При групповом тестировании в начале работы с каждым субтестом психолог просит обследуемых (начиная с 4-го класса) открыть соответствующую страницу Альбома со стимульным материалом и вслед за ним читать про себя инструкцию.
СУБТЕСТЫ №№ 1-3: «Вопросы», «Причины», «Следствия».
«В первых трех заданиях тебе необходимо показать, насколько хорошо ты умеешь задавать вопросы, когда хочешь выяснить что-либо. Насколько хорошо ты умеешь догадываться о причинах и последствиях различных событий.
Посмотри на картинку на следующей странице. Что на ней происходит? О чем ты можешь сказать с уверенностью? Какой информации тебе не хватает, чтобы понять, что происходит? Что могло быть причиной поведения героя? Что из этого может получиться дальше?
Теперь переверни страницу и выполни задания. На каждое задание отводится 5 минут. Начало работы над каждым заданием будет объявлять ведущий.»
После знакомства с этой вводной инструкцией психолог просит обследуемых перевернуть страницу Альбома и внимательно рассмотреть картинку, отмечая, что во время выполнения первых трех заданий смотреть на изображение можно будет столько раз, сколько необходимо. После этого он вместе с обследуемыми читает инструкцию к субтесту «Вопросы»:
|
|
«На Бланке ответов запиши как можно больше вопросов, которые помогли бы тебе точно понять, что происходит на картинке.
Не задавай таких вопросов, на которые легко найти ответ в самом рисунке.»
Перед началом выполнения задания имеет смысл еще раз напомнить обследуемым некоторые моменты общей инструкции. Сказать, что время будет ограничено, поэтому надо работать быстро, но без спешки. Тем, кто закончит раньше времени, следует спокойно ждать следующую инструкцию: возможно, им в голову придут еще какие-то новые идеи. Попросить спокойно поднимать руку тех, у кого появятся вопросы в процессе выполнения задания.
На работу с первым субтестом дается 5 минут.
По истечении этого времени психолог просит обследуемых остановиться и перейти к выполнению второго задания. Снова вместе с психологом обследуемые читают инструкцию к субтесту «Причины»:
«Почему, как ты думаешь, произошло то, что изображено на рисунке? Придумай как можно больше причин происходящего.
Это могут быть события, произошедшие недавно. А также события, случившиеся очень давно. Главное, что они послужили причиной того, что изображено на рисунке.
Перечисли все возможные причины на Бланке ответов. Будь смелым в своих догадках и предположениях.»
На работу со вторым субтестом также отводится 5 минут.
После завершения работы обследуемые переходят к третьему заданию, начиная вслед за психологом читать про себя инструкцию к субтесту «Следствия»:
|
|
«Что может произойти потом? Придумай как можно больше последствий изображенного на рисунке.
Это могут быть события, которые произойдут сразу после изображенной ситуации, или события далекого будущего. Главное, что они будут результатом того, что нарисовано.
Перечисли все возможные последствия на Бланке ответов. Будь смелым в своих догадках и предположениях.»
На работу с третьим субтестом также отводится 5 минут.
СУБТЕСТ №4 «Улучшение предмета».
Для работы с четвертым субтестом психолог просит обследуемых открыть следующую страницу Альбома, где находится рисунок с изображением слона. Он также демонстрирует обследуемым игрушечного слона и предлагает всем вместе прочитать инструкцию к этому заданию:
«Как можно изменить этого игрушечного слона для того, чтобы детям (например, твоей младшей сестре или брату) стало интереснее играть с ним?
Придумай самые удачные, оригинальные и необычные способы изменения слона. Не беспокойся о том, насколько сложно будет осуществить твои изменения. Думай только о том, как можно улучшить эту игрушку.
Перечисли все возможные изменения слона на Бланке ответов.»
На выполнение четвертого субтеста дается 10 минут. Именно в этом субтесте некоторые обследуемые заканчивают работу раньше времени и хотят перейти к следующему заданию. Психолог просит их t спокойно подождать окончания времени работы и предлагает подумать еще: возможно, какие-то новые идеи придут в голову.
Как правило, заканчивают работу раньше времени и больше ничего не могут придумать учащиеся с невысокой успеваемостью, трудностями в поведении или с задержками психического развития.
СУВТЕСТ №5 «Необычное использование».
Для работы с пятым субтестом психолог просит прочитать вместе с ним инструкцию, расположенную на следующей странице Альбома:
«Почему люди выбрасывают пустые картонные коробки? Ведь можно придумать тысячи интересных и необычных способов их использования!
Попробуй это сделать. Придумай, как можно интересно и необычно использовать пустые картонные коробки — любого размера и в любом количестве. Не ограничивай свою фантазию тем, что ты когда-то слышал или видел.