Государственное регулирование цен – воздействие на процессы фор-
мирования, установления и применения цен и тарифов со стороны госу-
дарственных органов путем проведения законодательных, административ-
ных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации экономи-
ческих процессов в государстве.
В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регули-
рование цен носит антикризисный, антиинфляционный характер. Государ-
ственное регулирование заключается в том, чтобы не допустить инфляци-
онного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, рез-
кого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма товаро-
производителей, способствовать созданию условий для нормальной конку-
ренции, ориентируемой на внедрение достижений НТП.
В условиях рыночной экономики государственное регулирование
цен преследует следующие цели:
• согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаро-
производителя, покупателя и государства;
• обеспечение экономической безопасности страны;
• защиту отечественного товаропроизводителя;
• защиту наименее обеспеченных слоев населения от необоснован-
ного роста цен на товары первой необходимости;
• создание условий для нормальной конкуренции;
• государственное влияние на деятельность предприятий-моно-
полистов;
• ограничение инфляционного роста цен в результате возникнове-
ния товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;
• поддержание ценовых пропорций.
• Свобода предприятий в установлении цен ограничивается не толь-
ко потребительским спросом, рыночной ценой и участниками каналов то-
вародвижения, но и государством.
Фиксация цен. Государство использует следующие основные спо-
собы фиксации цен:
• использование цен прейскурантов. Ряд цен на товары и услуги
фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов. Величину
цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными.
Государственный прейскурант – это официальный сборник цен и та-
рифов на товары и услуги, который утверждается и издается государствен-
ными органами ценообразования, а так же министерствами и ведомствами.
• замораживание цен. Данный подход используется в случае воз-
никновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и
проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесооб-
разным считается применение замораживания цен только в краткосрочном
периоде;
• фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены
предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое
позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на ры-
нок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия
других участников рынка.
Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен
(установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксирован-
ных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установле-
ние предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияю-
щих на формирование цены (порядок формирования издержек, макси-
мальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление мак-
симального размера разового повышения цен, определение и регулирова-
ние цен на продукцию и услуги государственных предприятий;
Регулирование системы свободного ценообразования за счет за-
конодательного регламентирования ценообразовательной деятельности
участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции.
Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования
заключается во введении ряда запретов:
• запрет на горизонтальное фиксирование цен – запрет на согла-
шение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на
определенном уровне в случае если совокупная доля рынка этих предпри-
ятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке.
• запрет на вертикальное фиксирование цен – запрет производи-
телям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле;
• запрет на демпинг – запрет на продажу товара ниже себестоимо-
сти его производства с целью устранения конкурентов.
• запрет на недобросовестную ценовую рекламу – подобная рек-
лама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения
их внимания к товару.
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут
быть как прямыми, так и косвенными.
К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на
спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэконо-
мической сбалансированности. К ним можно отнести такие средства, как:
принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, сти-
мулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая поли-
тика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и суб-
сидий, контроль и регулирование доходов населения, другие меры макро-
экономической сбалансированности.
К основным рычагам прямого ценового регулирования относятся:
1) установление верхнего абсолютного предела цены, «ценового по-
толка» (самый жесткий рычаг в условиях рынка);
2) ограничение роста цены путем регламентирования норматива
рентабельности в процентах к себестоимости;
3) установление ограничений на посреднические вознаграждения;
4) определение нижнего предела цены, «ценового пола».
Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежа-
ние роста инфляции.
Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных це-
лях. Невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить
размеры отчислений в бюджет. Этот рычаг широко используется в отно-
шении товаров с большой долей косвенных налогов (в первую очередь ак-
цизов), являющихся важной доходной статьей бюджета.
Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимули-
рования научно-технического прогресса. В прогрессивных отраслях рост
производства – общенациональная задача. Введение нижнего порога цены
лишает монополии возможности использовать сбрасывание цен для ос-
лабления немонополизированных предприятий – производителей анало-
гичной прогрессивной продукции.
Крайним вариантом прямого ценового регулирования является уста-
новление фиксированных цен (цен однозначного уровня), когда продавец не
имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Фиксированные цены
предполагают однозначность и всех других показателей, поэтому характерны
для условий не рыночной, а административно регулируемой экономики.
К государственным методам регулирования цен относятся предвари-
тельное уведомление продавцом об изменении цен, декларирование цен
продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государст-
вом и др.






