Институциональная сущность массово-коммуникативной деятельности

МК представляет сложное явление, оказывающее влияние на поведение людей, общественных настроений, на процесс социализации, интеграции и дифференциации общественной жизни. МК оказывает влияние на социальную мобильность политического лидера.

 

Существует ряд условий описания того или иного явления к числу социальных институтов:

  1. Наличие устойчивой социальной потребности в тех функциях, которые выполняет данный институт
  2. Обеспечение стабильности общественной системы через гарантию типизации поведения людей в сходных ситуациях и возможности согласовывать и направлять в определенное русло их стремление и способы удовлетворемния этих строений
  3. Внедряемые институтом установки, стереотипы, модели поведения являются достоянием внутреннего мира его личности, ценностных ориентаций и ожиданий
  4. Организация оформление социального института

 

Типы социальных институтов:

  1. Ситуационные социальные институты, связаны с определенной ситуацией, которые связаны акторы: политические институты и т.д
  2. Инструментальные, которые формируются ради достижения определенной цели (медицина, МК, средства МК)
  3. Интегрирующие социальные институты, ориентир на предотвращение конфликтов и на интеграцию социума (власть как институт, церковь и т.д)

 

Процесс институализации МК:

· Древний Мир

· Средние века

· Новое время

· Новейшее время

 

Очень кратко о появлении МК: Люди всегда нуждались в массовой коммуникации. В середине 15 века изобрели печатный станок, в начале 17 века в Германии, во Франции и Англии появились первые газеты. При Петре 1 газета Ведомости.

Появилось радио во 2 половине 19 века (Попов). В 1920 г. в США в Питере появилась радиостанция. В 1948 появились телеприемники. Конец 20 в. Появление интернета.

Формируется профессиональная среда: появляются журналисты, редакторы, те, кто олицетворяет массовую коммуникацию. Появляются формальные и неформальные нормы, регламентирующие МК деятельность.

Становление массовой коммуникации как социального института

 

Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. При этом, под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. МК как социальный институт основывается на потребности общества в информации. Таким образом, МК как социальный институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной мировоззренческой парадигме, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.

МК как социальный институт возникает в период становления гражданского общества. Теоретическими предпосылками ее становления как социального института являются: введение в научный оборот в XVIII веке категории "общество"; идеи гуманизма эпохи Просвещения; теория естественного общественного порядка; идея свободы информации, которой должны обладать все члены общества; формирование Гегелем в социальной философии концепции общественного мнения.

Основной социально-политической предпосылкой стало отделение общества от государства, дифференциация государства и церкви, стратификация общества.

К естественно-научным предпосылкам следует отнести интенсивное развитие науки, промышленную революцию, значительные технические изобретения и открытия.

Наконец, историческими предпосылками становления МК как социального института стали Великие буржуазные революции в Англии, Франции и Голландии, развитие капитализма и формирование новых производственных, а, следовательно, и общественных отношений. Таким образом, с конца XVIII века МК становится многомерным социально-экономическим явлением, которое может рассматриваться: как институт общества, как система специальных знаний, как совокупность средств и приемов массовой информации, как профессиональная деятельность и как элемент политической системы.

 МК как социальному институту сегодня присущи следующие качества и характеристики.

Во-первых, в настоящее время можно констатировать нарастание кризисных явлений в МК и, особенно, в ее отношениях с социальной средой: высокие темпы сокращения массово-информационного производства, резкое падение тиражей печатных СМИ, уменьшение реальной и целевой аудитории других каналов и источников информации.

Во-вторых, общество начинает осознавать, что общечеловеческой ценностью является свобода массовой информации, которой должны обладать все члены общества.

В-третьих, сегодня МК претендует на роль ведущего социального института, который вправе контролировать и произвольно направлять потоки информации, т.е. МК, вместо того чтобы отражать интересы общества, стремится замещать его.

В-четвертых, в МК сейчас доминирует порядок, давно утвердившийся в мировой практике, где выстроена жесткая зависимость по линии: собственник — издание — общественное сознание и поведение.

В-пятых, за последнее десятилетие резко снизился уровень профессиональной культуры журналистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: