Понятие и его признаки

 

Как было сказано, понятие не может не иметь содержания. Оно всегда имеет его. Содержание понятия есть признаки — один или много признаков. Логически они, как признаки понятия, получаются суждениями. Предикация дает признаки понятия. В суждении полагаются признаки — предикаты. Это полагание опирается на познание — на знание предмета (этим предметом может быть и само понятие). Развитие познания, знания расширяет понятие, например, понятия атома, общества и другие. Этим обеспечивается объективность понятия (в смысле истины).

Но понятие не есть сумма признаков, их совокупность, собранная путем познания предмета. Признаки понятия есть его материал, «материя», «база», на почве которого устанавливается определенное единство — одно определенное понятие. В этом единстве нет утверждения-отрицания, т.е. понятие не есть ни познавательная, ни логическая связь суждений; в этом последнем случае оно было бы умозаключением, а не понятием. В понятии снимаются и сохраняются суждения; в результате которых оно получено. Предикаты суждений сохраняются в понятии, как его признаки.

Признаки в понятии не имеют независимости, они являются его моментами; в противном случае, признаки сами будут понятиями — совершенно другими понятиями. Например, отдельно представленный признак понятия человека — двуногость — есть понятие двуногого, а не человека. Понятие не есть связь понятий; признание противного было бы логической ошибкой. Нельзя сказать, «понятие есть связь понятий», множество признаков одного понятия не умножает его. Понятие есть одно, одно для множества признаков. Признаки составляют одно-неделимое понятие. Одно, неделимое понятие имеет много признаков.

Понятие может иметь бесчисленное множество признаков, как например, понятия философии, науки, действительности. Понятие науки, содержащее все его признаки, никогда не установится; но это не значит, что нет или невозможно полное понятие науки. В логике с начала же известие, что для определения понятия не необходимы все признаки, достаточно нескольких. Например, для определения понятия человека достаточно двух признаков: 1) животного и 2) создания орудий труда; понятие человека определяется так: человек есть животное, делающее орудия труда. Нельзя исчерпать понятие действительности вопреки Гегелю, который для установления абсолютного знания стремился к исчерпанию понятия абсолюта, но для его определения достаточно и одного признака, именно, признака независимого от сознания существования. То же относится и к другим понятиям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: