Природа креативности

На сегодняшний день существует множество подходов к опреде­лению природы креативности. Поэтому невозможно привести еди­ное обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех ис­следователей.

Некоторые определения креативности были сформулированы в терминах продукта, результата деятельности; другие — в терминах процесса, личностных свойств или необходимых внешних условий. Одни авторы подчеркивают, что термин «креативный» применим то­лько к редко встречающимся специальным видам способностей, в то время как другие считают, что этот термин подразумевает общую креативную способность, которой в определенной степени обладают все здоровые индивиды.

Креативность часто рассматривается как нечто противоположное конформности, обыденности, предполагающее нестандартные под­ходы в отличие от общепринятых. К. Спирмен считал, что это — «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». Симпсон определял креативность как «спо­собность к разрушению общепринятого, обычного порядка следова­ния идей в процессе мышления». Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изоб­ретением чего-то нового (для личности или для общества).

По мнению Е. Торренса, креативность — это не специальная, а об­щая способность, которая базируется на констелляции общего ин­теллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивно­му мышлению. Под креативностью Е. Торренс понимал обостренное восприятие недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считал, что творческий процесс делится на восприятие проблемы, по­иск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку ги­потез, их модификацию и нахождение результата.

Определение Е. Торренса не является бесспорным. Критики глав­ным образом обращали внимание на тот факт, что оно не делает раз­личий между креативностью и другими видами мышления.

Идеальный, с точки зрения Е.Торренса, тест должен измерять протекание всех операций, выделенных им в творческом процессе. Од­нако при создании методики он ограничился оценкой креативности по продуктам деятельности. В работе над тестом Е. Торренс во мно­гом опирался на теорию дивергентного (творческого) мышления Дж. Гилфорда. Дж. Гилфордом были выделены четыре классических свойства дивергентного мышления:

1. «Беглость» — способность продуцировать большое количест­во идей;

2. «Гибкость» — способность применять разнообразные страте­гии при решении проблем;

3. «Оригинальность» — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

4. «Разработанность» — способность детально разрабатывать возникшие идеи.

К перечню Дж. Гилфорда Е. Торренс добавляет еще три характери­стики: «Адекватность», «Сопротивление замыканию» и «Абстракт­ность названия». Более подробно речь об этих характеристиках пой­дет дальше. Для оценки перечисленных проявлений креативности Е. Торренс создал свою методику. Более полно свое понимание про­цесса творческого мышления Е. Торренс реализует в созданных им развивающих программах.

Вернуться к оглавлению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: