

«Придумаем сказку». Цели — научить взаимодействовать с другими, уважать чужое мнение, развить творческое мышление и воображение.

Инструкция. Разложите на полу в центре комнаты ватман. Предложите детям по очереди подойти к нему и нарисовать то, что подсказывает им их фантазия: домик, лес, озеро, горы и т. п. После того как сказочная страна нарисована, предложите заселить ее сказочными героями (используйте игрушки, которые надо разместить на ватмане) и сочинить волшебную историю.

«Волшебные руки». Цель — гармонизировать эмоциональное состояние.

Инструкция. Предложите детям на листе бумаги обвести силуэт ладони и раскрасить (оживить) его так, как хочется. Затем попросите их разбиться на пары и под музыку изобразить пантомиму: наши руки знакомятся →ссорятся→мирятся→дружат. Послепантомимыпредложитедетямподтихуюмузыкузакрытьглаза, представить, чторуки стали волшебными, и изобразить ими порывы ветра, распускающиеся цветы, стебли трав, крылышки бабочек, ветви деревьев. Обсудите с детьми чувства, которые они испытывали при выполнении упражнения.

«Рисуем на стекле». Цели — научить детей сотрудничать, сформировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать свою точку зрения.

Инструкция. Дети рисуют парами на закрепленном вертикально стекле гуашью. Темы рисунков могут быть разными: «Радость», «Волшебный сад», «В космосе», «Праздник», «Хорошее настроение» и т. п.

Помимо рисования используйте игры и упражнения с изобразительным материалом (красками, бумагой, пластилином, мелом). При этом помните, что у каждого изобразительного материала свой диапазон возможных способов действия с ним. Например, не предлагайте импульсивному ребенку краски, пластилин, глину. Эти материалы стимулируют его неструктурированную, ненаправленную активность (разбрасывание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Взамен предложите ему листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры — материалы, которые задают организованную, структурированную деятельность.

Для эмоционально зажатого, пассивного ребенка подберите материалы, которые требуют в обращении широких, свободных движений, включающих в действие все тело, а не только кисти рук и пальцы. Предложите ребенку краски, большие листы бумаги, рисование мелом на широкой доске.

Песочная терапия

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Это уникальный способ, чтобы снять внутреннее напряжение, воплотить его на бессознательно-символическом уровне и тем самым повысить уверенность в себе, гармонизировать эмоциональное состояние.

В рамках коррекционной работы с детьми с нарушением поведения используйте в индивидуальной и групповой работе следующие игры.

«Волшебные дюны». Погрузите вместе с ребенком руки в песок, пошевелите пальцами, проследите за изменениями песочного ландшафта.

«Песочные часы». Расскажите ребенку о песочных часах и предложите ему показать, как они работают. Для этого попросите взять в одну руку песок и сыпать его тонкой струйкой. То же самое повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.

«Песочная река». Вместе с ребенком сделайте в песке реку, погрузите ладони в песок и медленно подвигайте пальцами. Попросите ребенка представить, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневые, другие золотистые, третьи ярко-желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок. Кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно.

Эта кропотливая и созерцательная работа вызывает спокойствие, сосредоточенность, развивает умение слушать тишину, себя и окружающих. Упражнение проводите под релаксационную музыку.

«Дракон». Игра поможет преодолеть агрессивное поведение. Предложите вылепить из песка фигурку дракона. Параллельно обсудите с ребенком, что он чувствует, когда лепит, какой у дракона характер, есть ли у него друзья, как его зовут, чем он питается, где живет и т. п. Как только фигура будет готова, скажите ребенку, что если дракон злой — его необходимо разрушить. Победу над драконом отметьте танцем победителей под веселую музыку.

Игротерапия

В общении с дошкольником с нарушениями поведения наказания, запреты, нравоучения положительный результат не принесут. Поэтому используйте игры и игровые ситуации, которые позволят ему критически оценивать свои знания и опыт в действии.

Приведем примеры групповых игр на снижение агрессии. Данные игры реализуют потребность детей в агрессии, которая снимает мышечное напряжение.

«Ёж». Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность: они защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей — медленно вытягиваются и греются на солнышке. Повторите игру 3 раза.

«Хищник». Дети, каждый для себя, выбирают хищников (тигра, льва, волка, рысь и т. п.) и располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу свою силу и храбрость. Показав свои возможности, они успокаиваются, показывают, что уважают силу и достоинство каждого.

Кроме игр на снижение агрессии используйте игры на формирование группового единства и на расслабление.

«Поварята». Дети встают в круг — это кастрюля. Ведущий предлагает сварить суп (компот, сделать винегрет, салат). Каждый ребенок придумывает, чем он будет (картошкой, морковкой, луком, капустой, солью и т. д.). Ведущий по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя участник впрыгивает в круг. Следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продолжается, пока все «компоненты» не окажутся в круге.

«Огонь и лед». Дети стоят в кругу. По команде «Огонь!» они начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый выбирает сам. По команде «Лед!» — застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Игру повторить несколько раз.

Рекомендации родителям

Процесс психолого-педагогической коррекции поведения дошкольников не будет успешным без активного участия и помощи родителей. Их отношение к ребенку — один из важных факторов в формировании и развитии его индивидуально-личностных особенностей и поведения.

Общаясь с родителями, братьями и сестрами, ребенок усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, но бессознательно все равно транслирует манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это: стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков — в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.

В ходе взаимодействия с родителями (в форме тренингов, семинаров, родительских собраний) по вопросам преодоления проблем поведения у детей и гармонизации детско-родительских отношений используйте памятки и буклеты.

Приведем пример памятки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: