Глава 1. Общие положения

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

КОМПЛЕКСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

                                 Е. Е. ТУНИК

 

ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ ТЕСТ Е.ТОРРЕНСА

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1998)

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Природа креативности.

1.2. Характеристика методики.

1.3. Надежность методики.

1.4. Валидность методики.

1.4.1. Валидность по содержанию.

1.4.2. Валидность по критерию.

1.4.3. Прогностическая валидность.

1.4.4. Конструктная валидность.

1.5. Возрастная динамика креативности

ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНАЯ БАТАРЕЯ

2.1. Описание субтестов.

2.2. Процедура тестирования.

2.2.1. Условия тестирования.

2.2.2. Общая инструкция.

2.2.3. Специальные инструкции к субтестам.

2.2.4. Специальные рекомендации для индивидуального проведения теста.

2.3. Обработка результатов

2.3.1. Предварительные замечания.

2.3.2. Субтест №1 «Вопросы».

2.3.3. Субтест №2 «Причины».

2.3.4. Субтест №3 «Следствия».

2.3.5. Субтест №4 «Улучшение предмета»

2.3.6. Субтест №5 «Необычное использование».

2.3.7. Субтест №6 «Необычные вопросы».

2.3.8. Субтест №7 «Необычная ситуация».

2.3.9. Суммирование первичных результатов.

2.3.10. Перевод в шкальные значения.

2.4. Интерпретация основных показателей вербальной креативности.

Приложение №1.

Приложение №2

ГЛАВА 3. ОБРАЗНАЯ БАТАРЕЯ

3.1. Описание субтестов.

3.2. Процедура тестирования.

3.2.1. Условия тестирования.

3.2.2. Общая инструкция.

3.2.3. Специальные инструкции к субтестом.

3.3. Обработка результатов.

3.3.1. Предварительные замечания.

3.3.2. Беглость.

3.3.3. Оригинальность.

3.3.4. Разработанность.

3.3.5. Абстрактность названий.

3.3.6. Сопротивление замыканию.

3.3.7. Суммирование первичных результатов

3.3.8. Перевод в шкальные значения. Обобщенный показатель «Образная креативность».

3.4. Интерпретация основных показателей Образной креативности.

3.5. Анализ структурного профиля креативности (на примере образной батареи).

Приложение №3.

ЛИТЕРАТУРА

 

 

В мировой психологической практике тест Е, Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструмен­том, позволяющим измерить все основные характеристики креа­тивного мышления и оценить творческий потенциал личности.

Методическое руководство представляет собой первую русскоя­зычную адаптацию всех вербальных и образных субтестов методи­ки. Исключительное значение этой работы обусловлено также от­сутствием отечественных тестов на креативность.

В руководстве описана психодиагностическая процедура, по­дробно, на конкретных примерах, объясняется алгоритм обработки результатов, приведены нормативные данные для возрастного диапазона 5-17 лет и протоколы реальных обследуемых с заключе­ниями по результатам тестирования.

Руководство рассчитано на широкий круг специалистов, рабо­тающих в области практической психологии.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Первое издание теста Е. Торренса вышло в 1966-ом году. После­дующие переработанные издания появились в 1974-ом году, а затем — в 1983-ом году.

Тест был создан в русле концепции дивергентного мышления Дж. Гилфорда и воплотил в себе ее основные идеи, существенно до­полненные и развитые в работах профессора Е. Торренса — дирек­тора Центра изучения креативного поведения и декана факультета психологии Университета штата Джорджия (США).

Тест Е. Торренса по праву считается классическим в области пси­ходиагностики креативности. Он представляет собой мощный психо­диагностический инструмент, требующий профессионализма от его пользователей. «Мощность» теста обусловлена его измерительными возможностями. Большое разнообразие тщательно подобранных за­даний предоставляет обследуемому очень широкие возможности для проявления креативных способностей. Это существенно повышает достоверность результатов, полученных с помощью теста Е. Торрен­са, по сравнению с результатами других тестов на креативность.

Тест Е. Торренса состоит из трех частей: вербальной батареи (7 суб­тестов), образной батареи (3 субтеста) и звуковой батареи (2 субтеста). Тест позволяет не только оценить уровни развития вербального, образ­ного и звукового творческого мышления, но и получить представление о качественном своеобразии этих отдельных структур креативности у разных людей. Интересно отметить, что уровень развития вербальной креативности в большей степени зависит от условий социализации и влияния внешней среды, в то время как уровень развития образной креативности в большей степени связан с врожденными биологически­ми особенностями человека.

В данном Руководстве предлагается полная адаптация вербаль­ной и образной батарей теста Е. Торренса, выполненная в ходе мно­голетних исследований под руководством Е. Е. Туник на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства.

Руководство состоит из трех частей. В первой главе излагаются теоретические взгляды Е. Торренса на природу креативности и ме­тодические принципы, использованные им при создании теста. Дается краткая характеристика теста, проводится сравнительный анализ российских и американских исследований, посвященных доказательству его валидности и надежности.

Во второй главе описывается процедура работы с вербальной ба­тареей, в третьей главе — с образной. Структура обеих глав одинако­вая. Сначала описываются содержание и психологический смысл от­дельных субтестов, затем — особенности процедуры тестирования. Самый большой по объему раздел в этих главах посвящен обработке результатов тестирования — довольно кропотливой процедуре, тре­бующей четкого понимания основных критериев и правил оценки. Каждое правило иллюстрируется соответствующими примерами. Кроме этого, приводится полный обработанный протокол конкретно­го обследуемого. Предлагаются нормативные данные, необходимые для перевода сырых баллов в шкальные, полученные на российской и американской выборках. В разделе, описывающем интерпретацию результатов, объясняется, как оценить уровни развития общего и парциальных показателей вербальной и образной креативности, как проанализировать структурный профиль креативности для пони­мания ее качественных особенностей у данного обследуемого. При­водятся примеры заключений по результатам тестирования.

Предлагаемая работа устраняет дефицит тестов на креативность в нашей стране и обеспечивает практических психологов качествен­ным инструментом, позволяющим выявлять потенциальные творче­ские возможности человека, которые часто оказываются незамечен­ными. Выявление креативных детей имеет особое значение в школьной практике, так как для реализации своих возможностей этим детям необходим специальный дивергентный стиль обучения. Кроме этого, тест позволяет проводить экспертизу эксперименталь­ных обучающих программ: выделять программы, которые способст­вуют только интеллектуальному развитию учащихся, и программы, которые развивают творческое мышление и дают возможность реа­лизовать творческий потенциал личности.

Научный консультант ГП «ИМАТОН»,

0. И. Муляр

 

Вернуться к оглавлению

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: