На сегодняшний день не существует единого общепринятого определения понятия общественного мнения. Существует ряд научных и методических позиций, которые по-разному раскрывают содержание.
1. гносеологический (гносео-знание) подход рассматривает общественное мнение как совокупность оценочных суждений и определяющих ими действий всех социальных субъектов по поводу явлений, затрагивающих их интересы.
2. социологический подход рассматривает общественное мнение как социальный институт, выполняющий особые требования общества.
Особенность - общественное мнение рассматривается с точки зрения общества, под общественным мнением понимается процесс совместной оценочной и вытекающей из неё практической деятельности.
3. психологический подход
Общественное мнение – явление групповой психологии как социально-психологическое коммуникативное явление. Делает акцент на социальных чувствах, переживаниях, которые находят своё выражение в общественном мнении.
4. реляционистский (реляцио-относительный)
Общественное мнение – конкретное оценочное отношение индивидов и социальных групп к фактам, событиям, явлениям, общественной жизни, а через них к носителям. В данном случае общественное мнение выступает как форма взаимодействия социального субъекта и объекта, при которой объект с помощью оценочного суждения влияет на социальный субъект.
|
|
5. этический подход
Общественное мнение – проявление определенной морали и нравственных норм данного общества. Общественное мнение – моральные «учреждения», организованная коллективная оценка поступков людей, нравов, мыслей, чувств и т.д., что по сути является признанием и одобрением одних и осуждением других.
Сущность общественного мнения сводится к следующим положениям
1. Общественное мнение как социальное явление представляет собой результат обработки информации определённой социальной общностью
2. Источники информации при формировании суждений могут содержать как истинную, так и ложно информацию, а также слухи, предрассудки, стереотипы
3. Общественное мнение возникает как результат формирования сначала общественных потребностей, а затем интересов, предполагающих наличие общественного осуждения о каком-либо вопросе
4. Влияя на общественное мнение можно мотивировать массы и социальные группы на определённые действия
5. Общественное мнение является продуктом взаимодействия людей, в процессе которого виды изменяются мнение отдельных индивидов, мнение получают новые качества, не сводимые к простой сумме индивидуальных мнений
6. Общественное мнение не может существовать вне системы экономических, социальных политических, духовно нравственных исторических отношений. Оценочные суждения содержатся в общественном мнении и имеют социальный характер.
|
|
Общественному мнению присущи некоторые черты:
· динамичность и корректность
· гласность и распространённость (складывается по злободневным и актуальным вопросам, которые необходимо решить, учитывая интересы социальных общностей, поэтому носитель мнение стремится распространить его различными формами и средствами)
· практическая направленность (люди формируют свое мнение, в случае если так или иначе требуется решить какие-либо практические вопросы и проблемы)
Теоретические подходы к изучению общественного мнения
Общественное мнение — совокупность индивидуальных отношений и верований, которая характеризует совершеннолетних граждан. Теоретические подходы к изучению общественного мнения можно разделить на 4 категории.
Первый подход опирается на количественное измерение параметров общественного мнения.
Второй заключается в исследовании различных способов взаимодействия мнений индивидов, в результате чего появляется общественное мнение по какому-либо вопросу.
Третий подход заключается в анализе роли общественного мнения в процессах общества и политики.
И четвертая группа теорий строится на изучении средств массовой информации, механизмов пропаганды и технологий влияния на общественное мнение.