Общая характеристика законности

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Правоохранительная деятельность»

 

Контрольная работа

По дисциплине «Административная деятельность правоохранительных органов»

На тему «Способы обеспечения законности в административной деятельности правоохранительных органов»

ПГУ 1.114040062.04.001

Специальность – 40.05.02 Правоохранительная деятельность

Специализация – Административная деятельность

                                 Выполнил студент:                                Соловьев А.В.

                                  Группа:                                                      17ЮДОП-8  

                                                                                 

                                         Руководитель:             к.ю.н. доц. Колемасов В.Н.

                                 

Пенза 2020

Оглавление

 

Введение 3

1. Общая характеристика законности 5

2. Способы обеспечения законности в административной деятельности правоохранительных органов 12

Заключение 16

Список использованных источников 17

 

 

Введение

Актуальность исследования состоит в том, что законность и проблемы ее соблюдения всегда были актуальными для российского государства. Особую важность они приобретают в условиях демократизации общественной жизни, становления в нашей стране правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Россия, следуя курсом демократических преобразований и признавая приоритет прав и свобод человека, возложила на государство обязанность соблюдать и защищать их.

Важным фактором, обеспечивающим надлежащее осуществление прав и свобод человека и гражданина, является основанная на строгом соблюдении законности деятельность полиции, которая носит ярко выраженный публичный характер и во многом отождествляется с действиями государственной власти. Оценивая соответствие этих действий закону, граждане определяют, насколько государство обеспечивает их права и свободы.

В связи с этим особо недопустимо, если сотрудник полиции в своей служебной деятельности не соблюдает предписания правовых норм и сам нарушает права и свободы человека. На этом фоне создается атмосфера страха и неуверенности граждан, усиливается их беспокойство, растет отчуждение и недоверие к власти, происходит культивирование вседозволенности, правового нигилизма и пренебрежения к закону.

Все вышесказанное свидетельствует о наличии целого комплекса теоретических, организационных и правовых вопросов в процессах функционирования и развития системы государственного обеспечения законности в административной деятельности правоохранительных органов.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессах реализации обеспечения законности в административной деятельности правоохранительных органов.

Предметом исследования является рассмотрение организационно-правовой природы, статуса, принципов, форм, методов обеспечения законности в административной деятельности правоохранительных органов.

Цель работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать способы обеспечения законности в административной деятельности правоохранительных органов.

Задачами работы являются:

–   изучение общей характеристики законности;

– анализ способов обеспечения законности в административной деятельности правоохранительных органов.

Структура работы представлена введением, двумя разделами, заключением и списком использованных источников.

Общая характеристика законности  

 

Проблемам обеспечения законности в административной деятельности полиции придает то, что административная деятельность, в отличие от других видов деятельности полиции (оперативно-разыскная, уголовно-процессуальная) осуществляется на виду граждан и именно по ней зачастую складывается мнение населения о деятельности полиции, формируется доверие граждан к органам внутренних дел. Качество и законность административной деятельности предопределяет результаты остальных видов деятельности полиции.

Законность означает, что административная деятельность органов внутренних дел должна осуществляться в соответствии с законом и иными нормативными актами. Если закон в конкретном случае предусматривает несколько вариантов действий, сотрудник полиции имеет право на административное усмотрение, право выбрать, исходя из обстоятельств, оптимальное решение. Например, нарушитель общественного порядка может быть в зависимости от характера правонарушения и других обстоятельств дела предупрежден участковым уполномоченным полиции, подвергнут штрафу или участковый уполномоченный может ограничиться устным замечанием.

Соблюдение законности в административной деятельности органов внутренних дел важно потому, что данная деятельность связана с защитой личности, ее здоровья, прав и интересов. Полиция, входящая в систему органов внутренних дел, наделена широкими правами по применению принуждения. В этой связи нарушение сотрудником полиции законности, будет означать нарушение конституционных прав и свобод граждан. Злоупотребление властью, служебным положением и совершение иных противоправных действий влекут для сотрудника органов внутренних дел установленную законом ответственность.

В этой связи представляется актуальным рассмотрение вопроса о способах обеспечения законности в административной деятельности полиции. Под способами обеспечения законности стоит понимать организационно-правовые приемы предупреждения, обнаружения и своевременного пресечения нарушения или невыполнения правовых предписаний и требований дисциплины, восстановления нарушенных прав и законных интересов, дисциплинарного и иного воздействия на сотрудников полиции.[1]

Традиционно выделяют следующие группы обеспечения законности: контроль, надзор, обжалование и ответственность за нарушения законности. В целях защиты интересов государства, общества и отдельных граждан от отрицательных последствий нарушений законности можно выделить следующие способы обеспечения законности и дисциплины в административной деятельности полиции: контроль представительных органов государственной власти (федеральных, субъектов Федерации); Президентский контроль; контроль органов исполнительной власти общей компетенции (Правительства РФ, правительств субъектов Федерации, губернаторов и местной администрации); контроль со стороны органов исполнительной власти межотраслевой и специальной компетенции (Совет безопасности, межведомственные комиссии, финансовые, налоговые, кредитные и др.); внутриведомственный контроль (в системе МВД РФ); судебный контроль (Конституционный суд, суды общей юрисдикции), контроль уполномоченных по правам человека; общественный контроль; надзор прокуратуры и наказание за нарушение законности.[2]

Законность как юридический и социальный феномен в деятельности органов внутренних дел сама по себе существовать не может. Обусловлено это целым рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Обеспечение законности требует участия в этом процессе как граждан, так и институтов гражданского общества – без этого говорить об обеспечении законности практически невозможно.[3] В этой связи необходимо добавить такой способ обеспечения законности, как участие граждан в охране общественного порядка. Участие граждан в охране общественного порядка можно рассматривать не только как право гражданина на управление делами государства, но и как способ обеспечения законности.

Соблюдение законности в административной деятельности полиции требует высокопрофессионального подхода к защите жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц. При этом модель взаимоотношений, основанная на контроле, приоритете государственного принуждения себя исчерпала.[4] Следует уточнить, что в систему способов обеспечения законности следует так же включать профессиональную подготовку сотрудников полиции и морально-эстетическое их воспитание. При этом следует рассматривать профессиональную подготовку сотрудников полиции как их обязанность по поддержанию достаточного уровня своей квалификации для исполнения обязанностей по службе, так и обязанность органов внутренних дел по проведению мероприятий повышения квалификации сотрудников и контроля компетенций сотрудников.

Помимо системы наказаний за нарушения законности в административной деятельности полиции, необходимо вести речь о поощрении. Неслучайно закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», рассматривая вопросы дисциплинарного воздействия на сотрудников, имеет в виду не только наложение дисциплинарных взысканий, но и применение мер поощрения к сотруднику органов внутренних дел (ст. 47).[5]

Детальная регуляция юридических процедур взаимоотношений граждан с полицией так же существенным образом гарантирует законность в административной деятельности полиции, которую можно обеспечить лишь тогда, когда реализация норм административного материального права происходит с соблюдением юридических предписаний, определяющих порядок совершения правореализационных действий.

Должное обеспечение законности в административной деятельности полиции возможно при сочетании вышеперечисленных средств их системном применении.

Как известно, система представляет собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Понятие система тесно взаимосвязано с системообразующими признаками: целостности (выражается в не расчленяемом единстве всех компонентов и элементов, изъятие или изменение любого из них приводит к изменению свойств системы в целом; структурности (соподчиненность всех компонентов системы и устойчивый порядок всех пространственно-временных связей между компонентами системы), взаимозависимости системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия), иерархичности (проявляется в выделении управляющих и управляемых уровней системы, каждый уровень имеет связь с системами более высокого уровня управления и нижестоящими системами), целенаправленности (проявляется в ориентации всех компонентов системы на решение конкретных задач, выполнения определенных функций) и др.

Законность – важнейший принцип деятельности правоохранительных органов. Этот принцип выражается как в правоохранительном характере самой деятельности полиции, так и в том, что эта деятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных нормативных актов. Обеспечивая безопасность граждан, охрану общественного порядка и общественную безопасность, осуществляя надзор за соблюдением гражданами и должностными лицами правил общественного порядка и общественной безопасности, предупреждая и пресекая правонарушения и привлекая виновных к ответственности за совершение противоправных действий, правоохранительные органы тем самым укрепляют законность и правопорядок.

Вместе с тем решительно пресекая преступления и административные правонарушения, правоохранительные органы должны действовать строго согласно закону и подзаконными актам в пределах компетенции и в установленном законодательством порядке.

Соблюдение законности в деятельности правоохранительных органов особенно важно, так как на нее возложена обязанность предупреждать и пресекать правонарушения. Правоохранительные органы призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Кроме того, правоохранительные органы наделены широкими правами по применению мер принуждения. В связи с этим совершенно недопустимо какое-либо нарушение законности, потому что это означает нарушение конституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободы передвижения на территории Российской Федерации и др. Кроме того, неправомерные действия сотрудников полиции подрывают их авторитет, по отдельным нарушениям законности граждане могут неправильно оценивать ее деятельность в целом.

Правоохранительным органам запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах полицией допустимо лишь на основаниях и в порядке прямо предусмотренных законом. Сотрудник полиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие, в связи с этим его права и обязанности.

Важное значение для уяснения сущности законности в административной деятельности полиции имеет вопрос о принципах и требованиях законности. Принципы законности – это основные идеи, положения, выражающие содержание законности, а требования – то, чего требует законность, то есть правовые предписания, соблюдение и исполнение которых в процессе административной деятельности делает поведение (действие) сотрудника полиции законным.

К принципам законности относятся: верховенство закона, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, реальность законности.

Реальность законности как принцип означает достижение фактического исполнения предписаний правовых норм в деятельности полиции и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

Требование законности отражает ее направленность, которая обусловлена содержанием правовых норм. В отличие от принципов, выражающих содержание и сущность законности, требования связаны с определенными, конкретными видами деятельности полиции, например, требования защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности от противоправных посягательств, применения мер административного и иного принуждения в установленном порядке и т.п. В требованиях находят свое выражение принципы законности.

Анализируя перечисленные признаки, следует уточнить, что каждая система характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, во взаимодействии с которой система проявляет свою целостность. Иерархичность, многоуровневость, структурность – свойства не только строения, морфологии системы, но и ее поведения: отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон и уровней. С этих позиций надо рассматривать способы обеспечения законности как систему обеспечения законности. Только система обеспечения законности может обеспечить законность в деятельности полиции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow