Механизм рыночного ценообразования

Для системы ценообразования характерны рыночное ценообразова-

ние, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и

централизованное государственное ценообразование – формирование цен

государственными органами управления.

Рынок – это система воспроизводственных товарно-денежных отно-

шений, через категории которых регулируется общественное воспроизвод-

ство. Основными элементами рынка являются продавец, покупатель, товар

и цена. Предложения характеризуются динамикой спроса, спрос – эла-

стичностью. И спрос, и предложение регулируются ценой, а она, в свою

очередь, зависит от соотношения спроса и предложения.

Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от

планового установления цен состоит также в том, что первоначальные це-

ны на товары определяются (устанавливаются) их собственниками, субъ-

ектами хозяйствования. Только в этом случае преодолевается отчуждение

товаропроизводителей от результатов их труда.

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяй-

ственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на огра-

ниченный круг товаров и услуг.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений про-

является через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздей-

ствием двух важнейших факторов – стратегического и тактического.

Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на

основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг

стоимости. Процесс этот весьма сложный.

Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные то-

вары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Первый фактор – фактор долговременного u1087 перспективного действия.

Второй может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика

конъюнктурных изменений очень высока; здесь требуется всестороннее

изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны

в условиях рыночной экономики, ими нужно в совершенстве овладеть и

научиться умело пользоваться. В противном случае предприятию или

фирме включаться в рыночную экономику не имеет смысла – это чревато

для них отрицательными экономическими последствиями.

Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он

создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промыш-

ленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры,

а также структуры потребления.

Цены, которые в условиях рынка устанавливаются по соглашению

сторон, называются договорными (свободными) ценами. Идея договорного

рыночного ценообразования заключается в том, чтобы нацелить предпри-

ятие-изготовителя на выпуск товаров, пользующихся спросом, что должно

способствовать ликвидации дефицита. Гибкость и оперативность в установ-

лении рыночных цен приводит к тому, что экономика становится более ди-

намичной и ориентируется на удовлетворение общественных потребностей.

Свободные (договорные) цены, которые устанавливаются по соглашению

товаропроизводителей и потребителей продукции, являются важнейшим

элементом согласования экономических интересов в народном хозяйстве.

Воздействие системы свободного ценообразования на экономику

можно проследить только в динамике, во времени. Если при этом на ка-

кой-то момент достигнут баланс спроса и предложения, то в будущем он

может нарушиться и, как правило, нарушается. В этой связи особую роль

играет системный подход к свободному ценообразованию в динамике, рас-

смотрение рыночных цен как одного из составных элементов социально-

экономической системы. Исходя из этого можно сделать следующий вывод:

свободные цены могут нормально действовать только в комплексе, в систе-

ме со всеми другими элементами, составляющими рыночную экономику.

Следует сказать, что свободные цены сами по себе еще не обеспе-

чивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях

дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в

условиях разбалансированной экономики приводит к целому ряду нега-

тивных последствий для экономики страны.

Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и в значительной сте-

пени монополизированного рынка товаров и услуг приводит к дезоргани-

зации производства. При этом падает надежность планирования на уровне

отдельного предприятия или фирмы, и нарушаются пропорции внутриот-

раслевых и межотраслевых связей.

В результате из-за того, что появляется легкая возможность получить

дополнительную прибыль, обусловленную не ростом производства, а рос-

том цен, падают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном

выражении. В условиях инфляции это провоцирует дальнейший спад про-

изводства, препятствует выходу экономики из кризиса.

Для того, чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил

нормально, т.е. чтобы рост свободных цен находился u1074 в допустимых преде-

лах и не приводил прежде всего к сокращению производства, нужны сле-

дующие условия:

1) реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обла-

дающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;

2) отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по сво-

бодным ценам;

3) отсутствие монополии товаропроизводителей;

4) структурная перестройка экономики, прежде всего базовых от-

раслей хозяйства, и конверсия оборонного комплекса;

5) обеспечение единого экономического пространства в рамках госу-

дарства;

6) юридически закрепленное право на свободный выбор постав-

щиков и потребителей.

Таким образом, необходимыми условиями рыночного ценообразова-

ния являются:

• экономическая самостоятельность и свобода выбора поведения

предприятий – субъектов хозяйствования, агентов рынка как собственников;

• коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, реа-

лизуемая посредством взаимовыгодных договоров;

• правовое обеспечение – содействие и защита договорно-

контрактных отношений, других хозяйственных споров, убытков и упу-

щенной выгоды;

• наличие конкурентной среды и преодоление монополизма, обес-

печивающие возможность выбора поведения субъектов хозяйствования,

агентов рынка;

• равновесное состояние рынка.

 




double arrow
Сейчас читают про: