Основные направления ценовой политики в республике на кратко-
срочную и долгосрочную перспективу нашли отражение в разработанной
и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Рес-
публике Беларусь. Целью совершенствования системы ценообразования
является создание такого механизма, который бы создавал условия для
эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособно-
сти экономики, реализации приоритетов государственной экономической
политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повыше-
ния на этой основе жизненного уровня населения. В социально ориентиро-
ванной переходной экономике приоритетной задачей выступает достиже-
ние важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение дос-
тойного прожиточного минимума, предоставление гражданам, в первую
очередь, малообеспеченным, возможности приобретать в достаточном ко-
личестве товары первой необходимости.
Изменившиеся институциональные, макроэкономические и внеш-
|
|
ние условия выступили предпосылками необходимости обновления
концепции ценообразования в Республике Беларусь, ориентации на соз-
дание рыночного механизма ценообразования в сочетании с его гибким
государственным регулированием. В новой редакции концепция утвер-
ждена постановлением Совета Министров от 20.07.2005 № 799. Данная
концепция не предполагает коренного изменения действующей систе-
мы ценообразования в стране. Вместе с тем она предполагает совер-
шенствование ценообразования в целях повышения обоснованности
системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности
национальной экономики, дальнейшего снижения уровня инфляции.
В качестве принципов ценообразования определены:
• сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
• разграничение полномочий субъектов ценообразования по уста-
новлению и регулированию цен (тарифов);
• установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем
субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и
получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при
необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер
государственной поддержки;
• осуществление государственного контроля за соблюдением зако-
нодательства о ценообразовании.
Правовые основы государственной политики в области ценообразо-
вания в республике, а также сфера применения свободного и регулируемо-
го ценообразования, полномочия государственных органов, осуществ-
ляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, были заложе-
|
|
ны в законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же
документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов
ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридическо-
го лица, предприниматели, республиканские и местные органы государст-
венного управления.
Республиканские органы государственного управления устанавли-
вают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, Министерство эко-
номики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ,
нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары,
продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу,
спирт, водку, квартплату, торговые наценки на некоторые другие товары и
услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также ми-
нистерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культу-
ры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторых других.
Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые
наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предпри-
ятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации
для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пасса-
жиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др.
Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных пред-
приятий имеют также министерства и ведомства.
Согласно закону РБ «О ценообразовании» в республике могут ис-
пользоваться следующие основные способы государственного регулиро-
вания цен:
• установление фиксированных цен (тарифов);
• установление предельных цен (тарифов);
• установление предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
• установление предельных нормативов рентабельности, исполь-
зуемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регу-
лируемую цену (тариф);
• установление порядка определения и применения цен (тарифов);
• декларирование цен (тарифов).