Оценка финансовых результатов предприятий осуществляется системой показателей прибыли и рентабельности.
Прибыль – это важнейший итоговый показатель, характеризующий экономические результаты производственной и хозяйственной деятельности предприятий. Значение прибыли велико: в ее увеличении заинтересованы одновременно предприятия и государство. Она является важнейшим источником формирования государственного бюджета. На предприятиях создает экономические предпосылки эффективного использования ресурсов и является основным источником развития производства, социально-культурных мероприятий (включая жилищное строительство), материального поощрения работников. Различают следующие виды прибыли:
прибыль балансовая (валовая);
прибыль от реализации продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг;
налогооблагаемая прибыль;
прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).
Финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия (прибыль или убыток) слагается из результата от реализации продукции (работ, услуг), прочей реализации (основных средств и иного имущества), а также доходов и расходов от внереализационных операций. Этот результат в денежном выражении носит название балансовой (валовой) прибыли, отражающей все виды деятельности промышленных и непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.
Балансовая прибыль включает:
прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;
прибыль от прочей реализации (продажа излишних основных средств, либо иного имущества предприятия);
финансовые результаты от внереализационных операций, не связанных с производством продукции; учитываются со знаком «плюс» и «минус».
Балансовая (валовая) прибыль
может быть определена по формуле:
,
где
– прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, руб;
– прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия (прибыль от прочей реализации), руб.;
Вн – доходы и расходы от внереализационных операций, руб.
В составе балансовой прибыли наибольший удельный вес составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Она определяется как разность между денежной суммой, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах предприятия без налога на добавленную стоимость и акцизов, и полной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг).
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия и определяемый раздельно по каждому виду деятельности, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг по формуле:

где
– объём реализованной продукции в действующих ценах предприятия, выполненных работ и оказанных услуг, руб.;
– налог на добавленную стоимость, руб.;
– величина акцизов по подакцизным товарам, перечень которых устанавливается в законодательном порядке, руб.;
– полная себестоимость реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, руб.
Прибыль от реализации продукции оказывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Внутренние факторы предусматривают внедрение на предприятии новой техники, технологии, материалов, организации труда и производства, уровень управления, организацию рекламной работы, обновление ассортимента продукции, её конкурентоспособность, способы начисления амортизации.
Влияние внешних факторов не зависит от деятельности предприятия и включает изменение: цен на потребляемые в процессе производства материально-технические ресурсы, спроса на изготовляемую предприятием продукцию, системы налогообложения, государственного регулирования цен.
К работам и услугам в составе объема реализации могут быть: выполнение капитального ремонта машин и оборудования сторонним организациям, реализация продукции сельского хозяйства, эксплуатация автохозяйства, реализация электроэнергии, пара другим организациям и т.п.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере её оплаты (при безналичных расчетах – по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах – по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Предприятие самостоятельно устанавливает метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), отражая его в учетной политике на значительный период (ряд лет, исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров). К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на прибыль от реализации продукции относят: объем продаж, издержки производства, изменения товарного ассортимента и цены.
Однако, прибыль предприятия в значительной степени зависит от финансовых результатов, не связанных с реализацией продукции.
Прибыль от прочей реализации (Пи) включает продажу неиспользуемых основных фондов и другого имущества; она зависит от степени изученности рынка и маркетинговых служб предприятия.
Предприятие самостоятельно списывает, продает, передает в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, а также товарно-материальные ценности и иное имущество. Однако финансовый результат по этим операциям получается и имеет место только при продаже имущества; он определяется как разница между продажной ценой реализованного излишнего, ненужного и неиспользуемого имущества предприятия в виде техники, оборудования, товарно-материальных ценностей и т.п., числящихся на балансе предприятия и их остаточной стоимостью с учетом расходов по реализации.
Кроме основных фондов и товарно-материальных ценностей предприятие может реализовывать иное имущество, которое может быть представлено в виде сырья, материалов, топлива, запасных частей, нематериальных активов (патентов, лицензий, программных продуктов для ЭВМ, торговых марок и т.п.), иностранной валюты, ценных бумаг. При этом финансовым результатом выступает разность между ценой реализации этих видов иного имущества предприятия и их балансовой стоимостью с учетом расходов на реализацию. Таким образом, прибыль от реализации основных средств и иного имущества, влияющая на изменение балансовой прибыли, показывает финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия.
Финансовый результат от внереализационных операций (Вн) учитывается со знаком «плюс» – доходы, и со знаком «минус» – расходы. Он не относится к основной деятельности предприятия и не связан с реализацией продукции, основных средств, иного имущества, выполнением работ и оказанием услуг; определяется как разность между суммой доходов за минусом расходов по внереализационным операциям.
В соответствии с Налоговым кодексом в состав внереализационных доходов включаются:
доходы, полученные на территории Российской Федерации и за её пределами от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
доходы от сдачи имущества в аренду;
присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг);
положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.
В состав внереализационных расходов включаются:
затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции;
затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещенных за счет других источников);
не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
убытки по операциям с тарой;
судебные издержки и арбитражные расходы;
присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков;
суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а также отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством;
убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, не реальных для взыскания;
убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году;
некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей, потери от остановки производства и прочее), включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий;
некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены;
отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными на территории Российской Федерации по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, включая давальческое, для производства других подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам (за исключением подакцизных товаров, производимых из подакцизных видов минерального сырья);
другие расходы по оплате отдельных видов налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов, а также по операциям, связанным с получением внереализационных доходов;
отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль –
) определяется как разность между валовой прибылью и общей суммой налогов, перечисляемых в бюджет из прибыли:

где
– величина налогов, направляемых в бюджет из валовой прибыли, руб.
Основным видом прямого налога, выплачиваемого из валовой прибыли, является налог на прибыль.
Величина налога на прибыль определяется исходя из суммы налогооблагаемой прибыли и ставки налога на прибыль.
Объектом налогообложения является прибыль, которая, согласно Налоговому кодексу РФ, определяется путем сопоставления доходов и расходов производственно – хозяйственной деятельности предприятия.
Величина налогооблагаемой прибыли (Пн, руб.) может быть определена по следующему выражению:

где
– соответственно доходы и расходы, учитываемые при налогооблажении прибыли, руб.
Величина налога на прибыль (
, руб.) рассчитывается по формуле:

где
– ставка налога на прибыль, %.
Ставка налога на прибыль принимается в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно Налоговому кодексу РФ, налоговая ставка составляет 24%, в том числе:
сумма налога, определенная по ставке в размере 6%, зачисляется в федеральный бюджет;
сумма налога, рассчитанная по ставке в размере 16%, перечисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
сумма налога, исчисленная по ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты.
После определения суммы налога на прибыль рассчитывается величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Именно она является источником развития производства, материального поощрения работников, удовлетворения их социально-культурных потребностей.
Чистая прибыль предприятия направляется на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.
Развитие производства может предусматривать расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские работы, на освоение новых видов продукции, техники и технологических процессов, на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующего предприятия. К развитию производства относят также затраты на проведение природоохранных мероприятий и взносы в качестве вкладов учредителей на создание уставного капитала других предприятий, а также средства, перечисляемые вышестоящим организациям, в составе которых находится предприятие (союзы, ассоциации, концерны).
Часть прибыли может расходоваться на социальные нужды трудового коллектива, включающие расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, затраты на строительство объектов непроизводственного назначения, на развитие подсобного сельского хозяйства, на проведение культурно-массовых и оздоровительных мероприятий.
В качестве материального поощрения работников предприятия из прибыли могут выплачиваться единовременные пособия уходящим на пенсию, ветеранам труда, надбавки к пенсии, компенсации работникам удорожания стоимости питания в столовых и буфетах предприятия и т.п.
Таким образом прибыль, является исходной базой для расширения производственных возможностей, научно-технического потенциала и социально-экономического развития коллектива. На основе анализа прибыли, выявляют и оценивают резервы роста прибыли и способы их реализации. Основными направлениями увеличения прибыли на предприятии могут быть:
снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных, природных, трудовых и производственных ресурсов;
улучшение качества выпускаемой продукции;
постоянное обновление ассортимента продукции;
увеличение объёмов продукции за счет улучшения использования лесосечного фонда;
реализация излишнего, ненужного и неиспользуемого оборудования;
увеличение выпуска экспортируемой продукции;
расширение внутренних и внешних рынков сбыта продукции;
развитие уровня комплексного использования древесного сырья.
В практической деятельности предприятий для определения эффективности использования основных производственных фондов, материальных оборотных средств, текущих затрат, объема продаж применяют систему показателей рентабельности, используемых при оценке финансовых результатов предприятия.
Общая рентабельность
определяется в процентах отношением балансовой прибыли к сумме основных и оборотных средств предприятия по формуле:
,
где
– балансовая (валовая) прибыль предприятия, руб.;
– среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
– величина материальных оборотных средств, руб.
Общая рентабельность отражает результативность использования имущества предприятия и эффективность производства, показывая величину прибыли, приходящейся на рубль вложенных основных и оборотных средств. В общей рентабельности отражаются изменения себестоимости продукции, величина и уровень использования производственных фондов, рост производительности труда, изменение объёма реализации продукции (работ, услуг), факторы ценообразования.
Рассчитывают также показатель фондорентабельности (
, %), учитывающий эффективность использования только основных производственных фондов и показывающий величину прибыли, приходящейся на рубль вложенных основных средств:
.
В связи с тем, что приведенные показатели общей рентабельности и фондорентабельности недостаточно отражают изменения в уровне текущих затрат, рассчитывается рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) (
, %):
где
– прибыль от реализации всей продукции, выполненных работ и оказываемых услуг, руб;
– полная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), руб.
Рентабельность продукции может быть рассчитана как по реализованной, так и по товарной продукции. Она позволяет соизмерить затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг) с полученной прибылью; определяется по основным видам продукции: круглым лесоматериалам, пиломатериалам (хвойным, лиственным), ящичной таре, технологической щепе, шпалам и т.п.
Рентабельность продукции целесообразно рассчитывать при обновлении ассортимента и для выявления выпуска наиболее эффективных товаров. При обосновании производственной программы лесозаготовительного предприятия на основе маркетинговых исследований и спроса на производимую продукцию особое внимание должно уделяться структуре потребления древесины используемой на механическую переработку, на потребление в необработанном виде и в качестве топлива. Наиболее прогрессивной считается структура потребления древесины, в которой наибольшие объёмы идут на переработку в химические и химико-механические производства.
При существующей технологии заготовки и переработки древесины на всех стадиях производственного процесса образуется значительное количество отходов, которые могут быть использованы в качестве сырья и материальных ресурсов в других производствах. При вовлечении в переработку отходов получается продукция, заменяющая значительное количество деловой древесины.
Рентабельность продукции может определяться в целом по всей продукции (реализованной, товарной) и по отдельным её видам (%):
,
где n – количество видов продукции;
– соответственно цена и себестоимость i-го вида продукции, руб.
Рентабельность товарной продукции показывает, сколько прибыли в перспективе может быть получено с каждого затраченного на её производство рубля. Рентабельность реализованной продукции характеризует не только эффективность затрат на её производство и реализацию, но и отражает изменения в политике ценообразования предприятия, эффективность управления затратами на предприятии через рациональное распределение общехозяйственных и других расходов.
На рентабельность продукции оказывают влияние: структура продукции, отпускные цены на продукцию, цены на сырьё и материалы, а также уровень затрат на единицу продукции.
Показатели рентабельности отдельных видов продукции дают возможность предприятию наиболее рационально сформировать производственную программу.
Отношения между расходами и доходами выражаются рентабельностью продаж (
, %):

где
– объём реализованной продукции (работ, услуг), руб.
На рентабельность продукции и производства оказывает влияние множество факторов: внедрение научно-технического прогресса, уровень использования основных средств с учетом интенсивного и экстенсивного развития, ускорение кругооборота оборотных средств и возможность их высвобождения, организация производства и рост производительности труда на отдельных участках и предприятии, совершенствование управления. Однако, многие факторы оказывают влияние на рентабельность, но не всегда связаны с деятельностью предприятия. Это изменение цен на основные средства, сырьё, основные и вспомогательные материалы, транспортные расходы по доставке их до предприятия, тарифы на перевозки, система налогообложения. Поэтому повышение рентабельности возможно только при комплексном подходе к анализу причин и разработке мероприятий по снижению себестоимости продукции, изучению ценообразующих факторов и формированию прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Билет 1
1. Определение цены, её сущность, функции и роль в рыночной экономике.
2. Формирование структуры розничной цены
3. Задача
Билет 2
1. Системы ценообразования. Основные ценообразующие факторы в условиях рынка.
2. Формирование мировых цен
3. Задача
Билет 3
1. Сущность и виды инфляции. Основные причины роста цен при инфляции. Методы антиинфляционного регулирования.
2. Внешнеторговые цены
3. Задача
Билет 4.
1. Ценовая политика предприятия
2. Классификация цен в зависимости от сферы регулирования.
3. Задача
Билет 5.
1. Классификация ценовых стратегий на предприятии.
2. Сущность методов ценообразования, зависящих от особенностей продукции.
3. Задача
Билет 6.
1. Классификация цен в зависимости от метода включения транспортных расходов в цену продукции.
2. Основные функции цены
3. Задача
Билет 7.
1. Методы ценообразования, влияющие на психологию потребителя.
2. Основные факторы, влияющие на уровень цен.
3. Задача
Билет 8.
1. Классификация цен в зависимости от сферы регулирования.
2. Виды инфляции. Меры воздействия на инфляцию. Социально-политические последствия инфляции.
3. Задача
Билет 9.
1. Формирование внешнеторговых цен
2. Методы ценообразования, зависящие от ценовой стратегии.
3. Задача
Билет 10.
1. Элементы розничной цены.
2. Сущность ценовой политики предприятия. Влияние государства на ценовую политику предприятия.
3. Задача.
Билет 11.
1. Основные принципы классификации цен, действующие в рыночной экономике.
2. Формирование себестоимости товарной продукции (работ, услуг) по экономическим элементам и калькуляционным статьям затрат.
3. Задача
Билет 12.
1. Финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
2. Основные правила расчёта экспортной цены на однородную и неоднородную продукцию.
3. Задача
Билет 13.
1. Сущность и функции цены. Место цены в системе стоимостных показателей предприятия.
2. Принципы формирования системы цен.
3.Задача
Билет 14.
1. Классификация цен в зависимости от ценовой информации.
2. Методы ценообразования, влияющие на психологию потребителя.
3. Задача
Билет 15.
1. Прибыль промышленных предприятий, её виды и методика определения. Роль прибыли в системе показателей в рыночных условиях.
2. Классификация цен в зависимости от времени действия.
3. Задача
Билет 16.
1. Себестоимость продукции, как экономический показатель. Понятие цеховой, производственной и полной себестоимости товарной продукции лесозаготовок.
2. Особенность методов, зависящих от ценовой стратегии предприятия.
3. Задача
Билет 17.
1. Скидки и надбавки к ценам на различных типах рынков.
2. Мировые цены. Виды и их классификация.
3. Задача






