Возрастные и индивидуальные особенности детей
От четырех до пяти лет
Ребенок вступил в средний дошкольный возраст, ему 4 года. Подвижный, разговорчивый, ловкий карапуз с каждым днем становится все умнее, быстрее, сильнее. Что ждет его в ближайшие 12 месяцев? Какие изменения произойдут в физическом, умственном, психологическом развитии? Об этом и многом другом в нашей сегодняшней статье.
Новый этап, новые вопросы, новые задачи Вступление в средний дошкольный возраст, который продлится до 5-ти лет принесет много нового в жизнь ребенка и взрослых, окружающих его. Сохраняя прежнюю высокую подвижность, малыш все больше времени может проводить за спокойными играми, концентрироваться на учебных задачах.
Ребенок в 4-5 лет уже хорошо координирует свои движения, имеет неплохую мелкую и крупную моторику, постоянно спрашивает о строении окружающих предметов, предназначении разных вещей, начинает интересоваться взаимоотношениями между людьми.
Чем больше малыш узнает, тем чаще от него можно услышать самые разнообразные вопросы и рассуждения. Детская любознательность не знает границ, часто многие вопросы от маленького философа могут поставить в тупик даже высокоинтеллектуального ученого, не то, что обычного человека. Недаром говорят, что “устами младенца глаголит истина”. Подмечая детали, на подсознательном уровне чувствуя эмоции, дети в 4-5 лет могут говорить действительно мудрые фразы, к которым неплохо прислушаться и оценить. Внимание со стороны родителей к словам и рассуждениям ребенка на этом этапе жизни — одна из важных задач. Чем больше ответов и разъяснений получит кроха, тем проще ему будет переходить к более сложным навыкам и умениям. Малыш стал очень быстрым. Ему очень нравится, что он может бегать, прыгать, ползать и он с удовольствием использует свои возможности по-максимуму. Но организм еще не готов выдерживать такую нагрузку в течение долгого времени и малыш быстро устает. Поддержание режима дня, дневной сон, регуляция учебной и физической нагрузки очень важны.
С увеличением времени, проведенного за развивающими занятиями, взрослым нужно обратить внимание на осанку ребенка. Мышцы скелета, кости и суставы еще полностью не сформировались и легко поддаются искривлению. Следует внимательно следить за тем, как малыш сидит за столом, как держит спину. Приучать ребенка к правильному положению тела за столом нужно с ранних лет, предупреждая появление сколиоза. Одной из заметных деталей физического взросления между 4 и 5 годами жизни становится изменение типа дыхания. До 4-х лет дети преимущественно используют брюшной тип, а переходя в средний дошкольный возраст — грудной. Это происходит, благодаря укреплению мышц плеч. Если внимательно посмотреть на детей 2 и 5 лет, то хорошо заметно, как у малышей при дыхании увеличивается верхняя часть живота, а у дошколят грудина.
Что должен уметь ребенок
Кроме разницы в физическом развитии, существенные отличия между детьми наблюдаются и в приобретенных навыках. Одни карапузы к 5-ти годам успешно осваивают коньки и лыжи, другие только наращивают скорость на велосипеде. Не стоит переживать, если ваш малыш отказывается постигать тот или иной вид спорта. Возможно его тело и головной мозг еще не готовы. Периодически предлагайте попробовать новый вид спорта для изучения, но не настаивайте. Залог успешного освоения новых навыков для детей 4-5 лет — желание со стороны ребенка. Существует список двигательных навыков, показывающих степень развития ребенка к 4-5 годам. Среди обязательных для каждого ребенка умений можно выделить:
· бег. Все дети к 4-5 годам должны уметь бегать с разной скоростью, меняя направление, темп движения на ходу, преодолевая небольшие препятствия;
· прыжки. В норме к 4,5 годам ребенок должен уметь прыгать на 1 и 2 ногах, вперед, в стороны, на месте. Уметь перепрыгивать небольшие препятствия, держа ноги вместе или перескакивая, поочередно перенося ноги;
· удерживать равновесие. Малыш должен уметь самостоятельно ходить по наклонной доске, бордюру. Удерживать равновесие стоя на одной ноге в течение нескольких минут, допускается легкое пошатывание в разные стороны;
· лазать. С удовольствием подниматься по вертикальной лестнице, преодолевать “радугу”, спрыгивать с небольшой высоты, повиснув на перекладине;
· ловить и кидать мяч. Дети в 4-5 лет должны уметь ловить мяч 1 и 2 руками с разного расстояния. Кидать — из разного положения: стоя, сидя, лежа, из-за головы, в разном направлении — вверх, в стороны, назад, вперед, между ног;
· хождения на разных частях стопы: на цыпочках, пятках, внутренней и внешней стороне стопы;
· выполнять разные виды шагов: приставные, широкие, семенящие, с высоко поднятыми коленями, с прискоком. По просьбе взрослого чередовать виды шагов в заданной последовательности (2 широких шага, 3 семенящих, 1 с прискоком);
· ходить задом наперед, контролируя движение повернув голову в бок;
· самостоятельно ходить по лестнице чередующимся шагом;
· нанизывать один предмет на другой: кольца пирамидки на основу, бусины на нитку;
· проводить при помощи линейки прямую и прерывистую линию;
· заштриховывать при помощи карандаша рисунок;
· раскрашивать предложенную картинку;
· различать право — лево, хорошо ориентироваться в пространстве и на плоскости.
Если ребенок к 5-ти годам не владеет 1 или несколькими указанными навыками при ваших усилиях его научить необходимо обратиться к участковому педиатру.
Виды развития ребенка от 4 до 5 лет
Внимания со стороны ребенка требует как физическое развитие, так и умственное, эмоциональное, психическое, социальное. В 4-5 лет стоит предлагать ребенку различные варианты развития творческих способностей, сенсорики и музыкального слуха. Давайте рассмотрим, какие умения рекомендуется развивать у ребенка 4-5 лет для разных видов деятельности.
Физическое развитие
Двигательные навыки ребенка — одна из важнейших составляющих формирования крепкого иммунитета. Чем больше малыш будет двигаться, тем крепче будет его тело и организму будет легче справляться с различными инфекциями. Физическое развитие ребенка 4-5 лет состоит из нескольких направлений деятельности:
- Комплекс физических упражнений, предлагаемый в качестве тренировки;
- Подвижные игры, прогулки на свежем воздухе;
- Дополнительные занятия, обучение различным видам спорта;
- Формирование базовых знаний о здоровом образе жизни.
Комплексы упражнений для тренировки физических навыков В 4-5 лет целесообразно проводить в течение дня несколько комплексных тренировок:
· утренний комплекс упражнение (зарядка) с использованием упражнений для разминки всех мышц тела (ходьба, бег на месте, наклоны, приседания и т. д.);
· дневную гимнастику для совершенствования навыков. Можно применять фитбол, упражнения на стенке, комплексы для отдельных групп мышц (спина, ноги, руки).
Ежедневная физическая нагрузка — обязательный элемент для формирования здорового тела, сильного иммунитета. Старайтесь мотивировать ребенка на движение. Чем больше кроха будет бегать, прыгать, играть на свежем воздухе, тем лучше будут развиваться его мышцы.
Психическое развитие
В 4-5 лет психика ребенка продолжает развиваться достаточно быстро. Малыш осваивает основные навыки коммуникации, начинает осознавать свое место в социуме, семье. Пока ему сложно разграничивать мир фантазий и реальность, поэтому важно в этот период стараться сохранять спокойную доброжелательную атмосферу, избегать лишних стрессов. Кризисные явления, свойственные предыдущему периоду (кризис 3 лет) сошли на нет. Большинство детей между 4 и 5 годами жизни ведут себя спокойно, уравновешенно, поддаются воспитательным методам легко, готовы подчиняться установленным в семье законам.
Развитие самостоятельности Спокойствие в жизнь ребенка привносит возросшее количество бытовых умений, выполняемых малышом самостоятельно. Дети 4-5 лет, осознавая свои возросшие способности, часто пытаются командовать взрослыми, устанавливать свои правила. Давать карапузу полную свободу действий в этом возрасте не рекомендуется, желательно:
- Установить и придерживаться правил разрешенных и запрещенных действий для ребенка. За соблюдение — хвалить, за нарушение — применять наказание, установленное на семейном совете (лишить мультфильма, похода в кино и т. д.);
- Предлагать альтернативу нежелательным действиям;
- Реагировать соразмерно поступку;
- Не давить на ребенка психологически: рассказывая страшные истории, долго обижаясь, вызывая длительное чувство вины;
- Быть открытым к диалогу.
Дети, понимающие смысл запрета, намного реже стремятся его нарушить. Обозначенные советы позволят корректировать поведение ребенка без усиления негативных реакций.
Социализация.
Все сильнее проявляется необходимость в общении с другим детьми. Налаживая отношения между собой, дети часто ссорятся, мирятся, спорят и пытаются завоевать уважение сверстников. Гендерные различия все чаще проявляют себя в одежде, выборе товарища для занятий, игры. Девочки больше тяготеют к узким компаниям, создавая “секретики” и играя в ролевые игры с бытовым сюжетом. Мальчики предпочитают шумные активные игры, соревнования. В 4-5 лет большинство детей обзаводится первыми друзьями, которые часто становятся примером для подражания. Рекомендуется в этот период объяснить ребенку, что он уникален и не следует слепо копировать поведение друга, особенно, если оно идет вразрез с установленными дома правилами. Первые дружественные отношения не обходятся без конфликтов и ссор. Хорошо на примере сказок, мультфильмов научить малыша, как нужно решать и избегать конфликтов, выстраивать отношения с другими детьми, просить прощения.
Любознательность
В 4-5 лет ребенок переходит на новую стадию развития любознательности. Чаще появляются вопросы, связанные не с текущей деятельностью, а с размышлениями над ранее увиденным, попыткой понять, почему происходит то или иное событие. Иногда формулировка вопроса ставит взрослых в тупик своей сложностью. Не переживайте, если не можете дать вопрос одномоментно. Объясните крохе, что в данный момент вы затрудняетесь ответить и постарайтесь в ближайшее время найти информацию, объясняющую интересующий ребенка момент. Хорошо познакомить малыша с методами поиска информации, сводить в библиотеку, показать многогранность мира. Взрослые должны помнить, не стыдно показать, что вы что-то не знаете, важно не отмахиваться от интереса ребенка. Вместе с ним найдите ответ на заданный вопрос, помогите понять причинно-следственные связи, понять суть интересующего его события, явления, предмета.






