Практическое занятие «коллектив как совокупный Субъект. Семья»

Основные понятия: средство воспитания, классификация средств воспитания, коллектив, детский воспитательный коллектив.

Вопросы для изучения:

1. Педагогические функции средств воспитания.

Средством называется всё-то, что используют субъект в процессе движения к цели.Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности её продукта, для усиления какой-либо детали деятельностного процесса. Роль средства может выполнять любой объект действительности, кроме человека. При отборе средства главным для педагога в первую очередь выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделён любой предмет действительности:

-функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается;

- функция инициирования, возбуждение духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысл того или иного явления, значимость предмета для человека;

-функция инструментальная, обеспечивающая ребёнку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражение изучаемых явлений: благодаря данной функции дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни.

Трехфункциональное средство является педагогически оптимальным средством, позволяющим педагогу минимальными дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов.

Средство — все то, что содействует высокому результату человеческих усилий и привлекается из окружающей действительности. Любая профессиональная деятельность предполагает выбор, отбор и подбор во имя получения наилучшего продукта адекватных средств деятельности. Педагогическая организация деятельности детей предполагает, что педагог владеет искусством выделять из окружающей среды средства, адекватные учебному труду, а также предусматривает характер влияния на детей привлекаемого средства. Они, эти воспитательные средства, привлекаемые в организуемую деятельность, выполняют особые педагогические функции.

Во-первых, они предъявляют наглядный образ изучаемого явления, картинку решаемого вопроса. Ценностное отношение предстает в его наглядном виде. Представление средства служит основой наглядности изучаемого научного понятия. Предупреждается формалистичность знания.

Натуральный предмет, видео- и киноматериал, художественное полотно, литературное произведение, рассказ о событии, факт из персоналии выдающейся личности, актуализированное воспоминание детей их практики — достаточный перечень для выбора и отбора средства.

Во-вторых, средство, благодаря обобщению, содействует активной работе, разворачивая бесконечный ряд жизненных явлений, получающих названия. И протекает такая работа на уровне научно-понятийном: раскрывается многообразное содержание научных понятий.

Научные дефиниции, словарные определения, афоризмы, уникальный факт, количественные данные, социологические опросы, поворотные моменты в ходе общественного или личностного развития, ситуации научного открытия, альтернативные решения вопроса или альтернативные жизненные позиции разных личностей — все это принимается учениками с радостью откровения. Они так и говорят: «Теперь понятно».

В-третьих, средство способно возбуждать аналитическую работу мозга, помогает человеку выявлять сущность объекта среди других объектов и его социальную и личностную значимость. Мир тогда являет сознанию не хаос случайных объектов, но упорядоченную систему и взаимную связь всех ее элементов.

Средство — это встраивание в строгий размеренный режим школы разноцветной реальности живой жизни, ярких красок, драматических иллюстраций, увлекающих подростка в напряженную работу мысли. Тогда усилия умственного труда почти не заметны, и занятия кажутся легкими.

Педагог, у которого дети с удовольствием выполняют трудную работу, за счет точно подобранного средства достигает профессионального успеха. Обучающиеся увлечены, пленены — и это снимает акцент со строгой необходимости физических и духовных усилий. «Это легко», — хвастаются ученики друг перед другом.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: