Возрастная динамика креативности

(сравнение американ­ских и российских данных).

Сравнительный анализ среднестатистических данных, получен­ных на американской и российской выборках (Таблицы №№ 3,4,5,6), позволяет сделать определенные выводы.

Сначала проанализируем данные, имеющие отношение к верба­льной креативности (Таблицы №№ 3,4). Из приведенных данных вид­но, что в начальной школе (6-9 лет) все три показателя вербальной креативности (Беглость, Гибкость, Оригинальность) у российских де­тей несколько выше, чем у американских. Но после девяти лет карти­на меняется на противоположную: по всем трем показателям сред­нестатистические результаты американских детей превышают результаты российских.

Кроме этого, американские данные имеют тенденцию к росту с увеличением возраста обследуемых. В российской выборке такой тенденции не отмечается. Известно, что именно вербальная креатив­ность в наибольшей степени поддается развитию. Поэтому можно предположить, что рост вербальной креативности у американских школьников обусловлен тем, что в системе образования США много внимания уделяется развитию творческого потенциала учащихся.

Теперь проанализируем среднестатистические значения показа­телей образной креативности, полученные на российской и амери­канской выборках (Таблицы №№ 5, б). В обеих таблицах прослеживаются одинаковые тенденции. С увеличением возраста не отмечается линейного роста показателей образной креативности. Среднестати­стические значения одного и того же показателя образной креатив­ности, полученные для разных возрастов, достоверно не отличаются друг от друга. Уровневые значения отдельных показателей образной креативности (в большей степени связанной с влиянием биологиче­ских факторов) у российских и американских школьников также близки друг к другу. Это подтверждает наше предположение о том, что превосходство американских школьников по уровню развития вербальной креативности (после девяти лет) связано с влиянием со­циальных факторов, а именно — со спецификой американской сис­темы образования.

Вернуться к оглавлению

 

ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНАЯ БАТАРЕЯ

Описание субтестов.

Вербальная часть Методики состоит из семи субтестов, направ­ленных на измерение различных аспектов вербальной креативности. Во всех субтестах требуется продуцировать некоторые идеи, выра­женные в вербальной форме.

СУБТЕСТЫ №№ 1-3 «Вопросы», «Причины», «Следствия».

Задания первых трех субтестов выполняются на основе одного и того же стимульного изображения. При этом в первом субтесте об­следуемому необходимо задать как можно больше вопросов для того, чтобы выяснить, что же происходит на картинке. Во втором — выдви­нуть как можно больше причин, которые могли привести к тому, что на ней изображено. В третьем субтесте требуется придумать как мож­но больше следствий, которые будут являться результатом происхо­дящего на картинке.

Первые три субтеста связаны с «научным» (причинно-следствен­ным) креативным мышлением. Субтест «Вопросы» позволяет проя­вить любознательность, чувствительность к неизвестной и недоста­ющей информации, умение заполнять пробелы в существующих знаниях. Субтесты «Причины» и «Следствия» выявляют способность выдвигать гипотезы относительно причин и следствий различных со­бытий.

П. Верной изучал причинно-следственное мышление у детей и примитивных народов, оторванных от цивилизации. Он обнару­жил, что их объяснения тех или иных явлений окружающего мира чаще носят описательный характер и даются в повествовательной форме. Их причинное мышление является конкретным и расплыв­чатым. Согласно П. Вернону, мышление в своем развитии идет по пути возрастания уровня абстрактности и обобщения. Другими словами, объяснения, которые даются на высокой стадии развития мышления, являются абстрактными, универсальными и носят при­чинно-следственный характер. Результаты, полученные Е. Торрен­сом, согласуются с данными П. Вернона и Ж. Пиаже: дети дошколь­ного и младшего школьного возраста вместо указания причин и следствий при выполнении субтестов дают последовательное опи­сание событий. Эта тенденция постепенно исчезает по мере их взросления.

СУБТЕСТ №4 «Улучшение предмета».

В четвертом субтесте обследуемому предлагается высказать как можно больше идей по поводу улучшения игрушечного слона, кото­рые сделали бы его более привлекательным для игры.

Сложная, комплексная природа этого задания делает данный суб­тест наиболее информативным и валидным в структуре вербальных субтестов. Кроме этого, оно вызывает положительные эмоции и у де­тей, и у взрослых, так как позволяет им актуализировать детское «Я» и спонтанно играть различными идеями.

СУБТЕСТ №5 «Необычное использование».

В пятом субтесте обследуемый должен придумать как можно бо­льше способов необычного использования картонных коробок. Дан­ный субтест является модификацией теста Дж. Гилфорда «Необыч­ное использование кирпича».

После ряда экспериментов Е. Торренс в качестве стимула выбрал «картонную коробку». Это было связано с тем, что данный стимул, во-первых, порождает бесчисленное количество ответов. Во-вторых, он стимулирует ригидные, стереотипные идеи (типа: использовать в каче­стве контейнера) и тем самым позволяет выявить способность обследу­емого уходить от них в своих размышлениях, предлагая необычные ре­шения. Отмечено, что рассматриваемая ригидность мышления увеличивается с возрастом, а также при некоторых заболеваниях, влия­ющих на протекание мыслительных процессов. Так, у 87% шизофрени­ков встречаются ответы, в которых говорится об использовании короб­ки в качестве контейнера. Для сравнения: аналогичный ответ дают только 400/~ обследуемых в студенческой выборке, 34% старшеклассников и только 17% учащихся 4-7 классов.

СУБТЕСТ №6 «Необычные вопросы».

В шестом субтесте обследуемый должен придумать как можно больше вопросов о самых разнообразных и необычных свойствах картонных коробок. Данный субтест является адаптацией методики Р. Бекхата (1961). P. Бекхат отмечал, что некреативные индивиды даже при соответствующей инструкции — стремиться к разнообра­зию идей — задают в основном однотипные, фактологически-ориен­тированные вопросы. Они просто не могут придумать вопросы друго­го типа, хотя и понимают, что их способ выполнения задания не вполне соответствует инструкции. Таким образом, этот субтест по­зволяет оценить «дивергентную силу» обследуемого, которая более важна для предсказания креативных достижений, чем «спонтанная продуктивность».

СУБТЕСТ №7 «Необычная ситуация».

В седьмом субтесте обследуемому предлагается картинка, на ко­торой изображена неправдоподобная ситуация. Его задача — пред­положить как можно больше последствий этой невероятной ситуа­ции. Данный субтест является адаптацией методики Дж. Гилфорда. Он максимально стимулирует проявление фантазии. Для некреатив­ных людей задания такого рода могут казаться непереносимыми, раздражающими. Психолог Л. Терстоун, сотрудничающий с Т. Эдисо­ном, использовал подобные ситуации в работе со студентами. Он предлагал студентам необычные идеи или гипотетические ситуации. Если студент сразу отвергал их, используя железную логику, он при­знавался не годным для дальнейшей научной работы, так как не об­ладал в достаточной мере любознательностью и фантазией.

Вернуться к оглавлению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: