Экскурсия в художественный музей

Цель: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Планируемый результат:

· Различать жанры изобразительного искусства;

· Ознакомление с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

· Развивать художественного вкуса, способность видеть и понимать прекрасное.

Ход работы

Дети знакомятся с картинами, слушают историю создания.

Викторина

Кто проводит экскурсии в музее.

А, что это за человек?

Какие музеи есть в нашем городе?

Какой музей посетили только что мы с вами?

Почему вы так думаете?

Что изображают на картинах жанра пейзаж, натюрморт, портрет?

С помощью какого материала художники пишут свои картины?

Чем пишутся картины графического изображения?

Были ли в музее картины, которые относятся к графике?

Чем пишется живопись?


 

Приложение 10


Беседа о книге «Сын полка.»

Цель: Узнать о подвигах воинов Великой Отечественной войны.

Планируемый результат:

· Расширение представления детей о Великой Отечественной Войне, ее героях.

· Возникновения интереса к чтению книг.

· Сохранение исторической памяти

Ход работы

Чтение книги

История судьбы простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла все: родных и близких, дом и само детство. Наравне со взрослыми солдатами он преодолевал тяготы и опасности, помогая приблизить Великую Победу.

Вопросы:

Как звали главного героя?

О каком событии идёт речь в книге?

Что случилось с родителями главного героя?

Кто помогал главному герою?

С кем жил в палатке главный герой?

Какое прозвище дали главному герою?

Куда хотели отвезти главного героя?

Попадал ли в плен главный герой?

Какие впечатление остались о книге и какие выводы вы сделали?

Какой герой вам больше всего понравился?


 

Приложение 11


День спорта.

Цель: привлечение учащихся к занятиям физической культурой

Планируемый результат:

· Пропаганда к здоровому образу жизни;

· Развитие у детей интереса к физическим упражнениям.

· Формирование у детей чувство коллективизма.

· Воспитание настойчивости, упорства, чувства товарищества, умение побеждать и проигрывать.

Ход работы

Этап «Поступки»

Инвентарь: доска, магниты, заготовки слов «Мораль», «Право», секундомер.

Содержание: команде выдается конверт, в котором находятся поступки. Задача класса правильно расположить на доске поступки. Те, которые нарушают нормы морали, располагаем под словом «Мораль», а поступки, которые нарушают нормы права под словом «Право».

Этап «Полигон»

Инвентарь: 30 различных предметов мусора; лента ограничитель с высокими конусами; 3 корзины; 3 повязки на глаза; секундомер.

Содержание: команда становится по периметру, три игрока с завязанными глазами и с корзинами в руках, становятся в центр, 30 различных предметов (банки, коробки, бутылки, бумага) разбросаны по площадке. Задача команды: по сигналу руководителя начинают направлять своих игроков голосом для сбора мусора.

Этап «Родник»

Инвентарь: 4 больших ведра; 4 маленьких ведра; 4 одноразовых ложки; один мерный стакан; секундомер.

Содержание: команда выстраивается в 4 колонны возле ведер с водой, первым участникам выдается одноразовая ложка. На расстоянии 5 м. напротив каждой колонны ставим маленькие ведра, для сбора принесенной воды. По сигналу руководителя первые участники каждой колонны набирают воду в ложку и переносят к стоящим напротив ведрам, и бегом возвращаются, и передают ложку следующему участнику, и т.д. пока не закончится время (4 мин.). Затем руководитель сливает воду в мерный стакан.

Этап «Мазилка»

Инвентарь: большое покрывало; коробка; волейбольный мяч.

Содержание: команда становится по периметру покрывала, в центр покрывала кладется мяч, один участник с коробкой стоит с любой стороны от команды. По сигналу руководителя участники берутся за края покрывала и стараются подкинуть мяч так, чтобы он попал в коробку, а игрок с коробкой старается его поймать. Если мяч пойман, он возвращает его в центр покрывала.

Этап «Считалочка»

Инвентарь: готовые практические примеры, карандаш, бумага; секундомер.

Содержание: Отряд становится в круг. Судья объясняет, что нужно досчитать до тридцати, начиная с одного, но при этом игрок, которому выпадает число 3; число, делящееся на 3; или содержащее цифру 3, не имеет права называть это число, он должен вместо цифры говорить: «Вот ничего себе!».


 

Приложение 12


Вечер прощания.

Цель: создать эмоциональный настрой на отъезд. Показать значимость каждого ребенка в жизни, сгладить эмоциональное состояние в отряде, связанное с отъездом детей из лагеря.

Планируемый результат:

Развитие коммуникативных качеств

Ход работы

Вводное слово вожатого. Пожелания отряду.

Подарок «Портрет» - ребятам заранее дается задание нарисовать чей-то портрет. Мы дарим портреты, в знак дружбы, при этом говорим что нам нравится в этом человеке, каким он показал себя в этой смене. Выберите те качества, которые ему нужно будет пересмотреть, а может изменить.

Исполнение песен в кругу.

«Фото на память». Заранее готовятся мини-кадры и нарисованные фотографии. На них написаны моменты совместной жизни в отряде

Таким образом, ребята вспоминают жизнь в лагере с помощью «вспоминалок».

«Письма ребятам, которые приедут в следующую смену». Ребята пишут пожелания детям новой смены с пожеланиями, напутствиями, мечтами.

«Роза и Камень». Надо было отдать розу тому, кому хочешь сказать спасибо, отмечая положительные черты характера, поступки, и ему же камень с указанием того, что этому человеку надо изменить в себе.

Прощальные сюрприз в подарок детям.

«25 кадров» - Стоп! Снято! Из 25 кадров детей, которые они нарисовали, на итоговом сборе, на ватмане складывается единый «25 кадр». А на обратной стороне каждый отъезжающий оставит слова памяти.

«Письмо» Раздаём письма адресованные ребятам от вожатых, которые они смогут открыть только уже по дороге домой или дома, сердечки с пожеланиями.

Отрядная песня.

«Добрые ладошки». Из листа бумаги А4 вырезается ладошка для каждого ребенка. Все члены отряда под красивую музыку, сидя в одной комнате, пишут друг другу адреса и пожелания. Можно так же сделать прощальный забор, где все ребята в любое время будут подходить, и оставлять свои пожелания, впечатления, рисунки и адреса.

Игры

"У меня появился друг"

Все садятся в круг. Первый человек говорит: "У меня появился друг..." далее описываются его внутренние качества (отзывчивый, добрый, активный, чудоковатый и т.д.) Остальные должны понять о ком идёт речь. Если возникли затруднения, описывается внешность человека. Когда ребята угадывают о ком идёт речь - право голоса передаётся ему. И т.д.

"Церемония свечей".

Все материалы (свечи, подсвечники, ленточки, картинки) готовятся заранее. Выберите N человек или N пар (по количеству свечей). Одна свеча, самая длинная, должна быть для ведущего церемонии (N+1 свеча). Каждому человеку (паре) раздайте листочки с их частью легенды или прощального рассказа и свечи. После того как они читают то, что у них написано на листочках, нужно зажечь их свечу от свечи ведущего. После того, как все свечи зажжены, нужно сделать круг, взяться за руки. На этом церемония заканчивается.

"Ленточки на память".

В конце заключительного вечера раздать ленточки всем присутствующим по 7 штук каждому. Скажите детям, что они могут подойти к любому человеку и в знак признательности повязать ему на руку одну ленточку, а также сказать теплые слова, поблагодарить, а может и обменяться адресами!


 

Приложение 13

Конспект виртуальной экскурсии

Конспект на тему: «День России»

Цель: Закреплять знания детей о Родине, её достопримечательностях.

Задачи:

Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, уважение к своему народу, его традициям.

Воспитывать бережное отношение к Родине, умение защитить её в любую минуту.

Оборудование: Карта мира, карта России, электронная доска, проектор, компьютер.

Провела: Стеблянко Елизавета Сергеевна

Ход экскурсии

Этапы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примечания
Вступительная часть Здравствуйте, ребята! Сегодня 12 июня, кто знает, какой праздник сегодня? Верно, сегодня день России. Посмотрите на карту мира, какое место по размеру территории занимает наша страна? Отлично ребята, наша страна занимает 1 место по размеру территории во всем мире. В нашей стране есть множество достопримечательностей, и сегодня мы с вами познакомимся с самими известными в нашей большой страны. Приветствуют. Отвечают на вопрос.   Отвечают на вопрос. Слайд 1    
Основная часть Первый город, в который мы отправимся культурная столица, как ее название? Санкт-Петербург. В пригороде Санкт-Петербурга есть музей-заповедник Петергоф. Он известен своим красивым парком, тремя каскадами и 150 фонтанами. Теперь мы отправляемся в столицу нашей страны. Это? Верно ребята. Столица России – Москва. В Москве находится Собор Василия Блаженного. Кто знает где расположен Собор? Он расположен в самом центре Москвы и является не только главным храмом Красной площади, но и символом всей России. Построен в 1555-1561 годах по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Собор представляет собой симметричный ансамбль из восьми церквей, окружающих центральную церковь.  Сейчас мы следуем к границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Как вы думаете, чем известно это место? Там находится высочайшая вершина Европы гора Эльбрус. Западная вершина Эльбруса возвышается над уровнем моря на 5642 метра, восточная – на 5621 метр. Эльбрус знаменит своими огромными ледниками, площадь которых составляет 144 кв. километра. Следующая остановка город Волгоград, где расположен Мамаев курган, и статуя Родины-Матери созданы в память о решающем сражении в ходе Великой Отечественной войны – Сталинградской битве. Последнее место, которое мы посетим сегодня Природный памятник "Столбы выветривания" расположен на территории Троицко-Печорского района Коми, в междуречье Ичотляги и Печоры. Высота столбов достигает 42 метров. А теперь вернемся в наш родной город. И вспомним достопримечательности нашего города. Как думаете, что является главной достопримечательностью Мурманска? Мемориал «Защитникам советского Заполярья» Грандиозный монумент в честь воинов, отдавших жизни за то, чтобы защитить от фашистов Заполярье во время ВОВ. Доминантой мемориальной композиции, торжественно открывшейся в октябре 1974 г. на сопке Зеленый мыс, является 35,5-метровое изваяние советского солдата. Даже с учетом того, что фигура полая, ее вес превышает 5 тыс. тонн. Величественный памятник установлен на 7-метровый постамент, с которого «Алеша» взирает на спасенный город. Памятник коту Семену. Что сделал кот Семен, что ему поставили памятник? Появлению в городе памятника коту, предшествовала фантастическая история. Животному, являющемуся реальным прототипом бронзового Семена, удалось совершить невозможное. Однажды, семья горожан, возвращавшаяся из отпуска, потеряла по дороге пушистого любимца, который, спустя некоторое время, самостоятельно пришел домой. Подобное случается довольно часто – скажете вы. Однако у истории есть один нюанс. Оставили кота в Москве, откуда он добрался до Мурманска, преодолев 2 тыс. км. На это четвероногому путешественнику понадобилось более шести лет. В 2013 г. Семена увековечили в скульптуре. Около колоритного памятника теперь с удовольствием фотографируются туристы.     Отвечают на вопрос.   Отвечают на вопрос.     Ребята отвечают.   Ребят высказывают свои предположения.   Ребята отвечают на вопрос.     Слайд 2     Слайд 3-4     Слайд 2   Слайд 5-6     Слайд 2 Слайд 7-8   Слайд 2   Слайд 9-11   Слайд 2 Слайд 12-13     Слайд 2   Слайд 14-15   Слайд 16-17    
Заключительная часть На этом наше путешествие заканчивается. Давайте ответим на вопросы: 1. Что является главным символом России? 2. Какой музей находиться в пригороде Санкт-Петербурга? 3. Какова площадь ледников Эльбруса? 4. Какова высота столбов Выветривания? 5. В честь чего создан Мамаев Курган и статуя Родины Матери? 6. Какова высота мемориала «Защитникам советского Заполярья»? 7. Сколько лет шел кот Семен? Молодцы ребята, мы с вами узнали много полезной информации.     Дети отвечают.  

 


Приложение 14

Конспект виртуальной экскурсии

Конспект на тему: «Что мы знаем о народах России?»

Цель: формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их столицах, национальных костюмах, традициях, праздниках;

Задачи:

- показать многонациональный характер населения России, раскрыть особенности национальностей;

- способствовать пониманию единства народов России;

- учить вступать в учебный диалог;

- воспитывать культуру поведения при работе в группах, парах;

- способствовать развитию связной речи, памяти, внимания.

Провела: Малина Кристина Олеговна

Ход экскурсии

Этапы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примечания
Мотивация и целеполагание. - Здравствуйте, ребята! - Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. - Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? - Как называется наша страна? - Как называется столица нашего государства? - Чем особенна наша страна? - Посмотрите на доску. На ней вы видите несколько государственных флагов и гербов. Мне нужна одна пара для того, чтобы выбрать среди этого количества флаг и герб Российской Федерации. - Остальные ребята оценят ваш выбор при помощи наших сигнальных жезлов (красный – не согласен, зеленый – согласен)    
Актуализация знаний и умений. - На прошлом уроке мы с вами также прослушали гимн Российской Федерации. Что такое гимн? - Я предлагаю вам еще раз послушать гимн нашей страны, а именно, припев. - Скажите, ребята, как вы понимаете слова в припеве «братских народов союз вековой»? - Верно, наша страна многонациональна, в ней проживают люди разных национальностей. - Что такое национальность? - Национальность - принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. - Какие национальности вы знаете? На прошлом уроке мы с вами их называли. - Что вы можете рассказать о них? - Как вы думаете, достаточны ли ваши знания о народах России? Знаете ли вы, на какой территории живет каждый из народов? Какие у них костюмы и национальные праздники? - Какую цель мы должны себе поставить на сегодняшнем уроке?    
  - На прошлом уроке мы с вами также прослушали гимн Российской Федерации. Что такое гимн? - Я предлагаю вам еще раз послушать гимн нашей страны, а именно, припев. - Скажите, ребята, как вы понимаете слова в припеве «братских народов союз вековой»? - Верно, наша страна многонациональна, в ней проживают люди разных национальностей. - Что такое национальность? - Национальность - принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. - Какие национальности вы знаете? На прошлом уроке мы с вами их называли. - Что вы можете рассказать о них? - Как вы думаете, достаточны ли ваши знания о народах России? Знаете ли вы, на какой территории живет каждый из народов? Какие у них костюмы и национальные праздники? - Какую цель мы должны себе поставить на сегодняшнем уроке?    
Освоение нового содержания и его применение. Физминутка Физминутка - Чтобы узнать лучше некоторые народы, проживающие на территории России, мы с вами сегодня на уроке отправимся на экскурсию, но не обычную, а виртуальную. И проходить наша экскурсия будет по всей территории нашей страны. Мы побываем в столицах некоторых народов, узнаем, какие обычаи им присущи, их праздники и национальные костюмы. - Посмотрите на экран, какая огромная наша страна! А это наше село Частоозерье, в котором мы живем. Отсюда мы и двинемся в путь.  - Чтобы наша экскурсия прошла быстро и весело, и чтобы мы могли посетить как можно больше столиц и районов некоторых народов, отправимся мы с вами по нашей стране вот на таком поезде. - Ну что отправляемся в путь? Едем, едем, долго едем, Очень длинен этот путь. Скоро до Москвы доедем, Там мы сможем отдохнуть.(руки согнуты в локтях, ходьба на месте) Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят.(руки сложены «как на парте», топают ногами в такт) Чу-чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз. Далеко-далеко ребят он повез. (бег на месте) - Ребята, посмотрите, мы приехали с вами в Москву! Как думаете, почему мы сюда приехали? Столицей какого народа считается Москва? (слайд 3) - Верно! Русские – самый многочисленный коренной народ, проживающий на территории России. В Российской Федерации проживает более 110 (почти 79% от всего населения страны) миллионов русских. (слайд 4) - Посмотрите, на русский народный костюм. (слайд 5) На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия. Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали. Основным отличием национального костюма была многосоставность/многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были яркими, радостными. В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов в отличие от праздничного. Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Стоит сказать о праздниках, которые на Руси составляли важную часть семейной и общественной жизни. На протяжении многих веков народ свято хранил и чтил свои традиции, которые передавались от одного поколения к другому. (слайд 6) - Какие русские народные праздники вы знаете? - Сейчас вам предстоит задача поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах! Слушать друг друга. Уметь договариваться. Не перебивать друг друга. Работать дружно. Уважать мнение других участников группы. Задание: на партах у вас лежат карточки с изображением русских праздников. Они все перемешались. Ваша задача распределить эти праздники на четыре группы, в зависимости от времени года, в котором проходит этот праздник. Летние: Иван Купала, Праздник Петра и Февронии (день любви, семьи и верности); Зимние: Рождество, святки, крещение, масленица; Весенние: Вербное воскресенье, Пасха; Осенние: Покров день. - Чья группа справится первой, подает знак «дружеское пожатие». Затем мы проверим ваши работы при помощи жезлов «согласен – не согласен». Информация для учителя. Рождество. Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. Отмечается 7 января не только на церковном, но и на государственном уровне. Один из самых древних праздников, дошедших до наших дней. За минувшие века празднование Рождества обросло множеством традиций, обрядов и ритуалов. Во все времена на Рождество было принято дарить подарки. Святки. Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки также в эти дни принято было вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые — колядующие. Святки праздновались всеми, в них участвовали и стар и млад. Но в основе своей это был праздник молодежи — игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. Крещение. Заканчиваются Рождественские святки 19 января — Праздником Крещения или Богоявление Господне. В церквах в этот день освящают воду, которую называют крещенской и хранят как святыню целый год. А еще люди окунаются в прорубь, чтобы быть здоровыми весь год. Масленица -народный праздник, который известен своим раздольным весельем. В этот период, который длится целую неделю перед Великим постом, происходило прощание с зимой. На Масленицу ходили в гости и пекли блины, катались на санках и санях, сжигали чучело зимы, наряжались и устраивали застолья. Дата масленицы меняется каждый год в зависимости от даты проведения Пасхи. Чаще празднуется в конце зимы начале весны. Пасха - древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Покров день. С давних времён и по сей день в октябре, зачастую совпадая с выпадением первого снега, православными христианами празднуется Покров Пресвятой Богородицы. Некоторые традиции, связанные с этим праздником, сохранились до наших дней, но многие затерялись в веках. По современному календарю праздник выпадает на 14 октября. Этот день важен для верующих ещё с давних времён и по сей день, множество людей поют песни в знак своего почтения защитнице своей – Пресвятой Богородице. Иван Купала. Празднуется 7 июля. В день Иван Купалы все люди плели венки и накидки из цветов, водили хороводы, пели весёлые песни и жгли костры. Незамужние девушки днём плели различные венки из полевых цветов, чтобы вечером выпустить их на воду. И по сей день многие верят, что плывущий по воде венок покажет, где живёт будущий муж. Также ранее было принято обливать водой каждого встречного, чтобы помочь ему очистить душу. Считалось, что чем чаще мыться в этот день, тем проще будет избавиться от всех грехов. День любви, семьи и верности (день Петра и Февронии). 8 июля — православный праздник семьи и брака, день благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских, которые считаются покровителями супругов. В России в 2008 году был учрежден всероссийский праздник «День семьи, любви и верности», получивший официальный статус. В нашем селе Частоозерье есть памятник, посвященный Петру и Февронии, который установлен перед венчальной часовней за Рождественским храмом. Автором памятника является красноярский скульптор Виктор Мосиелев. Вербное воскресенье. Вербное воскресенье - праздник предшествующий Пасхе, отмечается христианами в шестое воскресенье Великого поста. Сопровождается продолжительной службой, а основная традиция в России — освещение веточек вербы. Веточки вербы — главный атрибут праздника. Православные хранят освящённые веточки вербы целый год. Есть традиция украшать ими иконы и красные углы. Многие хозяева, придя из церкви, первым делом сажали пару веточек у себя возле дома, и только потом занимались обрамлением икон.   - На самом деле, у русского народа очень много еще интересных праздников, о которых мы с вами поговорим в следующий раз. - А пока нам нужно дальше отправляться в путь! Наш поезд отправляется в Поволжье. И следующее место, в которое мы с вами приехали – это Республика Татарстан, центром которого является город Казань. Как думаете, почему? Какой народ здесь проживает? (слайд 12) - Татары являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Это особенный народ со своей яркой и удивительно древней историей, со своими традициями и культурными ценностями. (слайд 13) -Посмотрите на татарский костюм. (слайд 14) В татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом. Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани. - Какой самый знаменитый праздник татар? - Это праздник Сабантуй. Слово "сабантуй" происходит от слов "сабан" - плуг и "туй" - праздник. Отмечается он в июне в честь завершения весенних посевных работ. Это мероприятие является национальным и любимым, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые. Это праздник труда, здоровья, силы и ловкости. Он имеет свои обычаи, обряды, состоит обычно из различных состязаний, сопровождается многочисленными песнями и плясками. Татарский национальный праздник Сабантуй официально имеет статус государственного торжества, издаются указы и распоряжения о дате, месте его проведения, назначаются ответственные лица на всех уровнях власти, продумывается сценарий, оформление праздника. На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. (слайд 15) - Давайте и мы с вами немного повеселимся и отдохнем под музыку. Музыкальная физминутка «Три хлопка». - Едем дальше! Наш поезд направляется в Республику Бурятию. Какой народ там проживает? (слайд 16) - Столицей бурятов считается Республика Бурятия (центром которой является г.Улан-Удэ), потому что большая часть проживает именно здесь. Как и у других народов у бурятов есть свой национальный костюм, традиционные праздники и обряды. (слайд 17) Посмотрите на фотографию, на которой запечатлен бурятский национальный праздник Сурхарбан. Он проводится в первое воскресенье июля после окончания сельскохозяйственных работ. Мужчины соревнуются в стрельбе из лука, скачках и борьбе. (слайд 18) - Поработаем в парах. Для этого откройте Приложение рабочей тетради на странице 59. Вы видите представителей некоторых народов России. Вам необходимо посоветоваться с соседом по парте и выбрать только представителей двух народов: татар и бурятов. Затем выстричь их и вклеить в нужные окошки на странице 5 рабочей тетради. Перед началом работы давайте вспомним правила работы в парах: Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Если не понял, переспроси. Свое несогласие высказывай вежливо. - Поработали хорошо! Отправляемся дальше! Из республики Бурятии наш поезд направляется на Кавказ в Республику Северная Осетия (слайд 19), потому что здесь проживают осетины. (слайд 20) Их дома – это побеленные хаты или мазанки. А иногда стены дома складываются из камней без цемента. Главная часть дома – это большая комната – кухня. (слайд 21) Целый день здесь идет стряпня, потому что у осетин нет определенного времени для еды. И члены семьи едят не вместе, а сначала старшие, затем младшие. Основные занятия осетин, где есть пастбища – это скотоводство и земледелие. - Двигаемся дальше на крайний Север, а именно, в Чукотский Автономный Округ (слайд 22), ведь здесь проживает такой народ как чукчи. Название говорит само за себя «чаучу» - богатый оленями. Люди, занимающиеся оленями, так себя и называют. Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются, как только закончился олений корм. Летом они спускаются поближе к морю. Национальная чукотская одежда – это удобное и теплое одеяние. (слайд 23) Мужчины носят двойную меховую рубаху, двойные меховые штаны, также меховые чулки и сапоги из идентичного материала. Мужская шапка чем-то напоминает женский капор. Женская одежда также состоит из двух слоев, только штаны и верхняя часть сшиты между собой. А летом чукчи одеваются в более легкие одежды – балахоны из оленей замши и других ярких тканей. На этих нарядах зачастую встречается красивая обрядовая вышивка. Маленьких деток, новорожденных одевают в мешок, сшитый из оленей шкуры, в котором есть прорези для рук и ног. Основной и ежедневной пищей чукчей является мясо. Конечно, нельзя не сказать о празднике оленя, который назывался Кильвэй. (слайд 24) Он устраивался в весенний период. Все начиналось с того, что оленей пригоняли к людским жилищам, ярангам, а женщины в это время разжигали костер. Причем огонь нужно было добыть, как и много веков назад – трением. Чукчи встречали оленей восторженными криками, песнями и выстрелами для того, чтобы отогнать от них злых духов. - Откройте учебники на странице 12, посмотрите на рисунки, на которых изображены представители некоторых народов. Какие народы мы с вами еще не знаем? Евреи Карелы Башкиры - Ребята, на самом деле в России проживает еще очень много разных народов: буряты, евреи, карелы, калмыки, коми и другие. - Помимо различий во внешности, одежде, традициях и обычаях, народы отличаются еще и религией. Из многих религий в нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм. - Как вы думаете, но что связывает все народы России друг с другом? - Прочитайте вывод, написанный жирным шрифтом на 13 странице учебника.     (слайд 1)     (слайд 2)     (слайд 7)     (слайд 8,9,10,11)
Выводы и обобщения. -Этот вывод я хотела бы еще дополнить строчками из стихотворения Владимира Степанова:    Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина - Россия, У нас у всех одна. (слайд 25)      
Контроль и оценка достижений. - Давайте вспомним еще раз, о каких народах России мы сегодня говорили на уроке и в каких столицах побывали. Для этого посмотрите на экран, на котором изображена территория нашей страны. Ваша задача - распределить народы, стоящие внизу по их столицам проживания. (слайд 26)    
Рефлексия - Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? - Давайте оценим свою работу на уроке при помощи нашего «светофора». - Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились!      

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: