На сегодняшний день существует множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей.
Некоторые определения креативности были сформулированы в терминах продукта, результата деятельности; другие — в терминах процесса, личностных свойств или необходимых внешних условий. Одни авторы подчеркивают, что термин «креативный» применим только к редко встречающимся специальным видам способностей, в то время как другие считают, что этот термин подразумевает общую креативную способность, которой в определенной степени обладают все здоровые индивиды.
Креативность часто рассматривается как нечто противоположное конформности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы в отличие от общепринятых. К. Спирмен считал, что это — «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления». Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или для общества).
По мнению Е. Торренса, креативность — это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Под креативностью Е. Торренс понимал обостренное восприятие недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считал, что творческий процесс делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата.
Определение Е. Торренса не является бесспорным. Критики главным образом обращали внимание на тот факт, что оно не делает различий между креативностью и другими видами мышления.
Идеальный, с точки зрения Е.Торренса, тест должен измерять протекание всех операций, выделенных им в творческом процессе. Однако при создании методики он ограничился оценкой креативности по продуктам деятельности. В работе над тестом Е. Торренс во многом опирался на теорию дивергентного (творческого) мышления Дж. Гилфорда. Дж. Гилфордом были выделены четыре классических свойства дивергентного мышления:
1. «Беглость» — способность продуцировать большое количество идей;
2. «Гибкость» — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
3. «Оригинальность» — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
4. «Разработанность» — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
К перечню Дж. Гилфорда Е. Торренс добавляет еще три характеристики: «Адекватность», «Сопротивление замыканию» и «Абстрактность названия». Более подробно речь об этих характеристиках пойдет дальше. Для оценки перечисленных проявлений креативности Е. Торренс создал свою методику. Более полно свое понимание процесса творческого мышления Е. Торренс реализует в созданных им развивающих программах.
Вернуться к оглавлению