Для системы ценообразования характерны рыночное ценообразова-
ние, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и
централизованное государственное ценообразование – формирование цен
государственными органами управления.
Рынок – это система воспроизводственных товарно-денежных отно-
шений, через категории которых регулируется общественное воспроизвод-
ство. Основными элементами рынка являются продавец, покупатель, товар
и цена. Предложения характеризуются динамикой спроса, спрос – эла-
стичностью. И спрос, и предложение регулируются ценой, а она, в свою
очередь, зависит от соотношения спроса и предложения.
Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от
планового установления цен состоит также в том, что первоначальные це-
ны на товары определяются (устанавливаются) их собственниками, субъ-
ектами хозяйствования. Только в этом случае преодолевается отчуждение
товаропроизводителей от результатов их труда.
Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяй-
ственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на огра-
ниченный круг товаров и услуг.
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений про-
является через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздей-
ствием двух важнейших факторов – стратегического и тактического.
Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на
основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг
стоимости. Процесс этот весьма сложный.
Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные то-
вары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.
Первый фактор – фактор долговременного u1087 перспективного действия.
Второй может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика
конъюнктурных изменений очень высока; здесь требуется всестороннее
изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны
в условиях рыночной экономики, ими нужно в совершенстве овладеть и
научиться умело пользоваться. В противном случае предприятию или
фирме включаться в рыночную экономику не имеет смысла – это чревато
для них отрицательными экономическими последствиями.
Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он
создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промыш-
ленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры,
а также структуры потребления.
Цены, которые в условиях рынка устанавливаются по соглашению
сторон, называются договорными (свободными) ценами. Идея договорного
рыночного ценообразования заключается в том, чтобы нацелить предпри-
ятие-изготовителя на выпуск товаров, пользующихся спросом, что должно
способствовать ликвидации дефицита. Гибкость и оперативность в установ-
лении рыночных цен приводит к тому, что экономика становится более ди-
намичной и ориентируется на удовлетворение общественных потребностей.
Свободные (договорные) цены, которые устанавливаются по соглашению
товаропроизводителей и потребителей продукции, являются важнейшим
элементом согласования экономических интересов в народном хозяйстве.
Воздействие системы свободного ценообразования на экономику
можно проследить только в динамике, во времени. Если при этом на ка-
кой-то момент достигнут баланс спроса и предложения, то в будущем он
может нарушиться и, как правило, нарушается. В этой связи особую роль
играет системный подход к свободному ценообразованию в динамике, рас-
смотрение рыночных цен как одного из составных элементов социально-
экономической системы. Исходя из этого можно сделать следующий вывод:
свободные цены могут нормально действовать только в комплексе, в систе-
ме со всеми другими элементами, составляющими рыночную экономику.
Следует сказать, что свободные цены сами по себе еще не обеспе-
чивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях
дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в
условиях разбалансированной экономики приводит к целому ряду нега-
тивных последствий для экономики страны.
Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и в значительной сте-
пени монополизированного рынка товаров и услуг приводит к дезоргани-
зации производства. При этом падает надежность планирования на уровне
отдельного предприятия или фирмы, и нарушаются пропорции внутриот-
раслевых и межотраслевых связей.
В результате из-за того, что появляется легкая возможность получить
дополнительную прибыль, обусловленную не ростом производства, а рос-
том цен, падают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном
выражении. В условиях инфляции это провоцирует дальнейший спад про-
изводства, препятствует выходу экономики из кризиса.
Для того, чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил
нормально, т.е. чтобы рост свободных цен находился u1074 в допустимых преде-
лах и не приводил прежде всего к сокращению производства, нужны сле-
дующие условия:
1) реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обла-
дающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;
2) отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по сво-
бодным ценам;
3) отсутствие монополии товаропроизводителей;
4) структурная перестройка экономики, прежде всего базовых от-
раслей хозяйства, и конверсия оборонного комплекса;
5) обеспечение единого экономического пространства в рамках госу-
дарства;
6) юридически закрепленное право на свободный выбор постав-
щиков и потребителей.
Таким образом, необходимыми условиями рыночного ценообразова-
ния являются:
• экономическая самостоятельность и свобода выбора поведения
предприятий – субъектов хозяйствования, агентов рынка как собственников;
• коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, реа-
лизуемая посредством взаимовыгодных договоров;
• правовое обеспечение – содействие и защита договорно-
контрактных отношений, других хозяйственных споров, убытков и упу-
щенной выгоды;
• наличие конкурентной среды и преодоление монополизма, обес-
печивающие возможность выбора поведения субъектов хозяйствования,
агентов рынка;
• равновесное состояние рынка.






