Конструктная валидность

Многие исследования были направлены на понимание того, что именно измеряет тест Е. Торренса, и особенно на выявление личност­ных особенностей, связанных с высокими показателями креативности.

Для изучения личностных особенностей Е. Торренс и другие авто­ры применяли различные методики: тест Роршаха, рисуночные тесты, клинические беседы и др.

Высококреативные дети демонстрировали следующие характери­стики: способность вспоминать события из раннего детства, глубокое понимание собственного «Я», чувство юмора, тревожность и «нерав­номерное» развитие. «Неравномерность» развития могла проявля­ться по-разному. Например, в креативном ребенке могли мирно сосуществовать любовь к Шекспиру и любовь к куклам. Самоконтроль, свойственный взрослым, мог сменяться импульсивным, даже инфан­тильным поведением.

Анализ пятен Роршаха позволил сделать следующие выводы. Креа­тивные дети демонстрировали причудливые, фантастические ответы, часто оживляли и раскрашивали свои образы. Ответы, связанные с жи­выми существами, указывал и на наличие внутреннего л о куса контроля, на большую независимость от внешнего влияния. Большое количество красочных ответов свидетельствовало о склонности к глубокому эмоци­ональному отклику на влияния внешней среды.

Креативные дети легко переносят состояние неопределенности и хорошо справляются с неоднозначными заданиями.

Рисунки и другие произведения креативных детей отличаются высокой степенью оригинальности, юмором, игривостью и рас­крепощенностью. Однако, учителям и одноклассникам их идеи ча­сто кажутся дикими и глупыми. Опишем следующее исследование: ученикам со 2 по 6 класс были предложены различные интеллек­туальные игры и головоломки. Дети должны были определить, для чего они предназначены и что с ними можно сделать. В каждую группу из пяти человек был введен один креативный ребенок. Хотя 70% идей были выдвинуты креативными детьми, остальные члены группы почти полностью проигнорировали их вклад в кол­лективный результат работы.

Лонг и Хендерсон предположили, что социальное неприятие, объ­единенное с нонконформизмом, будет отрицательно влиять на само­оценку высококреативных детей. Действительно, эти дети считают себя несчастными: в рисуночных тестах они помещают себя в отдале­нии от людей, имеющих власть, и от родителей своего пола.

В другом исследовании Е. Торренса изучались разные группы кре­ативных детей: дети с высокими баллами по Оригинальности, дети с высокими баллами по Разработанности и дети с высокими баллами по двум параметрам одновременно.

Мальчики с высокими оценками по Оригинальности приписывали себе следующие качества: любознательность, независимость в мыш­лении, чувство юмора, склонность к риску и предприимчивость. Они отрицали у себя наличие скромности, спокойствия, конформизма. В будущем они хотели бы иметь нетрадиционную творческую профессию, например, актера, антрополога и т. п.

Мальчики с высокими показателями по Разработанности описы­вали себя здоровыми, желающими преобладать над другими, с чувст­вом юмора, рискованными и предприимчивыми, а не скромными, скучными и боязливыми. Они не любили одиночества и не считали себя эмоционально чувствительными. Их школьные оценки были выше, чем у мальчиков с высокими баллами по Оригинальности, но показатели по тесту школьных достижений слегка ниже. Их профес­сиональные установки были традиционными.

Мальчики с высокими оценками по двум параметрам одновремен­но отмечали у себя стремление к риску, склонность задавать вопросы и чувство юмора. Они также считали, что им не присущи скромность, спокойствие и боязливость. Их школьные оценки и результаты теста достижений были выше, чем в двух предыдущих группах. Их профес­сиональные ожидания были нетрадиционны, их будущая деятель­ность должна была предполагать разнообразие, активность и ответ­ственность.

Девочки, имеющие высокие баллы по Оригинальности, во многом напоминали мальчиков из той же группы. Кроме того, они отмечали у себя желание быть на виду, превосходить других, эмоциональную чувствительность, склонность к частым приступам скуки.

Девочки с высокими баллами по Разработанности также напоми­нали мальчиков соответствующей группы, но в отличие от них счита­ли себя эмоционально чувствительными, аффективными. Они хотели быть учителями, психологами, работниками социальной сферы.

Девочки с высокими оценками по двум параметрам одновременно отмечали у себя желание превосходить других, эмоциональную чув­ствительность, склонность к соревновательности, нонконформизм и чувство юмора. Их будущая работа должна быть разнообразной, связанной с реализации гуманистических ценностей и относиться к социальной сфере.

В жизни мальчики и девочки, имеющие высокие баллы по Разра­ботанности, были перфекционистами в большей степени, чем «Ори­гиналы», и стремились к совершенству до тех пор, пока не удовлетво­рялись результатом.

Родители и учителя, как правило, имеют большие ожидания в отно­шении хороших «Разработчиков», и эти дети боятся их не оправдать. «Оригиналы» же, особенно девочки, сами устанавливают для себя вы­сокие цели и стандарты и раздражаются тем, что учителя и родители, как правило, не связывают с ними больших надежд в будущем.

«Оригиналы» предпочитают соревновательный стиль в отно­шениях с людьми, в то время как «Разработчики» предпочитают сотрудничество.

В ходе исследования представителям всех трех перечисленных групп задавались вопросы типа: «Какие жизненнные ситуации вызы­вают у вас чувство дискомфорта?», «Как вы выходите из неприятных для вас ситуаций?» и т. п. Анализ ответов дал следующие выводы. «Оригиналы» испытывают более интенсивные и длительные стрессы, чем «Разработчики». Дети, одаренные по двум параметрам одновре­менно, в отношении стрессов ближе к «Оригиналам», однако, им не свойственны стрессы, связанные с нонконформизмом.

«Оригиналов» и «Оригиналов-Разработчиков» больше всего бес­покоят насмешки и ограничения свободы. «Разработчики» боятся неудач и неспособности соответствовать ожиданиям окружающих.

«Оригиналы» и «Оригиналы-Разработчики» чаще справляются со стрессом с помощью новых проектов и стратегий поведения, в то вре­мя как «Разработчики» чаще используют уход от проблем. Все три группы в напряженных ситуациях с головой уходят в творческую дея­тельность и склонны обсуждать свои проблемы с другими людьми.

«Оригиналы» чаще сталкиваются с проблемами отчуждения и конфликтуют с родителями, две другие группы боятся не соответст­вовать родительским ожиданиям.

Еще одно исследование Е. Торренса было посвящено сравнению креативных (115 человек) и «обычных» (100 человек) старшеклас­сников. Креативные старшеклассники предпочитали следующие ориентации: экспериментальную, интуитивную, сопротивление со­циальному давлению. Ориентации «обычных» старшеклассников — правила и традиции, необходимость в структуре и регламентации, пассивное согласие.

Из ориентации различных видов был выделен ряд кластеров-фак­торов. Креативные старшеклассники имели высокие показатели по кластерам: «Креативная ориентация» (эксперимент, интуиция, со­противление социальному давлению, ручная умелость) и «Достиже­ния» (сопротивление социальному давлению, эксперимент, волевой стиль), а также низкие показатели по кластеру «Контроль» (правила, план и структура, враждебность, пассивное согласие).

Креативные школьники были честолюбивы, конфликтны, чувстви­тельны, свои внутренние проблемы они разрешали эмоционально и энергично. «Обычные» старшеклассники не стремились и не одоб­ряли все виды неконтролируемой эмоциональной экспрессии.

Отвечая на вопросы о своей будущей работе, креативные стар­шеклассники говорили о творческом характере труда, о необходимо­сти преобладать над другими и стремлении к высоким достижениям, о влечении к необычному, к нетрадиционным сферам деятельности. Они хотели бы внести свой вклад в общественное развитие, создать что-то новое, иметь силу и власть.

Вернуться к оглавлению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: