Вмешательства в экономику

Государственное регулирование цен – воздействие на процессы фор-

мирования, установления и применения цен и тарифов со стороны госу-

дарственных органов путем проведения законодательных, административ-

ных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации экономи-

ческих процессов в государстве.

В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регули-

рование цен носит антикризисный, антиинфляционный характер. Государ-

ственное регулирование заключается в том, чтобы не допустить инфляци-

онного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, рез-

кого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма товаро-

производителей, способствовать созданию условий для нормальной конку-

ренции, ориентируемой на внедрение достижений НТП.

В условиях рыночной экономики государственное регулирование

цен преследует следующие цели:

• согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаро-

производителя, покупателя и государства;

• обеспечение экономической безопасности страны;

• защиту отечественного товаропроизводителя;

• защиту наименее обеспеченных слоев населения от необоснован-

ного роста цен на товары первой необходимости;

• создание условий для нормальной конкуренции;

• государственное влияние на деятельность предприятий-моно-

полистов;

• ограничение инфляционного роста цен в результате возникнове-

ния товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;

• поддержание ценовых пропорций.

• Свобода предприятий в установлении цен ограничивается не толь-

ко потребительским спросом, рыночной ценой и участниками каналов то-

вародвижения, но и государством.

Фиксация цен. Государство использует следующие основные спо-

собы фиксации цен:

использование цен прейскурантов. Ряд цен на товары и услуги

фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов. Величину

цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными.

Государственный прейскурант – это официальный сборник цен и та-

рифов на товары и услуги, который утверждается и издается государствен-

ными органами ценообразования, а так же министерствами и ведомствами.

замораживание цен. Данный подход используется в случае воз-

никновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и

проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесооб-

разным считается применение замораживания цен только в краткосрочном

периоде;

фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены

предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое

позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на ры-

нок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия

других участников рынка.

Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен

(установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксирован-

ных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установле-

ние предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияю-

щих на формирование цены (порядок формирования издержек, макси-

мальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление мак-

симального размера разового повышения цен, определение и регулирова-

ние цен на продукцию и услуги государственных предприятий;

Регулирование системы свободного ценообразования за счет за-

конодательного регламентирования ценообразовательной деятельности

участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции.

Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования

заключается во введении ряда запретов:

запрет на горизонтальное фиксирование цен – запрет на согла-

шение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на

определенном уровне в случае если совокупная доля рынка этих предпри-

ятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке.

запрет на вертикальное фиксирование цен – запрет производи-

телям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле;

запрет на демпинг – запрет на продажу товара ниже себестоимо-

сти его производства с целью устранения конкурентов.

запрет на недобросовестную ценовую рекламу – подобная рек-

лама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения

их внимания к товару.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут

быть как прямыми, так и косвенными.

К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на

спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэконо-

мической сбалансированности. К ним можно отнести такие средства, как:

принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, сти-

мулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая поли-

тика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и суб-

сидий, контроль и регулирование доходов населения, другие меры макро-

экономической сбалансированности.

К основным рычагам прямого ценового регулирования относятся:

1) установление верхнего абсолютного предела цены, «ценового по-

толка» (самый жесткий рычаг в условиях рынка);

2) ограничение роста цены путем регламентирования норматива

рентабельности в процентах к себестоимости;

3) установление ограничений на посреднические вознаграждения;

4) определение нижнего предела цены, «ценового пола».

Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежа-

ние роста инфляции.

Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных це-

лях. Невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить

размеры отчислений в бюджет. Этот рычаг широко используется в отно-

шении товаров с большой долей косвенных налогов (в первую очередь ак-

цизов), являющихся важной доходной статьей бюджета.

Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимули-

рования научно-технического прогресса. В прогрессивных отраслях рост

производства – общенациональная задача. Введение нижнего порога цены

лишает монополии возможности использовать сбрасывание цен для ос-

лабления немонополизированных предприятий – производителей анало-

гичной прогрессивной продукции.

Крайним вариантом прямого ценового регулирования является уста-

новление фиксированных цен (цен однозначного уровня), когда продавец не

имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Фиксированные цены

предполагают однозначность и всех других показателей, поэтому характерны

для условий не рыночной, а административно регулируемой экономики.

К государственным методам регулирования цен относятся предвари-

тельное уведомление продавцом об изменении цен, декларирование цен

продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государст-

вом и др.




double arrow
Сейчас читают про: