Процедура тестирования

Условия тестирования.

Тестирование должно проходить в игровой, творческой атмосфе­ре. Обстановка нив коем случае не должна ассоциироваться с ситуа­циями экзамена, контрольной, выполнения упражнений, решения задач. Только комфортная и ненапряженная психологическая атмо­сфера, стимулирующая творчество, позволяет получить надежные и валидные результаты тестирования. Слова «тест», «субтест», «тес­товая тетрадь», «упражнения» не следует произносить перед обсле­дуемыми. Название Альбома со стимульными материалами для вербальных субтестов «Вырази свои идеи с помощью слов» помога­ет обследуемым понять суть всех заданий.

Психологу необходимо предварительно изучить инструкции и нюан­сы проведения теста, описанными в Методическом руководстве.

С детьми дошкольного и младшего школьного возраста тестирова­ние может проводиться только индивидуально. Начиная с четвертого класса, допускается как индивидуальная, так и групповая формы про­ведения теста. Групповое тестирование может проводиться в группах от 15 до 35 человек, что соответствует численности одного класса. Од­нако, по возможности, необходимо отдавать предпочтение небольшим группам до 15 человек. Поэтому класс для проведения тестирования лучше поделить на две части. Психологу необходимо предотвращать утечку информации от тех учащихся, которые уже прошли тестирова­ние, к тем, которым оно еще только предстоит.

При групповом тестировании каждый обследуемый должен иметь Альбом со стимульными материалами и инструкциями к субтестам, а также Бланк ответов, на котором он будет записывать свои идеи. При индивидуальном тестировании (до 4-го класса) ответы детей записы­ваются психологом.

Проведение вербальной части теста занимает примерно один час: 45 минут— выполнение субтестов, 15-20 минут— раздача не­обходимых материалов, знакомство с инструкциями, ответы на во­просы обследуемых.

Обычно обследуемые (даже маленькие дети) проявляют интерес к заданиям и не испытывают усталости, поэтому тестирование, как правило, удается провести за один раз. Однако, в отдельных случаях может быть предложен небольшой перерыв для отдыха.

Вербальную и образную батареи Е. Торренс рекомендует прово­дить в разные дни. Если это по каким-то причинам невозможно, не­обходим перерыв в тестировании не менее 30 минут.

Вернуться к оглавлению

Общая инструкция.

Перед началом тестирования психолог должен сделать неболь­шое вступление для того, чтобы у обследуемых возникли интерес к предстоящему заданию и стремление выполнить его как можно луч­ше. В зависимости от конкретной ситуации Вы можете самостоятельно составить текст этого вступления. Общий смысл Ваших слов дол­жен быть примерно следующим:

«Задания, которые я собираюсь предложить, скорее всего, покажутся вам очень интересными и увлекательными. Эти зада­ния помогут вам понять, насколько хорошо вы умеете придумы­вать новые идеи и решать возникающие проблемы. Вам потре­буется проявить максимум воображения и сообразительности. Я уверен (а), что вы отлично справитесь с этими заданиями и по­лучите при этом большое удовольствие.»

После этого можно раздать обследуемым Альбомы со стимульными материалами к отдельным субтестам и Бланки ответов. В Бланках ответов обследуемые записывают фамилию, имя, возраст и дату об­следования. Затем они открывают первую страницу Альбома и вмес­те с психологом начинают читать общую инструкцию к вербальным субтестам:

«Перед тобой — несколько увлекательных заданий. Тебе по­требуются воображение и творческие способности. С их помо­щью ты сможешь придумать новые идеи и выразить их словами.

У этих заданий нет «правильных» или «неправильных» отве­тов. Важно, чтобы ты придумал как можно больше идей и полу­чил от этого настоящее удовольствие. Постарайся, чтобы твои идеи получились интересными и необычными — такими, кото­рые не придумал бы никто, кроме тебя!

Время выполнения каждого задания будет ограничено. По­старайся работать быстро, но без лишней спешки.

Если ты напишешь все свои идеи, а время выполнения зада­ния еще не кончится, жди следующей инструкции. Иногда во время такого спокойного ожидания в голову приходят новые идеи, которые ты сможешь добавить к уже имеющимся.

Если у тебя появятся вопросы во время выполнения заданий, не задавай их с места. Подними руку и ведущий к тебе подойдет.»

Если у обследуемых нет вопросов, можно переходить к работе над первым субтестом. Если вопросы появляются, психолог должен стре­миться к тому, чтобы его ответы были повторением отдельных частей общей инструкции. В ходе объяснения всех инструкций запреща­ется приводить примеры возможных ответов. Это уменьшает ори­гинальность и, в некоторых случаях, снижает общее количество ответов. В процессе тестирования важно постоянно поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с обсле­дуемыми.

Вернуться к оглавлению

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: