(сравнение американских и российских данных).
Сравнительный анализ среднестатистических данных, полученных на американской и российской выборках (Таблицы №№ 3,4,5,6), позволяет сделать определенные выводы.
Сначала проанализируем данные, имеющие отношение к вербальной креативности (Таблицы №№ 3,4). Из приведенных данных видно, что в начальной школе (6-9 лет) все три показателя вербальной креативности (Беглость, Гибкость, Оригинальность) у российских детей несколько выше, чем у американских. Но после девяти лет картина меняется на противоположную: по всем трем показателям среднестатистические результаты американских детей превышают результаты российских.
Кроме этого, американские данные имеют тенденцию к росту с увеличением возраста обследуемых. В российской выборке такой тенденции не отмечается. Известно, что именно вербальная креативность в наибольшей степени поддается развитию. Поэтому можно предположить, что рост вербальной креативности у американских школьников обусловлен тем, что в системе образования США много внимания уделяется развитию творческого потенциала учащихся.
|
|
Теперь проанализируем среднестатистические значения показателей образной креативности, полученные на российской и американской выборках (Таблицы №№ 5, б). В обеих таблицах прослеживаются одинаковые тенденции. С увеличением возраста не отмечается линейного роста показателей образной креативности. Среднестатистические значения одного и того же показателя образной креативности, полученные для разных возрастов, достоверно не отличаются друг от друга. Уровневые значения отдельных показателей образной креативности (в большей степени связанной с влиянием биологических факторов) у российских и американских школьников также близки друг к другу. Это подтверждает наше предположение о том, что превосходство американских школьников по уровню развития вербальной креативности (после девяти лет) связано с влиянием социальных факторов, а именно — со спецификой американской системы образования.
Вернуться к оглавлению
ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНАЯ БАТАРЕЯ
Описание субтестов.
Вербальная часть Методики состоит из семи субтестов, направленных на измерение различных аспектов вербальной креативности. Во всех субтестах требуется продуцировать некоторые идеи, выраженные в вербальной форме.
СУБТЕСТЫ №№ 1-3 «Вопросы», «Причины», «Следствия».
Задания первых трех субтестов выполняются на основе одного и того же стимульного изображения. При этом в первом субтесте обследуемому необходимо задать как можно больше вопросов для того, чтобы выяснить, что же происходит на картинке. Во втором — выдвинуть как можно больше причин, которые могли привести к тому, что на ней изображено. В третьем субтесте требуется придумать как можно больше следствий, которые будут являться результатом происходящего на картинке.
|
|
Первые три субтеста связаны с «научным» (причинно-следственным) креативным мышлением. Субтест «Вопросы» позволяет проявить любознательность, чувствительность к неизвестной и недостающей информации, умение заполнять пробелы в существующих знаниях. Субтесты «Причины» и «Следствия» выявляют способность выдвигать гипотезы относительно причин и следствий различных событий.
П. Верной изучал причинно-следственное мышление у детей и примитивных народов, оторванных от цивилизации. Он обнаружил, что их объяснения тех или иных явлений окружающего мира чаще носят описательный характер и даются в повествовательной форме. Их причинное мышление является конкретным и расплывчатым. Согласно П. Вернону, мышление в своем развитии идет по пути возрастания уровня абстрактности и обобщения. Другими словами, объяснения, которые даются на высокой стадии развития мышления, являются абстрактными, универсальными и носят причинно-следственный характер. Результаты, полученные Е. Торренсом, согласуются с данными П. Вернона и Ж. Пиаже: дети дошкольного и младшего школьного возраста вместо указания причин и следствий при выполнении субтестов дают последовательное описание событий. Эта тенденция постепенно исчезает по мере их взросления.
СУБТЕСТ №4 «Улучшение предмета».
В четвертом субтесте обследуемому предлагается высказать как можно больше идей по поводу улучшения игрушечного слона, которые сделали бы его более привлекательным для игры.
Сложная, комплексная природа этого задания делает данный субтест наиболее информативным и валидным в структуре вербальных субтестов. Кроме этого, оно вызывает положительные эмоции и у детей, и у взрослых, так как позволяет им актуализировать детское «Я» и спонтанно играть различными идеями.
СУБТЕСТ №5 «Необычное использование».
В пятом субтесте обследуемый должен придумать как можно больше способов необычного использования картонных коробок. Данный субтест является модификацией теста Дж. Гилфорда «Необычное использование кирпича».
После ряда экспериментов Е. Торренс в качестве стимула выбрал «картонную коробку». Это было связано с тем, что данный стимул, во-первых, порождает бесчисленное количество ответов. Во-вторых, он стимулирует ригидные, стереотипные идеи (типа: использовать в качестве контейнера) и тем самым позволяет выявить способность обследуемого уходить от них в своих размышлениях, предлагая необычные решения. Отмечено, что рассматриваемая ригидность мышления увеличивается с возрастом, а также при некоторых заболеваниях, влияющих на протекание мыслительных процессов. Так, у 87% шизофреников встречаются ответы, в которых говорится об использовании коробки в качестве контейнера. Для сравнения: аналогичный ответ дают только 400/~ обследуемых в студенческой выборке, 34% старшеклассников и только 17% учащихся 4-7 классов.
СУБТЕСТ №6 «Необычные вопросы».
В шестом субтесте обследуемый должен придумать как можно больше вопросов о самых разнообразных и необычных свойствах картонных коробок. Данный субтест является адаптацией методики Р. Бекхата (1961). P. Бекхат отмечал, что некреативные индивиды даже при соответствующей инструкции — стремиться к разнообразию идей — задают в основном однотипные, фактологически-ориентированные вопросы. Они просто не могут придумать вопросы другого типа, хотя и понимают, что их способ выполнения задания не вполне соответствует инструкции. Таким образом, этот субтест позволяет оценить «дивергентную силу» обследуемого, которая более важна для предсказания креативных достижений, чем «спонтанная продуктивность».
|
|
СУБТЕСТ №7 «Необычная ситуация».
В седьмом субтесте обследуемому предлагается картинка, на которой изображена неправдоподобная ситуация. Его задача — предположить как можно больше последствий этой невероятной ситуации. Данный субтест является адаптацией методики Дж. Гилфорда. Он максимально стимулирует проявление фантазии. Для некреативных людей задания такого рода могут казаться непереносимыми, раздражающими. Психолог Л. Терстоун, сотрудничающий с Т. Эдисоном, использовал подобные ситуации в работе со студентами. Он предлагал студентам необычные идеи или гипотетические ситуации. Если студент сразу отвергал их, используя железную логику, он признавался не годным для дальнейшей научной работы, так как не обладал в достаточной мере любознательностью и фантазией.
Вернуться к оглавлению