Педагогическая техника и педагогическая технология

Педагогическая техника — это овладение педагогом своим психофизическим аппаратом. Сознательное использование этого аппарата и целенаправленное влияние, встроенное в контекст общей работы с детьми, имеет своим продуктом адекватное состояние и повышение меры активности деятельного ребенка, а значит, выполняет функцию фактора развития.

Педагогическую технологию как элемент мастерства воспитателя постигла такая же участь: реально существуя еще со времен Сократа (вспомним метод «сократовской беседы»), она не была предметом научного изучения и разработки.

Формы воздействия при владении педагогической техникой получили название «технология». Разумеется, термин не совсем удачный. Скорее всего это должно быть названо «искусством», как у актеров драматического театра. (Не случайно, читая книгу Константина Сергеевича Станиславского «Работа актера над собой», учитель находит указания и советы в адрес педагога.)

Обобщим разработанные педагогической технологией способы эффективного воздействия на группу и отдельного ребенка. Представим как некоторую суммарную совокупность начального этапа овладения технологией. Перечислим ряд наиболее освоенных практикой речевых форм воздействия.

Авансирование: «Утебя непременно получится, ты же...»

Апелляция к разуму: «Чего ты хочешь? Объясни свои действия...»

Возражение: «К сожалению, не могу согласиться. Жаль...»

Просьба-вопрос: «Не мог бы?.. Не хотели бы?.. Возможно ли?»

Вопрос о самочувствии: «Как вы себя чувствуете? Как идут дела?»

Вопрос-забота: «Какие-то проблемы?.. Что-то случилось?»

Декларация свободы выбора: «Это ваше право. Вы вольны выбирать...»

Договор: «Если вы... то тогда я... Если мы... тогда нам».

Заключение договора: «Давай две недели так будем делать... А потом...»

Инициирование: «Вы, конечно, понимаете... Все понимают, что...»

Инструкция скрытая: «Обычно люди делают так...»

Исключительность личности: «Он такой, каков есть... Это его «Я»...»

Коррекция: «Как ты думаешь, каково при этом другим?..»

Мягкое возражение: «Боюсь, не смогу согласиться... Мне жаль, но...»

Возражение: «Может быть, ты прав, я бы рад был согласиться...»

Номинация: «Дамы и господа!.. Судари и сударыни!..»

Обращение ролевое: «Мыслители!.. Юные филологи!.. Друзья!»

Отклик на просьбу: «Судовольствием...», «Сочту за честь», «Конечно».

Переключение внимания на детали: «...Вот это особенно удалось...»

Персональная исключительность, «Только тебе и можно поручить...»

Пластический образ общения: «Открытая поза», отсутствие угрожающих поз, ладони в сторону партнера, «прямая диагональ», «платье доброжелательности», «адекватная ситуации ритмика движений».

Подстановка мотива: «Ты, конечно, хотел... Вы, очевидно, думали...»

Позиция «Мы»: «Мы с вами должны... Нам предстоит...»

Положительное подкрепление: «Ведь ты такой... Ваши достоинства...»

Предложение педагога: «Мне подумалось... Хорошо бы... Не сделать ли...»

Предоставление свободы выбора: «Это ваше право...»

Присоединение: «Я тоже когда-то... Мне в детстве тоже казалось...»

Провозглашение нормы: «Все обычно иначе делают... Лучше, когда...»

Просьба открытая: «Прошу вас... если не затруднит...»

Просьба-пожелание: «Хотелось бы, чтобы... Вот если бы было...»

Просьба-предложение: «Может быть, нам лучше... А давайте...»

Распредмечивание: «В этом для человечества скрывается... смысл...»

Ситуация успеха: «Браво!.. Замечательно получилось...»

Скрытая инструкция: «Тут, наверное, главное... Вероятно, надо...»

Триумф личности: «Всем нравится?.. Аплодисменты... Приз!..»

Три вопроса к поступку: «Чего ты хочешь?.. Как ты себя при этом чувствуешь?... А как, ты думаешь, чувствуют себя теперь другие люди?»

Ты-сообщение: «Тебе не хочется... Наверное, ты подумал...»

Этическая защита: «Это вы мне?.. Я не люблю, когда...»

Я-сообщение: «Я всегда... Мне всегда.., когда люди... У меня всегда...»

3. Педагогическая техника и педагогическая технология.

Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, — распоряжений, требований к воспитанникам, — служат слово, речь, выразительный жест, мимика.

Педагогическая техника — это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это— умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) — жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией— она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).

В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой — условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет «организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым», каждое движение педагога воспитывает. В педагогических вузах обязательно надо преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом. «Все это вопросы воспитательной техники».

Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии?
Как уже говорилось, педагогическая технология включает целеполагание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот воспитатель, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с унащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это — приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии.

4. Концепция «Системное построение процесса воспитания» (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).

В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности, подчёркивается, что управление происходит не личностью ученика, а процессом его развития. Это предполагает отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, назидательности, а диалогические методы общения, совместный поиск истины. развитие через воспитывающие ситуации, разнообразную творческую деятельность. Основу содержания воспитательного процесса составляют фундаментальные общечеловеческие ценности. В.А. Караковский выделяет 8 ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, раскрывая их содержание и значимость в воспитании высоконравственных потребностей и поступков учащихся. Эти ценности предполагают построение гуманистической системы воспитания в школе. Пути приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям: 1. Создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенных на этих ценностях. 2. Формирование отдельных целевых программ учителями, классными руководителями, воспитателями. 3.Разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятия в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых является общечеловеческие ценности. Главный механизм воспитания - это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой происходит всестороннее развитие учащегося. Воспитательная система школы - целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности,общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Авторы концепции считают, что для оптимального функционирования школы недостаточно использование разнообразных видов и форм деятельности, но и необходим широкий спектр деятельности, в котором нужно выделить какой - то один вид в качестве основного, систематизирующего, играющего первостепенную роль. В этом случае школа формирует неповторимую индивидуальность общешкольного коллектива.

Основополагающим идеям гуманистической системы вос­питания отведена в концепции роль принципов воспитатель­ного процесса. К ним относятся следующие:

а) личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; при­знание их социальных прав и свобод; ориентация на лич­ность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспи­таннику как к субъекту собственного развития; опора в вос­питательной деятельности на всю совокупность знаний о че­ловеке, на естественный процесс саморазвития формирую­щейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отно­шения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: