Критерии оценки компетенций педагога-психолога в психолого-медико-социальных центрах

Регламент работы

  • -Каковы критерии оценки качества работы педагога-психолога

Психопрофилактика

  • -Проект «Неделя физического и психического здоровья»
  • -Практикум «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога»

Психологическая коммуникация

  • -Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт
  • -Какие применять методы, чтобы психологически подготовить детей к сдаче норм ГТО

Консультирование

  • -Расскажите родителям, как уберечь ребенка от сексуальных домогательств

Психологическая диагностика

  • -Как выявить проблемы во взаимодействии сверстников

Коррекционная и развивающая работа

  • -Развиваем умственные способности детей с помощью наглядного моделирования

Регламент работы

Каковы критерии оценки качества работы педагога-психолога

Ольга Самуйлова
методист ГБОУ ДПО «Московский центр качества образования»


Новая система оплаты труда требует контроля качества образовательных услуг, выстраивания рейтинга работников, что, в свою очередь, невозможно без учета многочисленных факторов. По каким критериям может оценивать вашу работу администрация, чтобы назначить премию, расскажем в материале.

Сложность оценки качества работы педагога-психолога заключается в ее специфичности. Один из основных критериев оценки качества образования в школе — учебная успеваемость, которая в работе педагога-психолога ДОО не поддается прямому объективному контролю и учету. Поэтому внимание должно уделяться формальным критериям и содержательной стороне вопроса, которые укладываются в рамки компетентностного подхода.

Модель профессионального стандарта основана на компетентностном подходе

Разработка модели профессиональной компетентности педагога-психолога — отдельная самостоятельная задача, которая должна стоять перед научным сообществом. Если в области образования общие компетентности педагога прописаны (В.Д. Шадриков), то в области психолого-педагогического сопровождения эта задача только решается.

Модель профессиональной компетентности педагога-психолога

Чтобы разработать критерии оценки качества работы психолога, возьмем за основу модель профессиональной компетентности педагога-психолога С.В. Чеботаревой1. Она состоит из трех блоков:

1. Универсальные компетенции.

2. Полифункциональные компетенции.

3. Функциональные компетенции.

В первый блок входят работоспособность, надежность, ответственность, организованность, самоменеджмент, самостоятельность, социально-профессиональная мобильность, предприимчивость, коммуникативность, профессиональная ответственность, конкурентоспособность, активность, инициативность, навыки организации собственной познавательной деятельности, стремление к постоянному саморазвитию, наличие личного профессионального плана.

Второй блок состоит из двух составляющих:

  • личностная: профессиональная направленность личности, эмпатия, толерантность, рефлексивность, ассертивность, самоконтроль, коммуникативные способности, интеллектуальные способности, профессиональное мышление и профессиональное общение;
  • мотивационно-ценностная: альтруистические мотивы, общечеловеческие ценности, личность как ценность, гуманистические установки, нацеленность на позитивное в человеке, осознание значимости профессиональной деятельности, мотивация достижений в деятельности и способность актуализироваться в ней, уважение к человеку, высоконравственность и моральная устойчивость.

Функциональные компетенции третьего блока: диагностическая, коррекционная, развивающая, просветительская, профилактическая, консультативная, научно-исследовательская, экспертная, экстренная.

По мнению С.В. Чеботаревой, каждая из копетенций включает когнитивную и деятельностную составляющие. Откажемся от подобного деления, добавим еще один вид деятельности — методический.

Второй блок компетенций стабилен во времени, не требует периодических диагностических срезов и учитывается один раз при приеме на работу. Универсальные компетенции также стабильные, но можно оценивать их динамику. Третий блок отражает содержательную сторону деятельности педагога-психолога и не может быть обобщен, а оценка строго формализована.

В основу оценки деятельности педагога кладут внешние по своему содержанию критерии. Несмотря на специфику работы педагога-психолога, отдельные стороны его профессиональной деятельности поддаются качественной и количественной оценке. В этом случае оценка переходит от этой общей модели к частным случаям работы психологов различных специализаций.

Содержание критериев оценки деятельности педагога-психолога

Приведем пример, по каким критериям оцениваются компетенции педагогов-психологов центров психолого-медико-социальных сопровождений Москвы (таблица 1). Их оценка проводится в виде самоотчета. Его потом проверяют, выставляют баллы и заверяют методист, руководители отделов и руководитель образовательной организации.

Скачать критерии в pdf

Таблица 1

Критерии оценки компетенций педагога-психолога в психолого-медико-социальных центрах

Компетенции Критерии Максимальный балл

Универсальные профессиональные компетенции

Работоспособность Имеет награды, грамоты, благодарственные письма за отчетный период (перечислите, какие) 5
Надежность Выполнил перспективный план работы, % 3
Организованность Не опаздывает на работу (%), заполняет журнал разъездов 3

Самоменеджмент

Своевременно ведет документацию (заполняет журнал педагога-психолога) 1
Имеет портфолио 1

Социально- профессиональная мобильность

Использует инновационные методы в профессиональной деятельности 1
Ведет электронные базы данных (журнал специалиста) 1
Работает с интернет-ресурсами (dogm.mos.ru, mcko.ru, gppc.ru, mioo.ru) 1
Предприимчивость Сколько внебюджетных денег специалист принес Центру (тысяч рублей) 5
Профессиональная ответственность Имеет документ, который подтверждает квалификацию в данном виде деятельности, профиле работы 1

Конкурентоспособность

Заменяем другими специалистами (какое количество специалистов в Центре работает по этим же проблемам) 3
Является членом в профессиональных сообществах 3
Владеет различными профессиональными техниками и методиками работы (подкрепляет документально) 1

Активность

Участвует: в ПМПК/ППк первичном приеме детей родительских клубах грантах конференциях в качестве слушателя конференциях в качестве докладчика супервизиях / проводит супервизии 1 1 1 1 1
Осуществляет междисциплинарное взаимодействие в работе 1

Навыки организации собственной познавательной деятельности

Посещает курсы повышения квалификации, часы/год 3
Проходит профессиональную переподготовку 5
Получает ученую степень 5
Участвует в профессиональных конкурсах 4
Инициативность Выполняет задания сверх перспективного плана работы. Количество выдвинутых инноваций, предложений с целью увеличить эффективность деятельности и пр. 3

Функциональные профессиональные компетенции

Содержание видов работ

Демонстрирует положительную динамику в работе 3
Имеет положительные отзывы клиентов (от общего количества детей) 3

Просветительская

Проводит родительские клубы 3
Проводит родительские собрания на базе ДОО 3
Выступает на телевидении и радио 3
Организует наставничество 1
Пишет популярные статьи 3
Профилактическая Проводит тематические встречи на базе Центра или ДОО 1

Научно-исследовательская

Публикует статьи в научных журналах, сборниках тезисов 3
Оценивает эффективность собственной деятельности 3
Организует преемственность образовательного маршрута 1
Экспертная Проводит экспертизу, пишет заключения 1

Методическая

Имеет собственные программы (да, нет) 1
Последняя дата обновления программы 1
Пособия, которые использует в работе (перечислить) 3
Взаимодействует со всеми участниками образовательных отношений (родителями, воспитателями) 3
Осуществляет информационную поддержку профессиональной деятельности (раздаточный материал, памятки, буклеты, информация на сайте) 1
Имеет высокую значимость для участников образовательных отношений (родителей, детей, педагогов) 3
Выполняет требование к соотношению часов методической работы и часов работы с детьми 1
Использует апробированные методики 1

Первый блок универсальных компетенций представлен в виде объективных критериев, которые возможно оценить количественно.

Второй блок компетенций оценивается с помощью традиционных психодиагностических методик. Этот блок не учитывается при составлении рейтинга, но включается в качестве повышающего коэффициента.

Третий блок компетенций оценивает профессиональные знания, умения и навыки. Руководитель проводит мониторинг научной, методической и просветительской составляющей деятельности педагога-психолога. Учитывает при этом документацию, которую он ведет, опубликованные статьи, проведенные мероприятия и другие подобные критерии.

По итогам оценки всех показателей выставляют общий балл, который определяет позицию специалиста в рейтинге. Рейтинг носит безоценочный характер, демонстрирует наглядные материалы. На общее обсуждение выносят минимальный балл, который определяет профпригодность или же критическую эффективность работы за отчетный период.

Максимальное количество баллов, которое может набрать специалист, — 100. Как установить минимальный балл, за которым последует штраф работника за низкие рабочие показатели, — тема отдельного исследования.

Как апробировали модель оценки качества в Москве

Апробация данной модели оценки качества работы педагогов-психологов была проведена в условиях ГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции “Гармония”»2 Департамента образования города Москвы (далее — ЦППРиК). Оценили работу каждого педагога-психолога по каждому пункту по баллам. Далее был составлен рейтинг, на основании которого распределили стимулирующую часть фонда оплаты труда (таблица 2, данные 2012 года).

Объем премиальных средств рассчитывался следующим образом: премиальный фонд за месяц делился на набранное всеми работниками количество баллов, в результате чего выявлялась стоимость одного балла рейтинга. Это число умножалось на общее количество набранных работниками баллов, и получалась итоговая сумма премиальных, которая выплачивалась конкретному работнику.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: