Объективные основания и факторы формирования общественного мнения

Все «источники» общественного мнения можно подразделить на две группы – объективные условия и субъективные факторы развертывания общественного мнения.Под «объективными» факторами понимается непосредственное воздействие на сознание людей окружающих условий жизни, прямое влияние жизненных обстоятельств (индивидуального жизненного опыта, существующих традиций). Влияние всех этих факторов общественного мнения осуществляется объективно, т.е. независимо от сознания людей.

В качестве факторов необходимо назвать общественные потребности и интересы, социальные нормы и ценности и ценностные ориентации субъекта общественного мнения, социально-психологические и идеологические установки, стереотипы общественного сознания, обычаи и традиции. Сильнодействующим фактором выступает общение людей друг с другом, а точнее - различные виды этого общения: формальное и неформальное, межличностное и коллективное, межнациональное общение. На общественное мнение влияют социально-экономические, политические, духовные условия их непосредственной жизнедеятельности.

Большую роль в воздействии на общественное мнение играет нравственно-психологическая атмосфера, существующая как в обществе в целом, так и в каждой социальной общности, в недрах которой зарождается то или иное мнение. В рамках нравственно-психологической атмосферы можно указать на социальные чувства, настроения, стремления.

Две позиции по поводу характера отражения действительности в общественном мнении. Так, первая точка зрения: содержание общественного мнения и есть объективная реальность. Это означает, что мнение о факте и есть сам факт. С другой стороны, считается, что имеет место некое противопоставление, или отражение, никак не соответствующее объективно существующей действительности. Считается, что общественное мнение представляет собой единство двух этих противоположных подходов относительно способности общественного мнения отражать общественное бытие и неспособности общественного мнения отражать общественные явления адекватно. Общественное мнение не всегда отражает действительность.

Общественное мнение - величина переменная в историческом смысле. Общество в каждый момент времени переживает определенную специфическую общественную ситуацию, которая и оказывается для общественного мнения пространством и временем, в пределах которых и возможно его реагирование в форме массовых оценочно-ценностных суждений, приобретение определенных состояний.

Мнение как факт массового сознания есть суждения с различной степенью истинности и ложности, которые, в свою очередь, являются производными от социальной обусловленности, компетентности, социальной установки его агентов. Мнение может зарождаться а) в среде слухов, молвы, сплетен; б) в пределах личного опыта индивида; в) в рамках коллективного опыта. Очевидно, слухи в данном случае являются весьма оперативным и дешевым источником информации для общественного мнения. Мнения, основанные на личном непосредственном опыте людей при прочих равных обстоятельствах ценятся выше мнений, сформировавшихся на фоне слухов, которые выступают как наименее надежный фактор формирования мнений. Коллективный опыт или опыт других представляется или в форме опыта ближайшего социального окружения, или в виде научной информации, или свидетельств средств массовой информации.

Соотнесение понятий слуха и общественного мнения позволяет выделить сходство и различия между ними. Сходство феноменов слухов и общественного мнения выражается в том, что они формируются на одном уровне, имеют одних субъектов, предметы (неоднозначные актуальные социальные факты), механизм формирования (стереотипизация), функции. Различны обозначенные явления по сути (информационная, оценочная), степени институциализации. Так, слух является праформой общественного мнения и одновременно выступает одним из источников формирования общественного мнения как полноценного социального института.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: