Практическое занятие «формы воспитательной работы»

Основные понятия: формы организации воспитательного процесса: традиция, дискуссия, диспут, беседа, встреча, лекция, экскурсия, трудовой десант; состязательные формы.

Вопросы для изучения:

1. Форма как воплощение педагогического замысла.

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

1. Цель воспитания.

2. Содержание и направленности воспитательных задач.

3. Возраст учащихся.

4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.

5. Особенности детского коллектива и его традиций.

6. Особенности и традиции региона.

7. Технические и материальные возможности школы.

8. Уровень профессионализма учителя.

 

2. Соотнесенность цели, содержания и формы организации воспитательного процесса.

Подобрав средство, педагог продумывает формы воплощения своего замысла.

Форма — это внешнее очертание, внешнее выражение, внешний вид объекта.

Форма как воплощение педагогического замысла.

Традиция — это обычай, установившийся порядок в поведении и быту. Влияние традиции чрезвычайно велико. Так как все исполняют общепринятое, то ребенку, в силу инстинкта подражания, нетрудно усвоить традиционную форму поведения.

Так как традиции ребенок воспринимает, когда первый раз появляется в школе, то усвоить традиционное для него легко: импринтинг (сильное влияние первичного восприятия) обеспечивает закрепление в сознании воспринятой традиции. А так как в традиции скрыто отношение, то воспроизведение традиционного становится присвоением определенного отношения.

При входе учителя дети встают... По завершении занятий произносят «спасибо»... Пропускают в дверях старших, а мальчики — девочек... Выполняют задания учителя... Соблюдают тишину мыслительной работы...

Так как традиционное — это постоянно воспроизводимое, то воспитательное влияние традиций очень сильное. Опытные педагоги, зная это, всегда продумывают заранее форму данного средства.

Дискуссия — групповое обсуждение объекта и явления, имеющего для обучающихся важное жизненное значение. При наличии разных мнений каждый имеет право высказать свое мнение, сопоставить его с суждениями других. Так, расширяется горизонт представлений о жизни, обогащается жизненный опыт и раскрывается личность товарищей: здесь нет «правильного» и «неправильного», но предстает пестрая палитра отношений.

...Я больше всего люблю... Мне не нравится, когда люди... Я однажды видел, как аист нес лягушку в своем клюве для птенцов в гнездо... было жалко лягушку и птенцов тоже жалко...

Диспут — групповое осмысление разных взглядов, точек зрения, избранного поведенческого решения, идеи. Назначение диспута — в научении мыслить, в развитии слышать Другого и уважать мыслящего. Тема диспута четко обозначается. В теме указан объект и намечена идея. Соблюдается логика мышления. Оформляются выявленные отношения к объекту размышления. Исток диспута — конфликт на уровне несогласия и разногласия.

«...Мы разошлись во мнениях по вопросу единого школьного костюма... Этот вопрос обостряет наши отношения... и ставит наш класс в противостояние всей школе... Обсудим проблему... Сначала уточним позиции...»

Проведение диспута учитывает логический стержень мышления: «что? зачем? где? когда? как?». Соблюдая такую последовательность, можно обнаружить ключевое расхождение дискуссирующих, а далее — искать решение.

Беседа — свободный обмен впечатлениями, взаимное транслирование личных отношений к избранному объекту, событию, происшествию, представленному с чаепитием, с угощениями (после посещения театра, при подведении итогов учебной четверти, после прочтения книги...).

Встреча с интересным человеком — форма, культивируемая образовательными учреждениями. Таким «интересным» человеком может стать любой труженик высоких достижений: поэт, ученый, спортсмен, врач, сталевар... Ценностным объектом выступает неизменно Творческий труд. Человек же, которого приглашают, выступает в роли homo faber (человек созидательный).

...У нас в гостях представитель очень важной профессии — водитель поезда... актриса, любимая нами, сантехник... директор издательства...

Лекция — прослушивание научно-популярного лекционного описания социального либо природного явления, представляющего особый интерес для современного человека в устройстве им своей жизни.

Разновидностью школьной лекции является ознакомление с произведением искусства: живописным, музыкальным, оперным, скульптурным, архитектурным, киноискусством.

Экскурсия — чаще всего разновидность лекционной формы, когда посещаются заводы, мастерские, выставки, дома-музеи, научные лаборатории, архитектурные сооружения.

Трудовой десант — любого вида преобразовательная деятельность, мотивом которой является украшение Земли, улучшение обстоятельств жизни, помощь слабым, оборудование школы, приумножение природы. «Группа поиска» отыскивает «места на Земле», где востребована помощь. Организуя бригады, коллектив прилагает усилия, привносит добрые изменения в устройство жизни.

...Убрали мусор... Устроили концерт в Доме престарелых... Высадили кусты шиповника... Покрасили садовые скамьи... Подарили художественные поделки...

Дружеский вечер (товарищеская вечеринка) — простейшая форма организации свободного общения и очень сложная форма по созданию соответствующего психологического климата: открытой доброжелательности, внимания каждому, проявления доброго отношения и восхищения друг другом, интересного общения, увлекательных игр. К этой форме хорошо обращаться по поводу какого-то происшествия, приятного события:

В связи с приходом весны... Новые музыкальные записи... Победа команды по волейболу... В классе новенький...

Состязательные формы: конкурс, соревнование, олимпиада, смотр, выставка авторских работ, фестиваль. Очень полезные формы деятельности особенно для подростков, остро осознающих свое автономное «Я».

Школьный бал — красивейшая форма общения на языке танца, музыкального движения, символических действий. В бале сфокусировано ощущение взрослости, проживание гендерной роли и преклонение перед Дамой, чувство красивой юности, горделивого упоения собой, и — полет фантазии и мечты в каждом мелодичном движении танцующих.

Предпосылкой бала является Вечер танцев. Он — предварительная школа бала, когда отрабатываются правила поведения, оттачиваются танцевальные па, вырабатывается осанка для танца. К балу готовятся задолго. Малыши и подростки слегка завидуют старшеклассникам, воображение рисует перспективы их юности.

Сценарий бала тщательно разрабатывается: танцевальная программа, концертная программа, стол угощений, платья и костюмы участников бала.

Школьный праздник — форма, требующая особого внимания. В жизни современного школьника много праздников: общечеловеческие, государственные, школьные, семейные, коллективные, личные.

Праздник всегда имеет своим центральным объектом некую ценность: приход ли весны, историческое судьбоносное событие, рождение новой жизни, открытия в области науки и техники, юбилеи, достижения и победы.

Объекты, которым посвящаются праздники, расцениваются как жизненная ценность, будь это круглая дата, социальный поворот общественного устройства либо день рождения некоей индивидуальности.

Мы склоняем голову, уважительно относясь к дню рождения любого человека. Мы проживаем глубокое признание благородства декабристов, идущих на смерть ради русского народа. Нас посещает радостное волнение в ожидании дня 8 Марта.

Праздник — это радостное осмысление провозглашаемой ценности жизни и веселое проживание присутствия данной ценности в твоей жизни. Масштаб праздника зависит от количества участников: международные праздники, когда личностное «Я» сливается с человечеством (Новый год), гражданские праздники, когда переживаешь свою общность со страной (День защитника Отечества), школьные праздники (День знаний), семейные праздники узкого круга родственников (день рождения), индивидуальные праздники (карьерные достижения, выступления), профессиональные праздники (признание личной значимости).

3. Классификация форм воспитания.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии. Есть лишь один эффективный путь - это классификация.

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:

§ по целевой направленности;

§ по позиции участников воспитательного процесса;

§ по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:

§ когда нужно решить просветительские задачи;

§ когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;

§ когда организаторские функции слишком сложны для детей;

§ когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;

§ когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

§ дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;

§ творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;

§ коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:

§ предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;

§ обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

§ способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

§ эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.

По времени подготовки и проведения:

§ экспромт;

§ относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации:

§ организуемые одним человеком;

§ организуемые группой участников;

§ организуемые коллективно.

По характеру включения в деятельность:

§ обязательное участие;

§ добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

§ «открытые» (для других, совместно с другими);

§ «закрытые» (для своего коллектива).

По методам воспитания:

§ словесные (конференции);

§ практические (походы);

§ наглядные (выставки).

По направлению воспитательной работы или видам деятельности:

§ организация познавательно-развивающей деятельности;

§ нравственное воспитание;

§ эстетическое воспитание;

§ физическое воспитание.

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.

4. Семья как социокультурная воспитательная среда.

Воспитание - это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

Семья - это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. Семья также является первичной средой, где человек должен учиться творить добро.

Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, обращаясь к ним А.С. Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека».

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка. Благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

Из опыта воспитания детей огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.

Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство - период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого сознания, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия определяют характер поведения ребёнка в семье.

Как известно, дошкольники являются в этот период очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, всё проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. По своей природе дети также являются некими исследователями уже в ранние годы своей жизни. Они стремятся к познанию, выявлению и установлению истины. Если в первые годы жизни ребёнок установил истину и утвердил, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В этом главенствующую роль играет нравственный облик родителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпечаток на всю последующую жизнь.

Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского авторитета воспитание невозможно. Главным основанием родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение. Авторитет - это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства - это отец, который непосредственно должен владеть нравственно-этической зрелостью, умением общаться с детьми. Именно в общении с детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон. Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении нравственности личности, наряду с ним можно выделить также и общеобразовательную и педагогическую подготовленность родителей.

Концепция семейной педагогики - это создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребёнка счастливым.

Все правила нравственности и доброжелательства должны передаваться детям чаще и, скорее всего не словами, а фактами самой повседневной жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы собственная нравственность воспитания была безупречна.

Воспитание в семье носит комплексный, естественный характер. Важнейшим фактором реализации воспитательного потенциала семьи выступает сознательная, целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность родителей, которая подчинена ценностному идеалу и направлена на то, чтобы способствовать самосовершенствованию ребёнка в его стремлении стать полноценной высоконравственной личностью.

Пристальное внимание в формировании нравственной основы ребёнка, должно быть обращено на содержание и идейную направленность дошкольника. Руководя любимым видом деятельности, взрослые могут повлиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, формировать у него начало идейной направленности.

Каждый вид детской деятельности в силу своей специфики создаёт наиболее благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания, например, в игре формируются коллективные навыки, нравственные качества.

Хорошая семья представляет собой коллектив, где все члены спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну их величайших ценностей жизни. Как правило, семья должна оказывать на ребёнка только положительное влияние, но это бывает не всегда. Бывают случаи и отрицательного воздействия на ребёнка, это конфликтная сторона семьи, куда входят постоянные ссоры, скандалы между членами семьи конфликтная сторона семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности, и 88% детей в такой ситуации чувствуют себя ущербными и несчастными.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования нравственной основы личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т.е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: