Способы обеспечения законности в административной деятельности правоохранительных органов

 

Законность – это точное соблюдение и исполнение правовых предписаний всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. 

Принципы законности – это основные идеи, положения, выражающие содержание законности. 

К принципам законности относятся: 

– верховенство закона;

– единство законности;

– недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

– реальность законности.

К способам обеспечения законности в административной деятельности полиции относятся: 

– контроль (внешний и внутренний);

– прокурорский надзор;

– обжалование неправомерных действий сотрудников полиции;

– ответственность сотрудников полиции.

Внешний контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации путем изучения материалов, характеризующих законность в ОВД, истребования письменных отчетов, справок о принимаемых мерах по укреплению законности, изучения общественного мнения о работе полиции по материалам печати, по жалобам и заявлениям граждан о нарушении их законных прав и интересов. Заслушивают руководителей ОВД о состоянии законности в их работе.

Осуществляя контроль за работой полиции, указанные органы исполнительной власти не могут вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность полиции и в производство по делам об административных правонарушениях.

К внешнему контролю за законностью в административной деятельности правоохранительных органов относится и судебный контроль, который осуществляется Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Конституционный Суд РФ, в целях обеспечения законности, рассматривает дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод в конкретном деле. 

Суды общей компетенции, осуществляя судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, решая дело по существу, рассматривают с позиции закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, осуществляют контроль за их деятельностью. Если при рассмотрении дела суд усмотрит нарушения законности в работе органа, он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, который должен в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. 

Важные функции по обеспечению законности в административной деятельности суд выполняет при рассмотрении жалоб граждан и должностных лиц на постановления ОВД о наложении административных взысканий. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое постановление о наложении взыскания незаконным, обязывает удовлетворить требования заявителя, отменяет примененную к нему меру ответственности.

Внутренний (внутриведомственный) контроль осуществляют Министр внутренних дел РФ, вышестоящие органы полиции и их руководители. 

Контроль осуществляется в трех наиболее распространенных формах: 

1) непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями на местах производится начальником подразделения (соблюдение законности при несении службы, при применении мер административного принуждения, при задержании и доставлении граждан и т.д.);

2) изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности (систематический анализ оперативной и статистической информации о состоянии законности в деятельности подразделений, изучение дел об административных правонарушениях, изучение жалоб и заявлений граждан);

3) заслушивание руководителей административных служб полиции о соблюдении законности в службах и подразделениях на заседаниях коллегий, оперативных и селекторных совещаниях.

Методами ведомственного контроля являются:

– оперативный контроль (составная часть непосредственного руководства подчиненными подразделениями, сотрудниками);

– комплексные и контрольные проверки;

– контроль при рассмотрении жалоб на действия сотрудников полиции.

Предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами в соответствии с законом «О прокуратуре»:

1) выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;

2) приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, его издавшему, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 дней с момента поступления. В случае принесения протеста на решения представительного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме;

3) вносит представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которое уполномочено устранить допущенные нарушения, которые подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, о чем письменно сообщается прокурору;

4) при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.[6]

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

Во-первых, законность относится к числу сложных политических и юридических явлений и в общественной жизни она выступает как важнейший конституционный принцип, как метод государственного руководства обществом и как необходимый элемент демократии. В широком смысле, законность – это соблюдение субъектами права законов и подзаконных актов. Законность формирует общий принцип отношения общества к праву в целом.

Во-вторых, сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права. Под законностью в деятельности правоохранительных органов понимается соблюдение Конституции Российской Федерации, а также единообразное исполнение и применение законов Российской Федерации и подзаконных актов или, иначе говоря, полное соответствие действий сотрудников органов внутренних дел административно-правовым, уголовным и уголовно-процессуальным нормам.

В-третьих, законность – это важнейший принцип деятельности органов внутренних дел. Этот принцип выражается как в правоохранительном характере самой деятельности органов внутренних дел, так и в том, что эта деятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных актов.

В-четвертых, к способам обеспечения законности в административной деятельности правоохранительных органов относятся: контроль, прокурорский надзор, обжалование неправомерных действий сотрудников полиции, ответственность сотрудников полиции.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: