Структура и функции общественного мнения

Структура общественного мнения.

· Рационально-когнитивный компонент это знания людей о фактах событиях или явлениях, представляющих особый интерес и ставших объектами общественного внимания. Зависит от уровня образования и информированности людей.

· Эмоциональный компонент. Это настроения, чувства, эмоции, возникающие по поводу объекта общественного мнения. Эмоциональный преобладает над рациональным и именно поэтому общественное мнение становится более доступно для манипулирования и психологического давления.

· Нравственный компонент это моральное обоснование своего выбора. В основе лежат представления о добре и зле. Мораль призвана удерживать человека от плохих поступков.

· Оценочной компонент появляется при взаимодействии первых трёх компонентов и выражается в оценке (формулировке).

Последующие компоненты проявляются в общественном мнении только тогда, когда переходят от слов к действию:

· Волевой компонент это стремление субъекта общественного мнения к практической реализации ценностно общественных суждений

· Поведенческий компонент это реальные действия субъекта общественного мнения (митинги, забастовки).

Все компоненты общественного мнения тесно взаимосвязаны. Их разделение условно и разделяются только в научных целях.

Функции общественного мнения:

1. Экспрессивная функция. Проявляется в выражении чувств, эмоций, через вербальные и невербальные средства по отношению к объекту общественного мнения. Эмоциональное состояние субъекта общественного мнения может значительно усилить интенсивность проявление общественного мнения.

2. Оценочная функция. Одна из основных функций общественного мнения. Она реализуется через оценку фактов и явлений, в которых выражается коллективное отношение социальных групп и общностей к тем или иным событием.

3. Контрольная функция. Сложившееся общественное мнение занимает определённую позицию по отношению к любому значимому для большинства людей вопросу. В силу своей массовости и внутреннего единства оно приобретает характер силы, способной навязывать свою волю инструментом власти и управления, поэтому в ходе принятия политических решений органов государственной власти в некоторых случаях вынуждены учитывать общественное мнение.

4. Консультативная функция. В некоторых случаях общественное мнение может помочь в решении сложных социальных экономических и иных проблемах, так как кроме поверхности, суждения, оценок общественное мнение может содержать в себе развёрнутые и рациональные и  теоретические обоснования.

5. Директивная функция. Общественное мнение может выносить решения, касаемые тех или иных проблем общественной жизни. Это решение будет носить императивный характер.

6. Информационная функция. Общественное мнение является индикатором состояний дел в обществе, поэтому регулярное изучения общественного мнения позволяет получать информацию, необходимую для принятия решений.

7. Регулятивная функция. Общественное мнение как специфический социальный институт участвует в регулировании общественных отношений, поддерживает социально одобряемые нормы поведения в обществе и осуждает поступки, отклоняющиеся от нормы.

8. Социализирующая функция. Общественное мнение способствует формированию в каждом члене общества социально-одобряемой системы ценностей и норм поведения.

Стадии и механизмы формирования общественного мнения

Общественное мнение проходит несколько стадий:

  • Зарождение общественного мнения, она характеризует проявление массового интереса к потенциальному объекту мнения. Люди пытаются из различных источников получить информацию об объекте времени и выработать свое личное оценочное суждение по поводу обсуждаемой проблемы. Восприятие и оценка информации происходит на межличностном и индивидуальном уровне. На данной стадии индивид играет роль получателя, передатчика, интерпретатора информации. Различный уровень осведомленности, компетентности, образования, воспитания и культуры, неодинаковый жизненный опыт и ценности людей способствуют тому, что на данном этапе появляется широкий спектр слухов,домыслов и предположений в отношении обсуждаемого объекта.
  • Стадия формирования общественного мнения -здесь наблюдается выход индивидуальных оценочных суждений, за рамки создания отдельной личности на социально групповой и общественной уровне. В ходе дискуссий происходит столкновение и борьба индивида и групповых мнений на разных уровнях социального взаимодействия. В ходе подобного взаимодействия раздраженных мнений, осуществляется слияние мнений и выделение доминирующего мнения, которое и получает наиболее широкое распространение.

(1 и 2 стадия проходят одновременно)

  • Стадия функционирования (пик)- по количеству публикаций. Характеризуется тем,что в общественном мнении проявляется четкое мнение большинства и общественное мнение начинает выполнять свои функции. Например, оно может оказывать давление на органы гос. Власти, поведения людей, учитываться при выработке управленческих решений. Общественное мнение может перерасти в массовое движение.
  • Стадия спада -характеризуется тем, что снижается интерес к объекту общественного мнения, сужается социальный состав объекта, и уменьшается социальная значимость проблемы.

Причины спада:

· Полное или частичное решение проблемы, которая стала объектом общественного мнения, либо декларируется намерение решить проблему в ближайшее время

· Понимание того, что проблему невозможно решить в ближайшей перспективе, либо надежды значащего числа людей на решение проблемы в ближайшей перспективе (утрата актуальности)

· Появление более актуальных тем, по которым начинается процесс формирования общественного мнения (перекрытие, переключение внимания)

  • Стадия отмирания -эта тема более не дискутируется. Обсуждение сводится на 0.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: