Стратегия множественности цен

Раздел 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

                        Тема 1.1. ВИДЫ ЦЕН И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

1. Виды цен.

    Выделяют  цены на материальную продукцию и на услуги. Цены на материальную продукцию, в зависимости от того какой оборот совершает продукция, бывают: закупочные, бытовые, отпускные и розничные Закупочные цены -устанавливают на сельскохозяйственную продукцию.

Оптовые цены –устанавливают на продукцию пр назначения.

Отпускные цены – устанавливают на ТНП. Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию  определяются предприятиями изготовителями этой продукции. Розничные цены устанавливаются на ТНП и на некоторые виды продукции ПТН, реализуемые населению.

Цены на услуги называются тарифами, которые подразделяются на транспортные, бытовые и коммунальные.

В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов (франкировка товаров) могут быть следующие виды франко:

- франко (до) показывает до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену.

- франко-станция отправления показывает, что транспортные расходы включены в цену до станции отправления, а все остальные расходы оплачиваются сверх цены.

- франко-станция назначения показывает, что в цену товара включены транспортные расходы до выгрузки его из вагона.

Могут быть и другие виды франко:

- франко-вагон – станция назначения

- франко-вагон – станция отправления

- франко-вагон – склад поставщика

- франко – склад покупателя.

 

Регулирование цен.

В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и свободные.

· Свободные цены устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и предложения.

· Регулирование цен осуществляется на основе экономических и административных методов.

  Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную и бюджетную политику.

Административное регулирование цен проводится на основе следующих методов:

- установление фиксированных цен и тарифов;

- установление предельных цен и тарифов;

- установление предельных коэффициентов измерения цен;

- установление предельного уровня рентабельности.

Декларирование цен осуществляется путем сообщения в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.

  

    

               Тема 1.2. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.

Информация о товаре и рынке.

Информация о конкуренции и правительственной политике.

Информация о производстве и затратах, выручке от продажи товаров и прибыли.

Для решения вопроса об установлении цен необходима информация, которую следует тщательно подвергнуть изучению и анализу. Отдельные данные ещё не могут служить информацией, они являются или исходным материалом для анализа, в результате которого можно получить необходимую информацию. Недостаток информации также как и избыток затрудняют принятие решений, поэтому фирма, прежде всего, должна определить в каком объеме и какую информацию надо собрать.

Информацию принято собирать по следующим основным направлениям: рынок товара, тип конкуренции, конкуренты, правительственная политика, а также объёмные и качественные показатели по производству конкретного товара.

Изучая рынок товара, фирма должна определить потенциальные возможности производства его как на собственных предприятиях, так и на предприятиях конкурентов на обозримую перспективу.

Условный перечень необходимой информации, можно представить по следующим основным разделам: о товаре и рынке, конкуренции и правительственной политике, производства и затратах, выручке от продажи товаров и прибыли.

· Информация о товаре и рынке – включают требования, предъявляемые к товару покупателями. Новизна и качество товара. Емкость рынка, его сегменты. Конкуренты. Перспективы роста объёма производства товара и его продажи. Возможности повышения качества товара и его модификации. Динамика цены и её восприятие покупателями. Перспектива коньюктуры на ближайшие несколько лет и на отдалённую перспективу.

· Информация о конкуренции и правительственной политике. Конкурирующие товары, их доля на рынке, финансовое положение, данные о прибылях и убытках. Влияние правительственной политики на рынок.

· Информация о производстве и затратах, выручка от продажи товаров и прибыли. Объёмы производства и складских запасов. Соотношение между выручкой, затратами и прибылью на фирме и у конкурентов. Влияние объёмов производства и запасов на прибыль.

Приведенная схема перечня необходимой информации является условной и она должна конкретизироваться в зависимости от вида товара, структуры рынка и других факторов.

Тема 1.3. ЗАВИСИМОСТЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ОТ СТРУКТУРЫ РЫНКА.

Ценообразование в условиях свободной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции, чистой монополии.

Стратегия множественности цен.

Разрабатывая цену для конкретного товара, необходимо знать конкретный шип и среду рынка, на котором будет продаваться этот товар: на рынке свободной, монополистической, олигополистической конкуренции или чистой монополии. Для фирмы в условиях свободной конкуренции спрос полностью эластичен от цены. При расширении объёма производства фирма, как правило, цену не меняет. Зависимость между ценой и спросом для отраслей обратно пропорциональная. Снижение цен приводит к увеличению спроса. Если увеличение предложения в отраслях вырастает, то цена снизится во всех фирмах независимо от объёма их производства. Ни одна из фирм на рынке свободной конкуренции в ценообразовании не играет заметной роли. Цена складывается под воздействием Д и S. Фирма ориентируется на сложившийся уровень цен. Однако и в этих условиях фирма, используя коньюктуру, может значительно повысить цену, а потом, постепенно снижая её до уровня обычных цен, за этот короткий период добиться увеличения своего дохода. Это в основном на международных рынках таких товаров, как цветные металлы, руда, лес, пшеница и т.д.

В условиях рынка монополистической конкуренции необходимо определить специфические потребности покупателей из разных сегментов рынка. Большая роль отводится рекламе, присвоению товаром марочных наименований. Распространённой является стратегии установления цен по географическому принципу, когда в отдельных районах страны фирма реализует товар по разным ценам. Применяются также такие стратегии установления цен, как «Выше номинала», когда при большой дифференциации покупательского спроса предлагаются товары «Люкс» по очень высоким ценам, а для остальных покупателей товары обычного качества предлагаются по обычным ценам. На олигополистическим рынке каждый участник рынка внимательно следует за маркетинговой деятельностью конкурентов, осторожно относятся к изменению цен на свою продукцию. Применяются различные стратегии установления цен. Например:

- координация действий при установлении цен (хотя в отдельных странах такая координация запрещена)

- параллельная ценовая политика, которая также сводится к координации цен, когда компания калькулирует издержки производства по унифицированным статьям, а затем добавляет определённую норму прибыли. При этом цены всех компаний под воздействием рыночных факторов меняются в одном и том же направлении и в той же пропорции. На рынке чистой монополии частные фирмы – монополисты устанавливают цены на свою продукцию самостоятельно, а иногда согласовывая их с местной администрацией.

Ценовая стратегия фирмы может осуществляться на основе дискриминации. Дискриминационные цены бывают в разных формах:

1. По группам покупателей;

2. По варианту товаров или услуг – разные варианты товаров или услуг продаются по разным ценам без учета разницы в затратах;

3. По территории – в разных регионах товар продаётся по разным ценам, хотя издержки по доставке одинаковы;

по времени – разные цены на товар устанавливаются в зависимости от сезона, месяца, дней недели, времени суток.

Стратегия множественности цен – фирмы основана на том, чтобы для каждой группы покупателей устанавливать максимальную цену. В некоторых странах такая стратегия запрещена. В других фирма может реализовать товар по очень низким ценам. Такая политика называется демпингом. Номногие страны ограничивают ввоз товаров по низким ценам, подрывающим развитие национальной промышленности.

Фирма – монополист не всегда прибегает к установлению высоких цен, так как это может привести к регулированию цен.

При выборе ценовой стратегии фирма должна руководствоваться следующими принципами:

- цены на продукцию пересматриваться не очень часто;

- не всегда покупатель привлекается низкими ценами;

- минимальная честь товаров реализуется в порядке распродажи.

Анализ типа рынка, конкуренции не может дать готовые рецепты установления цен, он необходим для определения закономерности ценообразования в зависимости от соотношения Д и S.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: