Условия тестирования.
Тестирование должно проходить в игровой, творческой атмосфере. Обстановка нив коем случае не должна ассоциироваться с ситуациями экзамена, контрольной, выполнения упражнений, решения задач. Только комфортная и ненапряженная психологическая атмосфера, стимулирующая творчество, позволяет получить надежные и валидные результаты тестирования. Слова «тест», «субтест», «тестовая тетрадь», «упражнения» не следует произносить перед обследуемыми. Название Альбома со стимульными материалами для вербальных субтестов «Вырази свои идеи с помощью слов» помогает обследуемым понять суть всех заданий.
Психологу необходимо предварительно изучить инструкции и нюансы проведения теста, описанными в Методическом руководстве.
С детьми дошкольного и младшего школьного возраста тестирование может проводиться только индивидуально. Начиная с четвертого класса, допускается как индивидуальная, так и групповая формы проведения теста. Групповое тестирование может проводиться в группах от 15 до 35 человек, что соответствует численности одного класса. Однако, по возможности, необходимо отдавать предпочтение небольшим группам до 15 человек. Поэтому класс для проведения тестирования лучше поделить на две части. Психологу необходимо предотвращать утечку информации от тех учащихся, которые уже прошли тестирование, к тем, которым оно еще только предстоит.
|
|
При групповом тестировании каждый обследуемый должен иметь Альбом со стимульными материалами и инструкциями к субтестам, а также Бланк ответов, на котором он будет записывать свои идеи. При индивидуальном тестировании (до 4-го класса) ответы детей записываются психологом.
Проведение вербальной части теста занимает примерно один час: 45 минут— выполнение субтестов, 15-20 минут— раздача необходимых материалов, знакомство с инструкциями, ответы на вопросы обследуемых.
Обычно обследуемые (даже маленькие дети) проявляют интерес к заданиям и не испытывают усталости, поэтому тестирование, как правило, удается провести за один раз. Однако, в отдельных случаях может быть предложен небольшой перерыв для отдыха.
Вербальную и образную батареи Е. Торренс рекомендует проводить в разные дни. Если это по каким-то причинам невозможно, необходим перерыв в тестировании не менее 30 минут.
Вернуться к оглавлению
Общая инструкция.
Перед началом тестирования психолог должен сделать небольшое вступление для того, чтобы у обследуемых возникли интерес к предстоящему заданию и стремление выполнить его как можно лучше. В зависимости от конкретной ситуации Вы можете самостоятельно составить текст этого вступления. Общий смысл Ваших слов должен быть примерно следующим:
|
|
«Задания, которые я собираюсь предложить, скорее всего, покажутся вам очень интересными и увлекательными. Эти задания помогут вам понять, насколько хорошо вы умеете придумывать новые идеи и решать возникающие проблемы. Вам потребуется проявить максимум воображения и сообразительности. Я уверен (а), что вы отлично справитесь с этими заданиями и получите при этом большое удовольствие.»
После этого можно раздать обследуемым Альбомы со стимульными материалами к отдельным субтестам и Бланки ответов. В Бланках ответов обследуемые записывают фамилию, имя, возраст и дату обследования. Затем они открывают первую страницу Альбома и вместе с психологом начинают читать общую инструкцию к вербальным субтестам:
«Перед тобой — несколько увлекательных заданий. Тебе потребуются воображение и творческие способности. С их помощью ты сможешь придумать новые идеи и выразить их словами.
У этих заданий нет «правильных» или «неправильных» ответов. Важно, чтобы ты придумал как можно больше идей и получил от этого настоящее удовольствие. Постарайся, чтобы твои идеи получились интересными и необычными — такими, которые не придумал бы никто, кроме тебя!
Время выполнения каждого задания будет ограничено. Постарайся работать быстро, но без лишней спешки.
Если ты напишешь все свои идеи, а время выполнения задания еще не кончится, жди следующей инструкции. Иногда во время такого спокойного ожидания в голову приходят новые идеи, которые ты сможешь добавить к уже имеющимся.
Если у тебя появятся вопросы во время выполнения заданий, не задавай их с места. Подними руку и ведущий к тебе подойдет.»
Если у обследуемых нет вопросов, можно переходить к работе над первым субтестом. Если вопросы появляются, психолог должен стремиться к тому, чтобы его ответы были повторением отдельных частей общей инструкции. В ходе объяснения всех инструкций запрещается приводить примеры возможных ответов. Это уменьшает оригинальность и, в некоторых случаях, снижает общее количество ответов. В процессе тестирования важно постоянно поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с обследуемыми.
Вернуться к оглавлению