Что такое зеркальное письмо?

Фактически это зеркальное отражение движений правой руки. При этом ребенок может не осознавать зеркальность в ходе движения, но зеркально написанный текст читает без особого труда, словно он написан правильно. Иногда зеркально он пишет только некоторые буквы или слова и фразы.

У леворукого ребенка можно наблюдать и зеркальное рисование. Особенно это проявляется при копировании одной или нескольких фигур. Части фигуры или сами фигуры он меняет местами: правые — налево, левые — направо. При этом, как и при письме, может не осознавать, что неправильно рисует.

Важно помнить: письмо, почерк — своеобразный индикатор состояния нервной системы ребенка. Интересно, что при ухудшении функционального состояния, при утомлении у неустойчивых правшей, как и у леворуких, «вдруг» может вновь появиться зеркальное письмо. Кроме того, оно часто появляется у переученных левшей.

Способность писать зеркально может сохраняться всю жизнь.

В силу доминирования правого полушария у леворуких дошкольников ослаблена способность регуляции собственной деятельности, поэтому необходимо чаще проводить сюжетно-ролевые игры, учить соблюдать правила. Игры по правилам не только формируют коммуникативные навыки, но и развивают умения планировать свою деятельность, координировать ее с действиями других детей, помогают ребенку осознать себя среди сверстников, сформировать определенное отношение к себе, своим поступкам.

Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, пытается писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой.

Существуют две манеры леворукого письма. Наиболее распространенная — когда рука находится в положении, аналогичном тому, при котором пишут правой рукой. Лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном вправо, при этом рука пишущего находится под строкой. В другом случае лист бумаги наклонен влево, а рука и ручка — над строкой, кисть повернута в сторону груди пишущего. Ребенок должен сам избрать ту манеру письма, которая для него более удобна и позволяет не отставать в скорости письма от сверстников. Нередко в самом начале обучения письму ребенок путает правую и левую стороны листа и начинает строку справа. В таких случаях желательно маркировать цветным карандашом левую сторону листа.

Следует помнить: решающее значение в становлении самооценки ребенка имеет оценка взрослых.
В 6–7 лет ребенок еще только учится различать свое эмоциональное состояние, начинает прислушиваться к себе, своим ощущениям, адекватно оценивать себя. Поэтому важно, чтобы оценка, которую сам ребенок приобретает во время деятельности, общения, не расходилась с оценкой взрослых, как это часто бывает в семьях, где неадекватно относятся к леворукости. Оцениваться должен не ребенок как «плохой» или «хороший», а его поступок, результат его работы и т. п.

Низкую самооценку порождают запутанные и противоречивые требования взрослых. От леворукого ребенка часто можно услышать: «я неловкий, неуклюжий», «у меня все плохо получается» и даже «у меня все друзья нормальные, один я — левша». Неудовлетворенность собой, неверие в свои силы, в возможный успех приводят к апатии, нежеланию стараться.

Как готовиться к школе

В школе леворукий ребенок может столкнуться с многими проблемами. Но если в дошкольном детстве взрослые уделяли внимание его полноценному психическому развитию, то серьезных осложнений при овладении учебной деятельностью не будет.

Ребенка с ведущей левой рукой следует учить, опираясь на его врожденную интуицию, эмоциональность, образное мышление, обращая его особенности в достоинства. С возникшими проблемами нужно справляться поэтапно, использовать разнообразные способы обучения и индивидуальный подход.

Следует помнить — леворукий ребенок быстро и по пустякам обижается, переживает из-за любого резко сказанного слова, очень чувствителен к обидам и непониманию сверстников. Он склонен к уединению, испытывает трудности в общении со сверстниками и взрослыми!

Подготовку можно проводить в разных формах: мини-уроки, различного рода игры (в том числе компьютерные), любые другие варианты повседневного общения ребенка со взрослыми. Например: вы вернулись с прогулки — попросите ребенка нарисовать то, что он видел, вылепить из пластилина цветок, дерево, куст. Спросите, что между ними общего, в чем различия.


Занятия должны быть короткими — 1–15 минут (способность ребенка удерживать внимание ограничена), и регулярными — это обеспечит непрерывность обучения. Организуя занятия, следует помнить, что леворукий ребенок эмоционально чувствителен, отличается сниженной работоспособностью, повышенной утомляемостью, ранимостью и тревожностью.

За столом его надо посадить с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа. На занятиях аппликацией важно продумать технику безопасности, например приготовить ножницы для леворуких. В домашних условиях рабочее место необходимо организовать так, чтобы свет из окна или от настольной лампы падал с правой стороны.

Необходимо учитывать особенности функционального развития леворукого ребенка: он лучше опознает вербальные (словесные) стимулы, чем невербальные (схемы, модули); хуже справляется со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными, путает правую и левую стороны, иногда — верх и низ. Эти понятия он быстро усвоит, например, в игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), бросаем вправо (влево), вперед (назад) и т. д. Ребенок легко выполнит подобные задания.
При этом важно зафиксировать его внимание на пространственных категориях.


Специальные исследования свидетельствуют о том, что при проблемном обучении и приобщении к художественному творчеству левши демонстрируют большой творческий потенциал. Поэтому следует поощрять ребенка, когда при рисовании, лепке, в процессе обучения письму и трудовым навыкам он использует левую руку.

Следует учитывать особенности формирования учебных навыков, в первую очередь — навыков письма. Необходимо снизить требования к каллиграфической стороне почерка ребенка. Не требовать правонаклонного письма.

Не стоит настраивать леворукого ребенка только на успехи в школе — возникшие трудности станут для него большим разочарованием. Неудачи могут сломать, вызвать отрицательное отношение к учебе. Все это не только нарушит процесс адаптации в школе, но и приведет к школьному неврозу.

Необходимо разъяснять родителям, что леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни. История знает много выдающихся левшей: Гай Юлий Цезарь, Жанна д’Арк, Наполеон,
В. Маяковский, М. Ганди, Ч. Чаплин, С. Эйзенштейн, П. Маккартни, Б. Обама и др. Главное — придерживаться рекомендаций, воспитывая леворукого ребенка.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: