Функции и формы педагогического контроля

Функции контроля:

ü обучающая, ведь проведение контроля полезно для всей группы: каждый сопоставляет свои знания со знаниями отвечающего, анализирует ответ, дополняет, отвечает на вопросы и т. д.;

ü воспитательная, поскольку студенты приучаются к систематичности учебной работы, настойчивости и трудолюбию;

ü развивающая, так как развиваются память, внимание, логическое мышление, профессиональные способности, мотивы познавательной деятельности;

ü методическую функцию осуществляет сам преподаватель с целью дальнейшего усовершенствования курса, корректировки всего учебного процесса.

В качестве форм педагогического контроля выступают экзамены, зачеты, коллоквиумы, устный опрос, письменные контрольные работы, защита курсовых и дипломных работ, отчет о результатах практики.

Педагогическое проектирование, технологии, инновации, мониторинг. Этапы и формы педагогического проектирования. Педагогическая инноватика как теория и технология нововведений. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образования. Педагогический менеджмент.

Этапы и формы педагогического проектирования.

Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап - моделирование;

II этап - проектирование;

III этап - конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. В качестве цели может быть идея, взгляд, убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации. В результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт преподавателя, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками учебно-воспитательных отношений. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности - это уже методическая задача.

Формы педагогического проектирования — это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.

Каждому объекту и ступени проектирования присущи свои формы (таблица 22), их число и даже они сами могут меняться. Известно, что многие педагоги некоторые формы проектирования относят к формальному бумаготворчеству, считают, что они избыточны. С одной стороны, такое отношение к проектированию есть следствие профессиональной неграмотности педагогов. С другой — результат разрыва слова и дела, девальвация слова, сложившаяся в нашем обществе вообще и в народном образовании в частности. В течение многих лет в школах и профтехучилищах ведется борьба с увеличением документации, сокращается число обязательных документов, упрощается их структура и т. д., но тенденция такова, что сократить формы проектирования не удается, напротив, число документов растет. Отсюда следует два важных вывода. Первый— без форм проектирования педагогу нельзя работать. Второй— нахождение оптимального набора форм проектирования все еще остается делом будущего. Остановимся на формах проектирования, которые приняты сейчас в нашей системе образования. Рассмотрим две из них.

Концепция — это одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции— изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Концепция профессионально-технического образования включает изложение общей методологии (основополагающей теории), раскрывающей роль и место профтехобразования в общественно-экономической системе страны и в системе образования. Методологический уровень концепции предполагает описание профессионально-технического образования как части целого, в котором оно функционирует. В концепцию также входит изложение других теоретических положений о непосредственной организации ПТО: его цели, задачи, принципы, направления развития, предполагаемая структура, кадры, права и обязанности, финансирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, описание аппарата управления.

Так строятся концепции для школьной, профессионально-технической и вузовской систем. Концепции процесса значительно проще. Они включают в себя общие теоретические представления о процессе, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также о материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей. Любая педагогическая концепция процесса включает в себя описание предполагаемой технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся. Концепции педагогического процесса чаще всего существуют в форме теорий или теоретических взглядов (теория развивающего обучения, информационная теория обучения), а также как составная часть концепций систем, в рамках которых тот или иной процесс создается.

Для педагогических ситуаций и их разрешения концепции не создаются, но это не значит, что их нет. Они присутствуют в мысленно-чувственной форме (мечты, стремления, представления). Выход из наиболее острых ситуаций педагог может проектировать в личном дневнике.

Кратко остановимся на особой форме проектирования — мечте. Мечта — это образ, создаваемый нашим воображением, это предмет наших желаний, стремлений. Мечта — это и инструмент познания. Мечта —это эмоциональная способность к проектированию человеком будущего. Мечта, как правило, связывается с высокими нравственными устремлениями. Мечта становится исходной точкой любой модели, проекта или конструкции.

Через мечту в проектирование вовлекается глубинный пласт человеческой жизни, часто бессознательный, интуитивный. "Надо мечтать!" — не приглашение к приятному времяпрепровождению в сладких грезах, а призыв мобилизовать данную только человеку способность предвосхищающего проектирования будущего" (Семенова С.. Федоров Н. Творчество жизни. М., 1990. С. 179.). Мечта — это рабочая гипотеза, проектируемая гипотеза.

План — это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы профтехучилища, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру. Так, учебный план является проектом, в котором дается общий перечень учебных дисциплин, объем часов, отводимых на их изучение, порядок изучения дисциплин. Поурочно-тематический план составляется по одной из дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, межпредметные связи, методическое обеспечение. План урока — это определение задач урока и перечень основных действий педагога и учащихся по освоению содержания учебного материала. Если поурочно-тематический план является проектом педагогического процесса, то план урока — его конструктом.

Педагогическая инноватика как теория и технология нововведений.

 «Инновации»- новшество, новизна, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. В педагогическом процессе- это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики- проблема изучения? обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.

Необходимость инновационной направленности пед. деятельности обусловили:

Происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей выступает средством обновления образовательной политики;

Обновление системы образования, методологии и технологии организации образования;

Гуманитаризация содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введения новых предметов - требуют поиска новых форм, технологий;

Изменение самого характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;

Вхождение в рыночные отношения? создание новых типов образовательных учреждений.

Критерии педагогических инноваций — новизна? оптимальность? высокая результативность? возможность творческого применения в массовом опыте:

Для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Оптимальность означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности. Результативность означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Если ценная пед. идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о пед. новшестве.

Две причины не реализации инноваций: инновация не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации; неподготовленность нововведения в организационном? техническом? личностном? психологическом отношении. Также отсутствие в школе инновационной среды- определенной морально-психологической обстановки. Что проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информационности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в пед. коллективе снижает коэффициент сопротивления учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы в профессиональной деятельности.

Методическая работа как фактор повышения профессиональной культуры.

Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя.

Инновационный риск- момент принятия решения об изменении своего поведения.

Антиинновационный барьер. Это у нас уже есть. Это у нас не получится. Это не решает наших главных проблем. Это требует доработки. Здесь не все равноценно. Есть и другие предложения.

Внутренние причины связанные с психологическими барьерами сопротивления новому: страх как боязнь обнаружения собственной некомпетентности? личной несостоятельности. Неразвитая мотивация при ориентации на избегание неудач.

Другие психологические барьеры: склонность к конформизму, боязнь показаться экстравагантным. Боязнь возмездия со стороны человека чью позицию мы критикуем. Личная тревожность, неуверенность в себе.

Способы введения новшеств: развитие своего собственного опыта, заимствование кем-то созданного опыта, освоение научных разработок, путь проб и ошибок, эксперимент.

Авторская программа.

В инноватике понятие «жизненный цикл» отражает основные этапы введения новшества. К ним можно отнести: зарождение (осознание потребности и возможности изменений, поиск соответствующего новшества) освоение (внедрение, эксперимент, осуществление изменений), диффузия (тиражирование, многократное повторение нововведений в других школах); рутинизация (нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах).

Диагностическая методика изучения инновационных процессов предусматривает:

   Систематическое изучение профессионально-педагогических интересов, потребностей, ценностных ориентаций учителей;

   Поиск путей, концепций, технологий передового пед. опыта, направленных на удовлетворение интересов и потребностей педагогов;

   Выбор соответствующих особенностям личности учителя видов освоения и внедрения пед. инноваций.

   Практическая работа по диагностическому изучению пед. инноваций включает в себя несколько этапов:

1. анкетирование учителей, экспертиза анкет, уточнение данных анкет, анализ диагностических данных;

2. планирование и реализация планов работы по повышению уровня профессионально-педагогической квалификации;

3. проводятся итоги работы и повторное диагностирование.

Диагностический подход позволяет по-новому строить работу по повышению квалификации учителей, влиять на устойчивость результатов работы. Однако, успешное использование диагностической методики зависит от направленности на инновационную деятельность, на развитие творчества и инициативы.

Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образования.

Обобщенной целью педагогического мониторинга является педагогическая информация, отражающая его деятельностную сущность. Педагогической информацией считается информация, которая имеет диагностико-прогностический, личностно целесообразный, педагогически-коммуникативный, интегративный, социально-нормативно обусловленный характер и оказывает воспитательное влияние на субъектов на основе актуализации личностных, групповых или организационных смыслов их образовательной деятельности.

Принципы мониторинга. Для того чтобы в результате мониторинга была получена педагогическая информация, он должен проводиться на основе следующей системы принципов:

· диагностико-прогностической направленности;

· личностной целесообразности;

· педагогической коммуникативности;

· информационной интегративности;

· социально-нормативной обусловленности;

· научности;

· непрерывности;

· целостности;

· преемственности.

При этом необходимо подчеркнуть, что принципы диагностико-прогностической направленности, личностной целесообразности, педагогической коммуникативности, информационной интегративности, социально-нормативной обусловленности непосредственно обеспечивают реализацию педагогических функций информации. Принцип научности отражает систему научных форм, методов и средств получения педагогической информации. На принципах непрерывности, целостности и преемственности необходимо разрабатывать технологию мониторинга.

Принцип диагностико-прогностической направленности предполагает, что в ходе педагогического мониторинга должна быть получена информация, которая позволит не только узнать, распознать и понять отслеживаемые процессы, но и создаст условия для самоанализа своей образовательной деятельности всеми субъектами образовательного процесса.

Сам процесс получения информации в ходе педагогической диагностики должен соответствовать следующим требованиям:

· требование научности, которое предполагает получение информации научными методами и закрепление способами фиксации научных фактов;

· требование валидности, обеспечивающее соответствие структуры и характера полученной информации структуре и характеру рассматриваемых педагогических проблем;

· требование этичности информации, защищающее человека от несанкционированного вторжения в личностную зону деятельности;

· требование целесообразности информации, предполагающее понимание системы педагогических и андрогогических целей образовательного процесса в вузе. Основными показателями самой педагогической диагностики должны быть тенденции изменения показателей изучаемых процессов. В этом случае получаемая в ходе диагностики информация будет иметь прогностическое значение. Повышение прогностичности педагогической информации достигается за счет реализации следующих требований рассматриваемого принципа - педагогическая информация должна:

· носить нормативно-поисковый характер;

· способствовать развитию педагогической антиципации (предвосхищения) у всех участников образовательной деятельности;

· иметь опережающий характер педагогического влияния на процессы и явления образовательной действительности.

Эффект опережающего влияния может возникнуть только в случае, если будут правильно определены и отражены в педагогической информации приоритеты и показатели идейного, социально-экономического и профессионального развития образовательных систем.

Принцип личностной целесообразности. Реализация требований данного принципа должна обеспечить выполнение мотивационно-побудительной функции педагогической информации. При этом важно оптимально учитывать мотивы всех субъектов образовательной деятельности в вузе. В качестве критериев оптимальности может выступать степень соответствия мотивов студентов, профессорско-преподавательского и административно-хозяйственного составов вуза требованиям основных педагогических идей, лежащих в основе его деятельности.

Таким образом, первым требованием данного принципа является определение мотивов субъектов образовательной деятельности.

Следующее требование данного принципа заключается в необходимости обоснования педагогических идей, на которых основана образовательная деятельность.

Проведенная работа даст возможность определить систему оптимальных мотивов субъектов образовательной деятельности и актуализировать их в ходе педагогического мониторинга.

Принцип педагогической коммуникативности. Данный принцип предполагает, что информация, получаемая в ходе педагогического мониторинга, должна являться условием для педагогического общения между субъектами образовательной деятельности. Целевые исследования педагогического общения как важнейшего компонента образовательной деятельности были проведены В.С. Грехневым, Г.Д. Дьяконовым, А.С. Золотняковой, К.М. Левитаном, А.А. Леонтьевым, А.В. Мудриком, В.В. Рыжовым, И.И. Рыдановой, И.В. Страховым, Р.М. Фатыховой, В.Д. Ширшовым и др. Теоретический анализ работ указанных авторов позволил определить требования принципа педагогической коммуникативности. Педагогическая информация, получаемая в ходе мониторинга, должна:

· способствовать диалогическому типу общения между субъектами образовательной деятельности;

· быть понятна всем участникам образовательной деятельности;

· создавать условия для сотрудничества;

· способствовать лучшему познанию людьми друг друга.

Принцип информационной интегративности педагогического мониторинга. Самой информации присуща интегративная функция. Вместе с тем в настоящее время существует ряд факторов, существенно снижающих ее интегрирующую роль. Это, прежде всего, агрессивный характер информационных потоков, различные возможности в доступности информации для субъектов, низкий уровень информационной культуры.

Таким образом, для того, чтобы обеспечивать интегративную функцию, педагогическая информация должна носить неагрессивный характер и быть равнодоступной для всех участников образовательного процесса. Повышение информационной культуры субъектов образовательной деятельности является важнейшим условием повышения уровня культуры педагогического общения.

Принцип социально-нормативной обусловленности. Данный принцип предполагает, что педагогическая информация должна отражать уровень и качество реализации требований Государственных образовательных стандартов.

Методы разработки технологий педагогического мониторинга К числу основных методов, которые можно эффективно использовать в процессе разработки технологий педагогического мониторинга, относят следующие эмпирические и теоретические методы:

· наблюдение,

· опрос (интервью, анкетирование),

· беседа,

· естественный и диагностический эксперименты,

· моделирование.

При этом они должны использоваться в квалиметрическом контексте, обеспечивающем необходимый уровень валидности получаемых результатов.

Практика показывает, что в ходе педагогического мониторинга характера взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности в вузе наиболее целесообразен метод анкетного опроса субъектов. Разработка анкет должна проводиться на основе шкалы взаимоотношений, а получение результатов - в ходе обработки матрицы взаимоотношений. Отслеживание развития личности и групп необходимо осуществлять, используя нормативно-поисковые модели деятельности обучаемых, профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого состава, курса и учебной группы.

Алгоритм педагогического мониторинга должен состоять из двух периодов. Первый период - опытно-поисковый. Основной его целью является теоретическое обоснование, практическая реализация и доказательство педагогической значимости или эффективности основных мониторинговых процедур. Опытно-поисковый компонент, как правило, включает следующие этапы: подготовительный, адаптационный, исходно-диагностический, содержательно-технологический, итогово-диагностический.

Второй период - конструктивно-организационный. Цель этого периода обеспечить реализацию педагогически значимых и эффективных мониторинговых процедур в практике образовательной деятельности вуза. Он состоит из следующих этапов:

· нормативного,

· организационного,

· научно-методического.

В ходе нормативного этапа разрабатываются положения и инструкции по реализации технологии педагогического мониторинга в образовательном процессе. Критерии эффективности мониторинга В основу определения уровня эффективности педагогического мониторинга мы положили результаты субъективно-рефлексивной оценки участниками мониторинга значимости получаемой информации.

В качестве показателей эффективности принимают следующие требования принципов педагогического мониторинга:

· информация этически выдержана и не нарушает личностных прав индивида;

· информация способствует конкретизации личностных и групповых целей образовательной деятельности индивида;

· информация помогает лучше оценивать уровень профессиональной подготовки и определять наиболее эффективные пути профессионального самосовершенствования индивида;

· информация мотивирует индивида к повышению своего профессионального уровня и стимулирует личностное саморазвитие;

· информация способствует конструктивному диалогу между участниками образовательной деятельности;

· информация создает условия для рационального разрешения проблем, возникающих в моей профессиональной группе;

· благодаря получаемой информации улучшается взаимопонимание между участниками образовательной деятельности;

· информация носит не агрессивный характер и в достаточной степени доступна индивиду;

· информация способствует повышению культуры общения;

· информация помогает оценить качество реализации в образовательном процессе требований Государственного образовательного стандарта.

Таким образом, представленная методология педагогического мониторинга является теоретической основой разработки конкретных мониторинговых технологий. Уникальность каждой технологии будет определяться объектом и предметом педагогического мониторинга, формами, методами, приемами и средствами получения педагогической информации и субъектами, принимающими участие в педагогическом мониторинге.

Педагогический менеджмент.

Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (В.П. Симонов).

Педагогический менеджмент характеризует направленность на интересы, потребности, мотивы субъектов образовательного процесса.

Цель педагогического менеджмента – оптимизация управления образовательным учреждением. В ОУ все процессы взаимосвязаны, так как это педагогическая система. Поэтому, чем эффективнее будет управление этой системой, тем успешнее будет каждый ученик и педагог, то есть именно через управление реализуются основные цели образовательного учреждения.

Основная задача управленца как менеджера образовательного процесса – создание условий для реализации целей и задач, стоящих перед образовательным учреждением. Важным фактором выступает единство целей всех субъектов управления. Придти к общим целям возможно лишь при создании условий для самореализации каждого участника этого процесса. К таким условиям можно отнести:

· личностно-ориентированное управление;

· реализацию основных принципов педагогического менеджмента;

· осуществление в единстве и взаимосвязи функций педагогического менеджмента;

· выбор оптимального стиля педагогического менеджмента;

· сочетание менеджмента администрации с самоменеджментом каждого педагога.

С позиций педагогического менеджмента, Ю. А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы:

· принцип уважения и доверия к человеку;

· принцип целостного взгляда человека;

· принцип сотрудничества;

· принцип социальной справедливости;

· принцип индивидуального подхода в управлении;

· принцип обогащения работы педагога;

· принцип личного стимулирования;

· принцип консенсуса;

· принцип коллективного принятия решения;

· принцип целевой гармонизации;

· принцип горизонтальных связей;

· принцип автономизации управления;

· принцип постоянного обновления.

Представленные принципы системны, - для осуществления эффективного управления каждый из них «работает» только при условии, что и остальные, взаимосвязанные с ним, также исполняются.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: