Понятие диалектической абстракции

Абстракция есть полагание какого-нибудь признака. Мы должны отличить друг от друга три вида абстракции. 1) Абстракцию можно понимать (так ее понимали и так она сегодня понимается многими) как отвлечение какого-либо признака. Из какого-нибудь предмета или мысли признак отвлекается, предмет, т.е. то, признак чего мы отвлекаем, остается за полем нашего зрения. Такой признак может быть как существенным, так и несущественным — случайным; но такое отвлечение превращает признак в нечто такое, отрицание чего возможно; в противном случае, сама абстракция была бы невозможной. Эта абстракция и есть именно такое отвлечение признака, когда отрицание отвлекаемого возможно. Этой абстракцией сущность не полагается; такой абстракцией можно случайно установить сущность, но в этом случае мы впадаем, в противоречие, поскольку получаем то, отрицание чего возможно, тогда как оно должно быть невозможным, если сохраняется предмет, от которого был отвлечен признак. Например, отвлечение красного цвета от красной розы есть отвлечение признака, отрицание которого возможно; но отвлечение от розы существенного признака ничего не оставит от розы. Отвлеченный от понятия человека какой-нибудь его случайный признак можно отрицать; но если мы от человека отвлечем признак делания орудий, то отрицание этого признака не оставляет в человеке ничего. Невозможна абстракция, отвлечение от предмета его сущности, в таком случае это отвлечение теряет смысл. Нельзя отвлечь предмет от самого этого предмета.

2) Другого рода абстракция (гуссерлевская) состоит в «заключении в скобки» того, отрицание чего возможно, и сохранении того, отрицание чего невозможно. В этой абстракции существенно не отвлечение, а сохранение, которое использует отвлечение как средство. Такую абстракцию Гуссерль называл эйдетической абстракцией. Посредством этой абстракции получается не отвлеченный признак, а то, отвлечение чего невозможно. Имеется объективная сущность, отрицание которой невозможно. Возможно только «созерцание» того, что получается в результате эйдетической абстракции; это созерцание есть созерцание сущности, логоса, интеллектуальная интуиция[142].

Но каждая интуиция есть психологическое состояние, чуждое для логики. Эйдетическое «созерцание» есть психологическое состояние в отношении того, отрицание и устранение чего невозможно. То, отрицание чего невозможно эйдетической абстракцией, с логической точки зрения — согласно понятию — есть мистическая сущность — мистическое нечто. «Заключение в скобки» отрывает сущность от того, сущность чего она есть (хотя «заключение в скобки» призвано именно к тому, чтобы установить нечто); именно поэтому она логически неопределенна, не имеет логического определения. Но в этой абстракции имеется и определенное «рациональное зерно», именно получение посредством отрицания того, отрицание чего невозможно (но, как было сказано выше, невозможно так же и отрицание несуществующего).

3)Диалектическая абстракция снимает, отрицает вышеназванные абстракции, но содержит в себе в качестве своих моментов их рациональные зерна. Диалектическая абстракция посредством отрицания полагает: 1) могущие быть отрицаемыми или конечные признаки и 2) то, отрицание чего невозможно — бесконечное. Диалектическая абстракция не отказывается от отрицаемого и от самого отрицания; это последнее она не считает только субъективным способом подхода к тому, отрицание чего невозможно; отрицание есть момент логического в ней; это не только отрицание, но и полагание, именно, полагание того, отрицание чего невозможно. В этом полагании отрицанием сохраняется в качестве моментов то, что отрицается, поскольку абстрагированное определяется тем, от чего оно абстрагировано. В противном случае абстракция теряет смысл — отринутая определенность не будет иметь логического значения. То, отрицание чего невозможно, полагается именно отрицанием. Полагание нечто его же отрицанием есть логическое состояние, необходимым элементом которого является отрицание.

Именно диалектическая, абстракция полагает понятие как содержательную общность, которая не исключает его моменты, а содержит их с необходимостью. Понятие, очищенное от признаков, есть ничто, хотя существует и понятие «ничто»; существует и понятие отрицания, не «пустое понятие», а именно понятие отрицания.

В диалектической абстракции, прежде всего, отрицаются такие признаки, отрицание которых возможно; например, с точки зрения К. Маркса, можно рассматривать капитализм в чистом виде, как содержащий только два класса — буржуазию и пролетариат, а остальное игнорировать. Но затем, в диалектической абстракции значительно такое отрицание, когда полученное абстракцией (оставшееся после отрицания другого) с необходимостью подразумевает то, что было отрицаемо. Например, отрицание потребления есть получение производства и наоборот, но отрицаемое сохраняется в том, что мы получили путем отрицания: в производстве сохраняется потребление и в потреблении — производство. Нет производства без потребления и наоборот, производство само есть особенное потребление и потребление есть производство[143]. Так же можно сказать и о следующем: нельзя получить суждение только отрицанием его субъекта, так чтобы субъект не остался в суждении. То же относится и к предикату суждения. Утверждение-отрицание с необходимостью подразумевает то, что утверждается и отрицается (см. понятие отрицания в вышерассмотренных логических законах мышления). Отрицанием получается из качества количество, но качество есть одно и количество есть определенное качество. Действительное число содержит натуральное число, хотя оно получается его отрицанием. Отрицание положительного суждения есть отрицательное суждение, но и у отрицательного имеется положительным момент; в противном случае оно и не было бы суждением.

И наконец, диалектическим отрицанием получаем, то, отрицание чего невозможно (напр., отрицание суждения невозможно, поскольку отрицание суждения само есть суждение); но это не есть что-то мистическое; нет, оно полагается именно отрицанием, поэтому имеет необходимую связь с отрицаемым и отрицание есть его момент; таким отрицанием можно получить то, отрицание чего мы осуществили; поэтому абстрагировать, далее, идти дальше этим путем уже невозможно. Окончательный результат диалектической абстракции есть то, что отрицанием чего-либо получаем его же полагание.

Только диалектической абстракцией полагается понятие, как нечто конкретное — богатое признаками, а не пустое. Это понятие есть мысль, имеющая природу содержательного общего. Именно этим путем полученное понятие есть результат суждения, взаимосвязи суждений — умозаключения и доказательства.

Диалектическая абстракция не есть один из видов абстракции, одна из абстракций; она единственно правильная абстракция, поскольку, как. было сказано, она есть полная — абстракция, содержащая другие абстракции в качестве моментов.

Диалектическая абстракция есть логическое средство, путь получения понятия. Поэтому она предмет логики, ее исключение из логики невозможно; именно из такой логики, которая не исключает теорию познания. Диалектическая абстракция, прежде всего, есть логическая, но применяется почти во всех сферах теории познания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: