Объективность суждения

 

Объективность суждения непосредственно вытекает вообще из объективности логического (что было рассмотрено выше). Было сказано и то, что объективность суждения опирается на определенность предмета, так как суждение есть мысленное высказывание этой определенности. Суждение есть определенность предмета, «перенесенная и переработанная» в мысли. Оно, как логическая определенность, есть мысленное высказывание определенности предмета. Поэтому истинное суждение не зависит от субъекта; суждение есть мысль, которая зависит от определенности предмета. Оно есть форма мысли, но независимая от мысли (а несуществующая независимо от нее; эти два определения необходимо различать). Суждения нет в предмете, предмет не является суждением (как это полагал Гегель); нет, оно есть определенная мысль, но зависящая от предмета, определенность мысли, зависящей от предмета, но не зависящей от мысли. Поэтому оно не может быть необъективным, субъективным. Суждение есть определенное отражение предмета, поэтому оно и объективно; это не объективность предмета, а объективность истины (содержания мысли, зависящей от предмета, от его определенности, а не от субъекта, от его мысли).

И ложное суждение есть отражение предмета, но извращенное. Заблуждение есть искажение истины, постольку оно есть ее отрицание, но оно понятно только на основе истины. Поэтому и заблуждение, ошибочная мысль как-то связана с действительностью. Правда, признание несуществующего существующим, что представляет собой заблуждение, является нашей психологической деятельностью, но понятие несуществующего возможно только на основе понятия существующего. Небытие с необходимостью подразумевает бытие.

Аристотель был прав, считая суждение высказыванием действительности. По его мнению, то, что связано в действительности, должно, быть так и представлено в мысли; утвердительное суждение, как положительная связь, должно выражать ту положительную связь, которая имеется в вещи или в вещах, а разобщенное в действительности должно быть также представлено и в мышлении; отрицательное суждение выражает то, что находится в действительности в разобщенном виде. Обратное будет ошибкой. Здесь речь идет именно о суждении, а не о предложении, поскольку отрицательное суждение можно выразить и положительным предложением. Следовательно, суждение имеет объективный характер, объективную природу.

Объективность суждения отрицается тогда, когда не видят разницы между суждением и предложением, или тогда, когда суждение отождествляют с субъективной уверенностью, что изучается психологией, а не логикой. Но, как было сказано: 1) предложение есть определенный символ, нечто условное (в противном случае, был бы возможен только один язык), которое многообразно изменяется, но выражает (в языковом смысле) одно и то же суждение. Предложение может меняться, но нельзя, чтобы изменялось истинное суждение, а предмет; высказываемый им, оставался бы тем же самым. Тождественность определенности предмета определяет (указанную здесь) тождественность суждения. Данная определенность предмета одна и одно так же мысленно высказывающее ее суждение; поэтому суждение с необходимостью имеет объективный ха­рактер. 2) Уверенность есть психологический акт, это совершенно другая область и вторична по отношению к суждению, к его объективности. Суждение заранее предполагается для уверенности в нем. Должно быть осуществлено суждение, чтобы быть уверенным в нем. Логика есть логическое основание психологии (так же, как и всякой науки).

Известно, что в суждении отличаются друг от друга акт и содержание этого акта. Акт суждения изучается психологией; а содержание акта есть та логическая форма, которую изучает логика. Акт суждения субъективен, а содержание акта, как логическая форма, логически-объективно. Объективность суждения не есть, как было сказано, объективность предмета; объективность суждения не есть ни идеальность (как это было у Гуссерля), ни «значимость» Риккерта. Объективность суждения, как было сказано, состоит в том, что оно есть отражение определенности предмета, его мысленное высказывание. Нельзя сводить суждение к акту, так как акт субъективен; необходима объективность суждения, но это не значит, что суждению должно предшествовать положение, являющееся суждением в себе. Для объективности суждения допущение этого излишне, достаточна объективность определенности предмета. Поэтому не был прав Больцано[84], который объективным основанием суждения считал «положение» (Satz). Если для объективности суждения недостаточна определенность предмета и необходимо Satz, то и для последнего необходимо другое такое идеальное и т.д.

Именно на основании определенности объективны как положительное, так и отрицательное суждения. Отрицательный момент определенности есть реальное основание отрицательного суждения. Поэтому объективно не только положительное, но и отрицательное суждение. Поэтомуошибочно понимание отрицательного суждения, как отрицания положительного (Зигварт).

Логическая объективность суждения полностью видна в его категориальности. Суждение, как было сказано, само есть логическая категория и категория логического. Отрицание суждения есть суждение, невозможно логическое отрицание суждения. Отрицанием суждения с необходимостью полагается опять-таки суждение. Эта необходимость то же самое, что и логическая объективность. Объективность суждения отличается от объективности предмета, прежде всего, логической рефлексивностью. Предмет объективен, невозможно его отрицание, но это отрицание не полагает его, существование предмета абсолютно независимо от мысли. Суждение (так же как и другие категории логического) полагается его же отрицанием. Здесь имеется логичность и объективность логического. Необходимость, осуществленная в полагании суждения его же отрицанием, есть наиполнейшая логическая необходимость. Не может быть «большей» логической необходимости и объективности логического. Необходимость же реального есть основание для всякой логической необходимости. Категориально существует только одна необходимость, только одна категория необходимости, определяемая реальной необходимостью, на что и опирается необходимость логическая. Объективность мысли создается предметом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: