Понятие опосредствованности

 

Понятие (категория) опосредствованного противоположно непосредственному. Рассмотренное выше содержание понятия непосредственного уже указывает на то, каково понятие опосредствованности, поэтому здесь мы ограничимся рассмотрением нескольких положений.

Опосредствованное есть последующее, следствие, которому предшествует нечто другое, как необходимое для него, или же то, что определяется последующим. В сфере логики опосредствованное есть то же самое, что и доказанное, имеющее посылку; опосредствованное есть определенное, находящееся в известных отношениях как со своей посылкой, так и с пос­ледующим. Опосредствованное есть то, что с необходимостью подразумевает другое; оно не есть только тождественное, именно, тождественное самому себе. С ним с необходимостью связывается различие. Поэтому опосредствованное не может не быть синтетическим, причем таким, в котором синтез осуществлен с необходимостью, в противном случае, мы и не будем иметь дело с логической синтетичностью. Где есть различие, там есть и опосредствованность и наоборот. Опосредствованность есть не только различенность, но и единство различных. Опосредствованность есть опосредствованная связь различных. Все опосредствовано, так как: 1) оно есть и в самом деле все, 2) все находится в единстве, 3)каждое из всего находится во взаимосвязи с другим.

Всякое опосредствованное таково в отношении к другому, но это другое, как это было отмечено и выше, может быть как вовне, так и внутри. Внутреннее различие ест» необходимое условие для внутреннего опосредствования. Например, в суждении имеются различные стороны — субъект и предикат, которые определяют, опосредствуют друг друга; суждение есть пример внутреннего опосредствования Таковы же и умозаключение и доказательство. Сфера, в которой действует утверждение-отрицание, не может не быть сферой опосредствованности.

Поскольку находящееся в отношении к другому опосредствовано и — наоборот, постольку каждое опосредствованное является относительным, имеет смысл в отношении к другому. Субъект есть субъект в отношении предиката и наоборот. Посылка имеет смысл в отношении к заключению. И наоборот, тезис и основание имеют смысл благодаря друг другу.

Опосредствованное, взятое отдельно, само по себе есть непосредственное. Суждение непосредственно, если оно берется отдельно, независимо от других суждений и без внутреннего различия, как только одна — тождественная самой себе — мысль. Это относится и к умозаключению. Но, с другой стороны, непосредственное, как отделенное от другого, абстрагированное, уже не есть непосредственное, поскольку оно определяется и имеет смысл тем, от чего оно абстрагировано. Такое нечто может попросту потерять смысл; например, субъект суждения, взятый совершенно, отдельно, уже не есть субъект. При сохранении же смысла, нечто является непосредственным; например, таково суждение, которое имеет смысл и отдельно; допустим, суждение — «это дом».

Это уже значит, что непосредственное и опосредствованное — понятия относительные, они имеют смысл по отношению друг к другу, в единстве, помимо которого ни одно из них не мыслимо, ни одно из них не сущест­вует. Единство непосредственного и опосредствованного необходимо, необходима их неразрывность, имеющая не только отрицательный, но и положительный смысл. Опосредствованное и непосредственное находятся в необходимом положительном единстве, хотя они противоположные или противоречащие понятия. Единство непосредственности, и опосредствования есть единство противоположностей, образцовый пример такого единства.

При рассмотрении понятия непосредственного мы видим, что существование только непосредственного невозможно. На этом же основании мы можем теперь сказать, что не может существовать и только опосредствованное: 1) Ведь это опосредствованное будет тождественным себе? Следовательно, оно будет непосредственным. 2) Опосредствованность или опосредствование с необходимостью подразумевает то, что опосредствуется; Опосредствованность не означает нового опосредствования, она непосредственна.

Субъект и предикат суждения опосредствуют друг друга, но в этом опосредствовании они участвуют, как непосредственные. Посылка и заключение опосредствуют друг друга, но сами по себе непосредственны. Суждение, как было сказано, является непосредственным, но оно опосредствовано в самом себе.

В единстве противоположностей каждая его сторона, взятая отдельно, с необходимостью требует вторую — свою противоположность и наоборот; частное требует общего и наоборот; это обстоятельство, ясно выявляется при попытке их абсолютной изоляции друг от друга, как это было несколько раз отмечено выше. Это уже значит, что они — противоположности — не только отрицают, но и утверждают друг друга, а этим утверждается их необходимое единство. Единство противоположностей есть полное опосредствование, поскольку противоречие исчерпывает конечное и утверждает бесконечное, как полноту.

Если в начале есть непосредственное, поскольку ему ничего не предшествует (как это было показано при рассмотрении понятия непосредственного), то верно и то, что оно, как начало, есть начало чего-то (в противном случае, оно и не было бы началом), имеет смысл благодаря этому нечто и определяется им и поэтому оно опосредствовано; начинание уже есть опосредствование. Поэтому аксиома, как начало доказательства, должна быть невозможной (об этом ниже).

Если нечто непосредственное стоит в доказательстве на первом месте, то это место и есть его определение, поскольку определение есть установление места; установление первого места (как мы это докажем ниже) уже есть доказательство, т.е. логическое опосредствование.

Поэтому нет ничего только непосредственного и только опосредствованного ни на небе ни на земле (по выражению Гегеля). Необходимо единство опосредствования и непосредственности. Таким единством должно быть умозаключение, поэтому оно должно быть диалектическим, не может не быть таким.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: