Деловая этика и ее значение в межкультурном общении

Деловая этика, по сути, представляет собой негласно принятый кодекс официальной коммуникации. Безусловно, нормы этикета не носят унифицированный характер, а, напротив, сильно варьируются в зависимости от уровня организации, степени ее формализации, специфики деятельности и ее культурной принадлежности. Таким образом, будем иметь в виду, что существует корпоративная этика и существует некий универсальный деловой этикет, основанный на кодексе уважения и вежливости.

Слово "этикет" заимствовано из французского языка и имеет два значения:

  • 1) ярлык, этикетка, надпись;
  • 2) церемониал.

Деловой этикет представляет собой некий порядок или церемониал поведения в контексте делового общения. Деловой этикет основан на воинском этикете и отличается от светского этикета соблюдением четкой субординации и дистанций общения.

В монографии Г. Е. Крейдлина "Невербальная семиотика" выделяются и описываются наиболее крупные разделы науки о невербальном знаковом поведении человека – невербальной семиотики. Опишем каждую из составляющих (относительно бизнес-этикета).

1. Паралингвистический этикет (закономерности и правила, описывающие парадингвистические характеристики речи: семиотическое употребление отдельных звуков, использование отдельных типов речи, голосов, тембров, звучаний, интонаций).

В деловом общении существуют определенные паралингвистические нормы поведения и правила "приличия", которым необходимо следовать в большинстве устных речевых коммуникаций. Например, выступая с публичной речью, нельзя произносить ее тихим, запинающимся голосом.

  • 2. Кинетический этикет (описывает и регулирует жестовое поведение, т.е. этикетное использование жестов, поз, знаковых телодвижений, мимики и комплексных жестовых форм – манер поведения). Кинетический этикет можно разделить на несколько самостоятельных подвидов в соответствии со знаками, доминирующими в его правилах: жестовый этикет, мимический этикет, этикет позы и т.д. Этикетные правила здесь могут быть двоякого рода: так сказать, внутривидовые и межвидовые. Например, в одной и той же этикетной ситуации один и тот же человек может исполнить должный и приличествующий данной ситуации жест в сопровождении недопустимой мимики. Так, если партнеры по бизнесу здороваются за руку (т.е. исполняют жест правильно с точки зрения правил жестового этикета), а на их лицах написано отвращение (т.е. отчетливо видна мимика, недопустимая с точки зрения мимического этикета), то они совершают неэтичный, а стало быть, неэтикетный поступок.
  • 3. Визуальный (глазной) этикет описывает и регулирует глазное коммуникативное этикетное поведение человека. Например, положительная коннотация, всегда сопровождающая комплимент или поздравление, зачеркивается или приобретает саркастический оттенок, если эти речевые акты сопровождаются оскорбляющим, унижающим или злым взглядом.
  • 4. Аудиальный этикет. Эта разновидность этикета описывает и регулирует аудиальное поведение людей. Он включает в себя внутри и межвидовые правила слушания и восприятия на слух речи. Например, правила, запрещающие слушать выступление оратора, стоя к нему спиной; выслушивать довольно-таки длинное речевое произведение, не проявляя никаких сигналов восприятия; или "правило невнимания", запрещающее слушать собеседника и при этом постоянно крутить головой по сторонам и оглядываться вокруг.
  • 5. Тактильный этикет описывает и регулирует поведение, связанное с касаниями и прикосновениями. Вопросы, связанные с тактильным диалогическим поведением, достаточно щепетильны в любой ситуации, особенно в деловой среде. Касаясь, мы проникаем в интимную физическую зону человека, т.е. туда, куда допускаются только самые близкие люди. Однако стоит учитывать разные культурологические особенности. В Америке, например, женщины здороваются рукопожатием, как мужчины, в России же до недавнего времени это было не принято.
  • 6. Гастрономический (застольный) этикет описывает и регулирует правила приема пищи, сервировки стола, выбора и подачи блюд, ведь нередко деловые встречи проходят, например, в ресторанах. Пожалуй, именно этот вид этикета является максимально подробно описанным и продуманным до мелочей, от примерного меню и сервировки стола до плана рассаживания гостей и правил пользования чайной ложкой. Правила поведения за столом столь многочисленны, что часто вызывают затруднения даже у человека с прекрасными манерами.
  • 7. Этикет запахов описывает и регулирует использование и влияние запахов и ароматов. Известно, что в правилах этикета рассказывается об использовании духов и гигиенических средств, предотвращающих появление неприятных запахов или, наоборот, придающих телу приятный запах. На деловой встрече абсолютно неуместно злоупотребление резкими запахами.
  • 8. Проксемный этикет. Правила проксемного невербального этикета описывают то, как в разных ситуациях должно быть организовано само коммуникативное пространство, в пределах которого проходит общение людей. Традиционно людям с более высоким социальным статусом полагается большее пространство, чем людям с более низким статусом.
  • 9. Временной этикет описывает и регулирует время коммуникации. Правила этикета регулируют многие особенности временного аспекта этикетного общения: в какое время прилично звонить мало знакомым людям, за сколько дней прилично отказаться от приглашения, насколько допустимо опаздывать на встречу, какое время должна продолжаться презентация и т.д.
  • 10. Системологический этикет описывает и регулирует влияние и соотношения между объектами и человеком в процессе коммуникации. К правилам, составляющим системологический этикет, следует отнести правила выбора одежды и правила, касающиеся внешнего вида человека (так называемые dress code и face control), правила выбора подарков на разные случаи, этикетные правила, регламентирующие влияние окружающей обстановки на процесс коммуникации. Системологический этикет можно разделить на несколько самостоятельных подвидов: этикет внешнего облика человека, этикет окружающей обстановки и этикет сопровождающих коммуникацию предметов. Несоблюдение правил одного из подвидов при соблюдении другого или других повлечет за собой неуспех или полный провал коммуникации. Неприличным, например, будет считаться выбор неуместного подарка: слишком дорогого или дешевого, слишком интимного или неподобающего ситуации (нельзя дарить кружевные чулки или нижнее белье на день рождения коллеге по работе, с которой вы находитесь исключительно в деловых отношениях).

Помимо указанной выше классификации этикет можно классифицировать и по другим признакам:

  • 1) по сфере употребления;
  • 2) по степени ритуализованности и формализованности;
  • 3) по культуре, в которой приняты те или иные правила этикета.

По сфере употребления можно различать ритуальный (церемониальный), религиозный, военный, бытовой, дипломатический и деловой виды этикета.

Деловой этикет действует в сфере делового общения (т.е. во время встреч, переговоров, при посещении учреждения или организации, он также регулирует отношения между всеми членами коллектива).

Под ритуализованностью и формализованностью мы будем понимать степень формальности и строгость соблюдения определенных поведенческих норм, а также то, чем чревато нарушение подобных норм.

В соответствии с этими параметрами можно выделить:

  • 1) сильноритуализованные виды этикета;
  • 2) среднеритуализованные виды этикета;
  • 3) слаборитуализованные виды этикета.

Очевидно, что в сильноритуализованных видах модель коммуникации носит очень формализованный характер без допущения какой-либо вариативности. Ситуации общения представляют собой ритуал и имеют вид церемонии с четким распределением функции и ролей, а нарушение этих алгоритмов может быть чревато ухудшением отношений, испорченной репутацией и т.д. К сильноритуализованным видам этикета можно отнести ритуальный, дипломатический, религиозный, военный этикет.

В среднеритуализованных видах этикета использование правил тоже важно, однако присутствует некая вариативность в форме их соблюдения. При нарушении неких алгоритмов поведения последствия могут быть нс столь страшны, как в сильноритуализированных моделях. Деловой этикет можно отнести к данному формату (деловые приемы и обеды, переговоры, прием иностранных партнеров).

Для слаборитуализованных видов этикетного общения характерна наименьшая формальность и широкая вариативность. Нормы здесь присутствуют, но отклонение от них не вызывает столь страшных нареканий и воспринимается как вариант нормы. Роль коммуникативной доминанты здесь, как правило, играет контекст: личные отношения между участниками, цели и характер мероприятия.

Следует отметить, что данная классификация отчасти носит условный характер и детерминируется, как уже было сказано выше, контекстом. Не всегда четко можно разделить виды этикета, многие ситуации являются пограничными.

Конечно, следует учитывать такой фактор, как национальная ментальность и ее отпечаток в поведении представителей той или иной культуры, проявляющийся в национальном этикете. Разумеется, для каждой культуры характерны свои особенности национального этикета, однако из-за стирания границ, некой тенденции к унификации есть тяготение к конвергенционности. Совершенно очевидно, что существует японский, русский, французский, болгарский и т.д. этикет. Тем не менее некоторые страны имеют несколько похожие этикетные коды, обусловленные особенностями исторического развития (заимствовали этикет друг у друга) либо общекультурными кодами (мусульманские или западноевропейские страны), либо географическим соседством. Этикетные форматы таких стран можно по ряду параметров объединить в более крупные единицы и говорить, таким образом, о европейском этикете (часто сюда включается североамериканский), восточном, латиноамериканском и т.д. Имея в виду стирание границ, появление сетевой коммуникации, различные тенденции унификационного характера, можно утверждать, что когда-нибудь сформируется общий деловой этикет для большинства культур, не задевающий никого из международных представителей.

По сути, деловой этикет формализует коммуникативные процессы в деловом мире, чтобы минимизировать непонимание между сторонами коммуникации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: