Волкова Н.А.
Страна Звуков. Трудные звуки.
Звуки З, С, Ш, Ж, Ц, Щ.
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-6 лет.
“Звукопроизношение –
Способность правильно воспроизводить
Звуки родного языка”.
Александр Иванович Максаков.
Направление «Речевое развитие».
Образовательная область «Коммуникация».
Развитие звуковой культуры речи.
Задачи.
& Закреплять правильное, отчётливое произнесение детьми звуков.
& Продолжать развивать фонематический слух.
& Отрабатывать интонационную выразительность речи детей.
Перспективный план
Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет.
Трудные звуки. II полугодие.
Месяц | Звуки | Деятельность. | ||
Март | Ч | Игровое упражнение «Кузнечики». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ч". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. | ||
Игровое упражнение «Ритм со звуком "ч"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ч" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память детей. | ||||
Игровое упражнение «Песенка кузнечиков». Задача. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ч". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. | ||||
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "ч"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ч" в предложении. Развивать слуховое внимание, память. | ||||
Апрель
| Р | Игровое упражнение «Рычалка». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "р" и "рь". Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. | ||
Игровое упражнение «Рычащая песенка». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "р" и "рь". | ||||
Игровое упражнение «Ритм со звуком "р"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "р" и "рь" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память. | ||||
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "р"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "р" и "рь" в предложении. Развивать слуховое внимание, память. | ||||
Игровое упражнение «Песенка снегиря». Задачи. Развивать фонематический слух. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Поддерживать интерес детей к птицам. | ||||
Игровое упражнение «Песенка свиристелей». Задачи. Развивать фонематический слух. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Поддерживать интерес детей к птицам. | ||||
Май
| Л | Игровое упражнение «Орёл». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "л". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. | ||
Игровое упражнение «Ритм со звуком "л"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "л" и "ль" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память. | ||||
Игровое упражнение «Весёлая песенка». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "л" и "ль". | ||||
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "л"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "л" и "ль" в предложении. Развивать слуховое внимание, память. | ||||
Месяц | Деятельность. | |||
Игровая ситуация «Лесная история». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Поддерживать интерес детей к звукоподражанию. | ||||
Июнь | Игровое упражнение «Песенка овсянки». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Развивать слуховое внимание, память детей. Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц. Воспитывать чуткость к художественному слову. | |||
Игровое упражнение «Песенка пеночки». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Развивать слуховое внимание, память детей. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц. | ||||
Игровое упражнение «Песенка чечевицы». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц. | ||||
Игровое упражнение «Песенка соловья». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Развивать слуховое внимание, память детей. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц. | ||||
Июль | Игровое упражнение «Песенка кукушки». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц. | |||
Игровое упражнение «Чёрный дятел». Задача. Развивать фонематический слух детей. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Воспитывать чуткость к художественному слову, интерес к жизни птиц. | ||||
Игровое упражнение «Песенка лесного конька». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц. | ||||
Игровое упражнение «Песенка иволги». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц. | ||||
Август | Игровое упражнение «Песенка крапивника». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц. | |||
Игровое упражнение «Песенка горихвостки». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц. | ||||
Игровое упражнение «Песенка поползня».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Развивать слуховое внимание, память детей. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц. |
Март
Звук «Ч».
Игровое упражнение «Кузнечики».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ч". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал. Волшебная палочка.
Упражнение.
Стрекочут, стрекочут
Кузнечики в траве,
Ч-ч-ч. Ч-ч-ч. Ч-ч-ч.
Стрекочут, стрекочут
Кузнечики везде,
Ч-ч-ч. Ч-ч-ч. Ч-ч-ч.
— Дети, в кузнечиков вас превращаю, стрекотать предлагаю. Педагог взмахивает волшебной палочкой. Дети выполняют задание.
— Замечательно! Тише, тише, тишина! Кузнечики по одному выступают, мягко-мягко напевают. Палочкой волшебной кручу, вот тебя стрекотать прошу. Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук.
— Потрясающе, дети! В кузнечиков играли, звуки чётко повторяли.
Игровое упражнение «Ритм со звуком "ч"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ч" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память детей.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слова, одновременно прохлопывает ритм слов (по слогам), делая паузу после каждого слова.
— Дети, ритмический рисунок слов запоминаем, звук "ч" чётко голосом выделяем. Раз, два, три, чётко слова повтори: Грач-ч-ч – ч-ч-чайка – ч-ч-че-ч-ч-евица.
Ребёнок произносит слова, повторяя ритм. Педагог контролирует, чтобы ребёнок чётко произносил звук "ч" в словах, выделяя его голосом. Следующему ребёнку предлагаются другие слова.