В зависимости от срока действия различают

Цена: экономическое содержание, виды, состав

Цена - это денежное выражение стоимости товара.

Субъекты ценообразования РБ: юридические лица и предприниматели.

Роль цены в экономике проявляется на макро и микро уровнях.

Основные признаки классификации и виды цен:

Цены можно классифицировать по следующим признакам:

1. В зависимости от стадии товародвижения различают следующие виды цен:

- отпускная цена изготовителя – используется производителем при расчете со всеми покупателями за исключением населения

Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена. Трансфертная цена применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.

В последние годы трансфертные цены получают большое распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится все более важным элементом международной торговли. Так, внутрифирменная торговля широко осуществляется между американскими компаниями и их филиалами, находящимися в других странах. Таким же образом действуют и другие страны на территории США;

- отпускная цена оптового предприятия – при продаже предприятием-посредником другим предприятиям-покупателям;

- розничная цена – цена, по которой товар реализуется населению.

Разновидностью розничной цены является аукционная цена.

Аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше нее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.

2. В зависимости от принадлежности продукции, услуг к определенной отрасли:

1) отпускные цены на промышленную продукцию - цены, по которым предприятие продает свой товар потребителям или заготовительным организациям.

2) цены на строительную продукцию (сметная стоимость, прейскурантная

цена, договорная цена);

а) сметная стоимость — предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

б) прейскурантная цена — усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м полезной площади, 1 кв. м малярных работ и др.);

в) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений, соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.

3) закупочные цены на сельхозпродукцию - это договорные цены, по которым сельскохозяйственная продукция реализуются для государственных нужд;

4) тарифы на производственные и непроизводственные услуги (грузового и пассажирского транспорта плата за перемещение грузов и пассажиров, тарифы на коммунальные и бытовые услуги и т.п.);

3. В зависимости от способа установления (степень свободы от воздействия государства при определении цен):

1) регулируемые цены – цены, устанавливаемые государственными органами;

2) свободные цены - цены, складывающиеся на рынке под воздействием конъюнктуры независимо от государственных органов. Включают в себя следующие разновидности:

а) справочная цена – цена, являющаяся исходной для продавца и покупателя при определении контрактной цены, фиксируемой в документе о сделке.

б) контрактная цена – цена, фиксируемая в сделке по купле-продаже, в том числе при внешнеторговых операциях. Различают следующие виды контрактных цен: твердая, зафиксированная на определенном уровне в момент подписания контракта; с последующей фиксацией, которая устанавливается в согласованные сторонами сроки; скользящая цена – изменяемая по согласованной схеме в течение периода действия контракта.

в) базисная цена – цена товара стандартного качества, на основе которой определяется цена товара более высокого или более низкого качества.

В зависимости от рынка, на который поставляется товар, различают

· внутренние;

· внешнеторговые (мировые цены).

       Внутренние (национальные) цены обеспечивают функционирование национальной экономики. Сфера их действие не выходит за пределы страны. Они формируются с учётом особенностей всех сфер национальной экономики и требований внутреннего рынка страны. Цены мировых рынков обслуживают деятельность мировых (региональных) рынков и формируются с учётом их требований. Уровень и структура национальных (внутренних) цен и мировых цен на одну и туже продукцию, как правило, различаются.

        Внешнеторговые цены обслуживают экспортный и импортный обороты страны. Исходя из этого, внешнеторговые цены делятся на экспортные и импортные. По экспортным ценам отечественные производители вывозят товар для его реализации за пределы страны. По импортным ценам товар поставляется из-за рубежа для потребления в стране ввоза. Внешнеторговые цены формируются на основе мировых цен. Экспортные и импортные цены являются контрактными ценами (ценами международных контрактов).

В зависимости от срока действия различают

1) постоянные (долговоременные),

 2) временные,

 3) сезонные – определяются дифференцированно по сезонам года и обусловливаются сезонностью производства или реализации,

 4) скользящие

 5) ступенчатые снижающиеся или повышающиеся в заранее оговоренные сроки – можно устанавливать на продукцию, подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ее жизненного цикла. Цены первой ступени обеспечивают предприятию максимальную прибыль, а последней – могут только покрывать издержки на производство данной продукции).

6. В зависимости от размера возмещения потребителем транспортных расходов:

- франкопроизводитель (все расходы по транспортировке несет покупатель)

- франскостанция порт, пристань отправления - в цену включены расходы по транспортировке только до станции (пристани) отправления. Все остальные транспортные расходы по доставке товара оплачивает покупатель сверх цены.

-франкостанция потр, пристань назначения – в цену включены все транспортные расходы вплоть до станции (пристани) назначения.

-франкопотребитель

7. В зависимости от типа рынка: - конкурентные; - монопольные.

8. В зависимости от региона действия: - региональные; - единые.

9. По степени новизны товара :

- на новые товары;

- на товары которые продаются;

- на товары снятые с производства. Цены на такие товары (например, запасные части к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей, выпуск которых завершен) выше, чем на обычные.

10. По территориальному распространению:

- единые республиканские – действуют на всей территории республики (тарифы на электроэнергию, тарифы на грузовые перевозки ж/д транспортом)

- местные – местные формируются по определенным территориям (районам, областям), как под влиянием спроса и предложения на конкретном рынке, так и под влиянием регулирования со стороны местных органов власти.

11. По способу учета влияния роста цен:

- текущие - цены на текущий период

- сопоставимые – применяются как в статистике, так в планировании в течении ряда лет для оценки стоимостных показателей и их динамики, позволяющие исключить влияние изменения цен.

 

Функции цены:

1. Информационная функция — распространение сведений о наличии товара или продукции, об издержках производства, о рынках. Информационная функция цены состоит в доведении до всех участников сведений о конъюнктуре рынка по данному товару.

2. Распределительная функция — распределение ресурсов между производствами в соответствии со стоимостью ресурсов и ценами на готовую продукцию. Распределительная функция цены связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов.

3. Стимулирующая — создание заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, улучшении качества, снижении издержек.

4. Уравновешивающая — обеспечение равновесия между спросом и предложением. Если спрос на данный товар превышает предложение, цена повышается.

5. Обеспечение доходности — не только возмещение издержек производства продукции, но и получение прибыли.

6. Учетная функция, определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена служит средством исчисления стоимостных показателей: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем товарооборота, объем производства продукции предприятиями, рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т. д.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: