БЕГЛОСТЬ
Оценка за Беглость равна числу следствий, названных обследуемым (за каждое следствие — 1 балл). Следствия — это то, что произошло по причине изображенной на картинке ситуации. Порядок следования, простое перечисление последовательности событий — это не причинно-следственная связь. Ответы, не имеющие отношения к последствиям изображенной на картинке ситуации, считаются неадекватными и не учитываются. Примеры таких ответов:
— «Мальчик пошел домой и играл со своей маленькой сестрой
— «Потом он ужинал»;
— «Мама заставила его делать домашнее задание»;
— «Потом он пошел спать» и др.
Если из ответа обследуемого не очевидно, подразумевает ли он следствие изображенного на картинке или говорите простой последовательности событий, необходимо задать дополнительный вопрос самого общего содержания: «Расскажи мне об этом немного подробнее. Как это связано с тем, что нарисовано на картинке?».
Например:
Обследуемый: «Он пойдет гулять».
Психолог: «Расскажи мне об этом немного подробнее. Как это связано с тем, что нарисовано на картинке.»
|
|
Обследуемый:
а) «Он отдохнет здесь и пойдет гулять дальше.» — 1 балл,
б) «Он пойдет гулять, потом придет домой и ляжет спать.» — 0 баллов.
Уточнить содержание ответов обследуемого легко при индивидуальном способе тестирования и не всегда удается при групповом. Тем не менее для повышения надежности результатов к этому необходимо стремиться.
ГИБКОСТЬ
По одному баллу начисляется за использование каждой из нижеперечисленных категорий. За использование одной и той же категории несколько раз баллы не начисляются. В этом субтесте заранее задается 16 категорий ответов. В случае необходимости, если какой-
либо ответ никак не удается отнести ни к одной из перечисленных категорий, Вы можете создавать дополнительные категории. Их обозначение (XI, Х2 и т. д.) заносится в Бланк фиксации результатов.
Список категорий:
Герой на картинке.
Следствия, имеющие отношение к различным физическим особенностям героя.
Он станет мокрым.
Он простудится.
Он лопнет от того, что выпьет слишком много воды.
2. Герои, не изображенные на картинке.
Сзади кто-то споткнется и столкнет его в воду.
Его может укусить пчела.
Костюм, одежда героя в целом.
Он может испачкать свою новую одежду (костюм).
Ему придется стирать свою одежду.
В его одежду могут залезть муравьи.
Отдельные детали одежды героя.
У него упадет шляпа.
На его брюках останутся пятна от травы.
Его туфли испачкаются.
Эмоциональные, психологические следствия.
Он разразится рыданиями, потому что увидит, как он уродлив.
|
|
Он пронзительно закричит, когда увидит свое отражение.
Он придет домой счастливый, потому что не испачкается.
Он загрустит на чужой планете.
Этнические следствия.
Следствия, имеющие отношения к происхождению, национальности, обычаям, языку, религии героя.
Он потеряет свою веру.
Он мог бы превратиться в человека другой расы.
Семейные следствия.
Следствия, имеющие отношение к родственникам героя и его дому.
Он заиграется и вернется домой поздно.
Его семья у мрет от отравленной рыбы.
Врат столкнет его в воду.
Местонахождение героя.
Он потеряется, потому что он один.
Он заскучает и захочет вернутся на свою родную планету.
Он останется здесь жить.
Волшебные следствия.
Следствия, имеющие отношения к волшебным силам героя или его окружения.
Он поймет, что это — не волшебный колодец.
Ему будет грозить какое-то несчастье, потому что он посмотрел на свое отражение.
Профессиональные следствия.
Следствия, имеющие отношения к профессиональным занятиям героя.
Он захочет стать рыбаком.
Он станет великим поэтом и напишет стихи об этом озере.
Он найдет в воде сокровища и станет богатым.
Действия на картинке.
Следствия, имеющие отношение к действиям героя в пределах изображенной ситуации.
Он будет купаться.
Он поймает лягушку.
Он приляжет на берегу и будет отдыхать.
Действия, не изображенные на картинке.
Следствия, имеющие отношение к действиям героя за пределами изображенной ситуации.
Он будет наказан за то, что отстал от группы.
Он построит лодку и уплывет.
Он покажет своим товарищам те вещи, которые он найдет в воде.
Физические характеристики объектов.
Он поломает игрушечную лодку, которую он здесь нашел.
Он установит знак с названием озера.
Яд убьет рыбу в озере.
Характеристика природного ландшафта.
Он сделает удобную дорожку к озеру.
Красота цветов вдохновит его, и он напишет стихи или картину.
Время.
Следствия, имеющие отношение к временным характеристикам ситуации.
Он не заметит, как прошло время, и опоздает на ужин.
Это — конец его путешествия.
Он пробудет здесь у пруда три дня.
Погода и стихийные бедствия.
Следствия, имеющие отношение к погодным условиям и стихийным бедствиям.
Начнется дождь.
Его ударит молния.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
Для оценки Оригинальности сравните ответы обследуемого с приведенными ниже списками. Во всех приведенных там ответах выделены ключевые слова, которые указаны слева в алфавитном порядке. Цифры справа соответствуют номеру категории, к которой принадлежит ответ (номера соответствующих категорий приведены для общей выборки 5-16 лет).
Важно отметить, что в списках приводятся основные идеи, передается сущность ответов. Детали же этих ответов могут несколько отличаться у разных обследуемых.
Например, ответ «Он разожжет костер» может звучать: «Он замерзнет и разожжет костер», «Он намокнет и разожжет костер», «Он останется здесь ночевать и разожжет костер».
Так как в списках передаются только основные идеи ответов, некоторые ответы могут отчетливо не звучать как следствия происходящего на картинке (например,«его похвалят»,«он пойдет в гости», «другие люди тоже придут сюда» и т. п.). Если обследуемый отвечает так же кратко, то для отнесения таких ответов к разряду адекватных необходимо задать ему дополнительные вопросы (см. Беглость).
Вернуться к оглавлению