Субтест №3 «Следствия»

БЕГЛОСТЬ

Оценка за Беглость равна числу следствий, названных обследуе­мым (за каждое следствие — 1 балл). Следствия — это то, что прои­зошло по причине изображенной на картинке ситуации. Порядок следования, простое перечисление последовательности событий — это не причинно-следственная связь. Ответы, не имеющие отноше­ния к последствиям изображенной на картинке ситуации, считаются неадекватными и не учитываются. Примеры таких ответов:

— «Мальчик пошел домой и играл со своей маленькой сестрой

— «Потом он ужинал»;

— «Мама заставила его делать домашнее задание»;

— «Потом он пошел спать» и др.

Если из ответа обследуемого не очевидно, подразумевает ли он следствие изображенного на картинке или говорите простой после­довательности событий, необходимо задать дополнительный вопрос самого общего содержания: «Расскажи мне об этом немного по­дробнее. Как это связано с тем, что нарисовано на картинке?».

Например:

Обследуемый: «Он пойдет гулять».

Психолог: «Расскажи мне об этом немного подробнее. Как это связано с тем, что нарисовано на картинке.»

Обследуемый:

а) «Он отдохнет здесь и пойдет гулять дальше.» — 1 балл,

б) «Он пойдет гулять, потом придет домой и ляжет спать.» — 0 баллов.

Уточнить содержание ответов обследуемого легко при индивиду­альном способе тестирования и не всегда удается при групповом. Тем не менее для повышения надежности результатов к этому необ­ходимо стремиться.

ГИБКОСТЬ

По одному баллу начисляется за использование каждой из ниже­перечисленных категорий. За использование одной и той же катего­рии несколько раз баллы не начисляются. В этом субтесте заранее задается 16 категорий ответов. В случае необходимости, если какой-

либо ответ никак не удается отнести ни к одной из перечисленных ка­тегорий, Вы можете создавать дополнительные категории. Их обо­значение (XI, Х2 и т. д.) заносится в Бланк фиксации результатов.

Список категорий:

Герой на картинке.

Следствия, имеющие отношение к различным физическим особенно­стям героя.

Он станет мокрым.

Он простудится.

Он лопнет от того, что выпьет слишком много воды.

2. Герои, не изображенные на картинке.

Сзади кто-то споткнется и столкнет его в воду.

Его может укусить пчела.

Костюм, одежда героя в целом.

Он может испачкать свою новую одежду (костюм).

Ему придется стирать свою одежду.

В его одежду могут залезть муравьи.

Отдельные детали одежды героя.

У него упадет шляпа.

На его брюках останутся пятна от травы.

Его туфли испачкаются.

Эмоциональные, психологические следствия.

Он разразится рыданиями, потому что увидит, как он уродлив.

Он пронзительно закричит, когда увидит свое отражение.

Он придет домой счастливый, потому что не испачкается.

Он загрустит на чужой планете.

Этнические следствия.

Следствия, имеющие отношения к происхождению, национально­сти, обычаям, языку, религии героя.

Он потеряет свою веру.

Он мог бы превратиться в человека другой расы.

Семейные следствия.

Следствия, имеющие отношение к родственникам героя и его дому.

Он заиграется и вернется домой поздно.

Его семья у мрет от отравленной рыбы.

Врат столкнет его в воду.

Местонахождение героя.

Он потеряется, потому что он один.

Он заскучает и захочет вернутся на свою родную планету.

Он останется здесь жить.

Волшебные следствия.

Следствия, имеющие отношения к волшебным силам героя или его окру­жения.

Он поймет, что этоне волшебный колодец.

Ему будет грозить какое-то несчастье, потому что он посмот­рел на свое отражение.

Профессиональные следствия.

Следствия, имеющие отношения к профессиональным занятиям героя.

Он захочет стать рыбаком.

Он станет великим поэтом и напишет стихи об этом озере.

Он найдет в воде сокровища и станет богатым.

Действия на картинке.

Следствия, имеющие отношение к действиям героя в пределах изоб­раженной ситуации.

Он будет купаться.

Он поймает лягушку.

Он приляжет на берегу и будет отдыхать.

Действия, не изображенные на картинке.

Следствия, имеющие отношение к действиям героя за пределами изображенной ситуации.

Он будет наказан за то, что отстал от группы.

Он построит лодку и уплывет.

Он покажет своим товарищам те вещи, которые он найдет в воде.

Физические характеристики объектов.

Он поломает игрушечную лодку, которую он здесь нашел.

Он установит знак с названием озера.

Яд убьет рыбу в озере.

Характеристика природного ландшафта.

Он сделает удобную дорожку к озеру.

Красота цветов вдохновит его, и он напишет стихи или картину.

Время.

Следствия, имеющие отношение к временным характеристикам ситу­ации.

Он не заметит, как прошло время, и опоздает на ужин.

Этоконец его путешествия.

Он пробудет здесь у пруда три дня.

Погода и стихийные бедствия.

Следствия, имеющие отношение к погодным условиям и стихийным бед­ствиям.

Начнется дождь.

Его ударит молния.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

Для оценки Оригинальности сравните ответы обследуемого с при­веденными ниже списками. Во всех приведенных там ответах выде­лены ключевые слова, которые указаны слева в алфавитном порядке. Цифры справа соответствуют номеру категории, к которой принадле­жит ответ (номера соответствующих категорий приведены для общей выборки 5-16 лет).

Важно отметить, что в списках приводятся основные идеи, пе­редается сущность ответов. Детали же этих ответов могут неско­лько отличаться у разных обследуемых.

Например, ответ «Он разожжет костер» может звучать: «Он замер­знет и разожжет костер», «Он намокнет и разожжет костер», «Он останется здесь ночевать и разожжет костер».

Так как в списках передаются только основные идеи ответов, некоторые ответы могут отчетливо не звучать как следствия про­исходящего на картинке (например,«его похвалят»,«он пойдет в гости», «другие люди тоже придут сюда» и т. п.). Если обследуе­мый отвечает так же кратко, то для отнесения таких ответов к разряду адекватных необходимо задать ему дополнительные во­просы (см. Беглость).

Вернуться к оглавлению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: