Регулирование цен в РБ. Закон РБ «О ценообразовании»

Основные направления ценовой политики в республике на кратко-

срочную и долгосрочную перспективу нашли отражение в разработанной

и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Рес-

публике Беларусь. Целью совершенствования системы ценообразования

является создание такого механизма, который бы создавал условия для

эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособно-

сти экономики, реализации приоритетов государственной экономической

политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повыше-

ния на этой основе жизненного уровня населения. В социально ориентиро-

ванной переходной экономике приоритетной задачей выступает достиже-

ние важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение дос-

тойного прожиточного минимума, предоставление гражданам, в первую

очередь, малообеспеченным, возможности приобретать в достаточном ко-

личестве товары первой необходимости.

 

Изменившиеся институциональные, макроэкономические и внеш-

ние условия выступили предпосылками необходимости обновления

концепции ценообразования в Республике Беларусь, ориентации на соз-

дание рыночного механизма ценообразования в сочетании с его гибким

государственным регулированием. В новой редакции концепция утвер-

ждена постановлением Совета Министров от 20.07.2005 № 799. Данная

концепция не предполагает коренного изменения действующей систе-

мы ценообразования в стране. Вместе с тем она предполагает совер-

шенствование ценообразования в целях повышения обоснованности

системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности

национальной экономики, дальнейшего снижения уровня инфляции.

В качестве принципов ценообразования определены:

• сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

• разграничение полномочий субъектов ценообразования по уста-

новлению и регулированию цен (тарифов);

• установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем

субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и

получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при

необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер

государственной поддержки;

• осуществление государственного контроля за соблюдением зако-

нодательства о ценообразовании.

Правовые основы государственной политики в области ценообразо-

вания в республике, а также сфера применения свободного и регулируемо-

го ценообразования, полномочия государственных органов, осуществ-

ляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, были заложе-

ны в законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же

документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов

ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридическо-

го лица, предприниматели, республиканские и местные органы государст-

венного управления.

Республиканские органы государственного управления устанавли-

вают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, Министерство эко-

номики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ,

нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары,

продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу,

спирт, водку, квартплату, торговые наценки на некоторые другие товары и

услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также ми-

нистерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культу-

ры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторых других.

Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые

наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предпри-

ятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации

для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пасса-

жиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др.

Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных пред-

приятий имеют также министерства и ведомства.

Согласно закону РБ «О ценообразовании» в республике могут ис-

пользоваться следующие основные способы государственного регулиро-

вания цен:

• установление фиксированных цен (тарифов);

• установление предельных цен (тарифов);

• установление предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

• установление предельных нормативов рентабельности, исполь-

зуемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регу-

лируемую цену (тариф);

• установление порядка определения и применения цен (тарифов);

• декларирование цен (тарифов).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: