Политика ценообразования в Республике Беларусь

Ценообразование в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица*, и другими субъектами ценообразования.

Система ценообразования включает механизм ценообразования и систему цен.

Механизм ценообразования – это совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов: производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства.

В механизме ценообразования выделяются механизмы государственного управления ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов.

Суть государственно управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения различных видов цен.

Государственное управление ценообразованием реализует следующие функции: планирование (прогнозирование), регулирование, контроль.

Планирование цен включает разработку фиксированных цен на важнейшие виды продукции (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартплата, коммунальные услуги), а также на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках страны; планирование поэтапного ввода свободных цен; разработку прогноза изменения индексов цен на товары, тарифов на услуги.

Регулирование ценообразования – воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государства путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых мер.

Контроль цен сочетает в себе госконтроль, статистический контроль и социальный контроль со стороны потребителей.

Сущность рыночного механизма самоуправления и саморегулирования цен состоит в том, что процесс формирования цен и ответственность за него переносится в сферу экономических отношений. Объектом регулирования являются свободные цены.

В соответствии с Законом РБ «О ценообразовании» под государственным регулированием понимается воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного регулирования.

Необходимость регулирования цен обусловлена следующими причинами:

1. Защитой свободной конкуренции от монополий

2. Необходимостью изменения цен, устанавливаемых рыночным механизмом

3. С целью уменьшения неравенства в распределении доходов между отдельными отраслями производства и отдельными группами населения.

4. Потребностью перераспределения ресурсов, когда рыночная экономика не способна выделить необходимые ресурсы для производства товаров выпуск, которых экономически оправдан.

5. Необходимостью стабилизации экономики обеспечивающей полную занятость ресурсов стабильный уровень цен.

В РБ регулирование цены применяется на:

1) Товары субъектов хозяйствования занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ и включаемых в государственный реестр.

2) Отдельно на социально-значимые товары конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров РБ.

Различают три формы государственного воздействия на ценообразование:

1) Ограничение формирования цен в виде их фиксирования, установление предельных цен, рентабельности или др. ограничительных параметров.

2) Установление налоговых и других платежей.

3) Государственная поддержка цен и доходов в виде субсидий и дотаций потребителю или производителю.

Методы государственного регулирования:

1. Экономическое регулирование

2. Административное регулирование

Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением, является Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики. На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспекции по контролю за ценами в районах, городах и их районах. В своей работе органы контроля за ценами взаимодействуют с министерствами и ведомствами, на которые возложена ответственность за правильность установления и применения цен на подведомственных предприятиях. Проверкой правильности установления и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь, Государственный налоговый комитет, Министерство финансов, органы статистики.

Может осуществляться также общественный контроль за соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей со стороны общественных объединений потребителей.

 

Формирование отпускной цены, налоги, включаемые в цену, её обоснование

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: