Пояснительная записка
Лето – лучшая и незабываемая пора для развития и совершенствования возможностей ребенка. Создания у детей новых социальных связей, удовлетворение индивидуальных интересов. Этот период дает детям возможность провести с пользой свободное время. Такие возможности детям предоставляют детские оздоровительные лагеря.
Летний лагерь с дневным пребыванием детей выполняет различные функции по предоставлению полноценного и правильно организованного отдыха и нужен чтобы создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Организованная деятельность детей в летний период дает возможность сделать педагогический процесс непрерывный в течение всего года.
Актуальность программы заключается в необходимости воспитания в детях чувства патриотизма. В связи с празднованием 75-летия со дня победы России в Отечественной войне 1941 года указом Президента Российской Федерации 2020 год был объявлен Годом Российской Годом памяти и славы в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне. В настоящее время проблема патриотического воспитания подрастающего поколения как никогда востребована в связи с потерей духовных ценностей, утратой патриотического сознания.
Пришкольная летняя оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей создается на базе общеобразовательного учреждения для реализации оздоровительной работы с учащимися школы в летний период. Для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 45». В нем отдыхают учащиеся начального и среднего звена.
Таким образом, перед нами поставлена задача целенаправленного осуществления патриотического воспитания обучающихся в условиях летнего пришкольного лагеря.
Цель программы:
Создать благоприятные условия для оздоровительного и познавательного досуга детей, направленного на воспитание патриотизма к своей стране, укрепление здоровья и формирования здорового образа жизни.
Задачи программы:
1. Развивать интерес к познанию культурно-исторических ценностей.
2. Привлекать детей к сохранению и приумножению ценностей, накопленных поколением.
3. Поддерживать здоровый образ жизни
4. Воспитывать патриотизм.
5. Развивать коммуникативные навыки, чувство коллективизма.
Возраст детей на которых направлена программ 9-11 лет. Группа состоит из трех возрастов это связано с тем, что в отряде присутствую обучающиеся 3-4 классов.
Состав отряда 25-30 человек.
Прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения.
Срок реализации программы: 14 дней
Направление программы: Культурно-историческое; физкультурно-спортивное; патриотическое.
Нормативное правовое обеспечение программы
· Конвенция о правах ребенка. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
· Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
· Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
· Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
· Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;
· Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» от 13.07.2001 № 2688
· СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
Принципы реализации программы
1. Принцип гуманности: данный принцип признает личность ребёнка высшей ценностью воспитания, внушение каждому воспитаннику сознания собственной индивидуальности.
2. Принцип индивидуализации воспитания: принцип требует учёта индивидуальных возможностей каждого ребёнка при включении его в разные виды деятельности, раскрытие потенциала личности, предоставление возможности каждому для самореализации, самораскрытия.
3. Принцип сотрудничества: предполагает нахождение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
4. Принцип мотивации: деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
5. Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
6. Принцип творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Механизм реализации программы
Программа реализуется посредствам применения групповых, индивидуальных, коллективных форм работы. Осуществляется с использованием: конкурсов, игр, соревнований, праздников, экскурсий, походов, анкетирования.
Для успешной реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
· спортивные площадки школы,
· актовый зал для проведения культурно-массовых мероприятий;
· помещения для занятий творческих объединений;
· материалы для оформления и творчества;
· наличие канцелярских принадлежностей;
· настольные игры, спортивный инвентарь, детские игрушки;
· музыкальная аппаратура, видеотехника;
· призы, грамоты для стимулирования.
Методическое обеспечение программы:
· наличие программы лагеря, план мероприятий;
· должностные инструкции;
· подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
· разработка системы отслеживания результатов и подведение итогов
Этапы организации
1. Адаптационно-организационный период
· разработка программы;
· подготовка к деятельности по реализации программы;
· подготовка методических материалов;
· комплектование отрядов;
· планирование отрядных мероприятий, кружковой работы;
· организация прибытия детей в лагерь, знакомство детей с лагерем;
· оформление отрядных мест;
· презентация кружков;
· формирование законов и условий совместной работы;
· выявление и постановка целей развития коллектива и личности (вводное анкетирование участников смены);
· праздник открытия смены.
2. Основной период
· реализация ведущих направлений программы;
· коллективно-творческая деятельность детей и взрослых по подготовке и проведению отрядных и общелагерных мероприятий;
· занятия в кружках, объединениях по интересам и спортивных секциях;
· формирование детского коллектива и развития в нём самоуправления;
· укрепление здоровья детей;
· саморазвитие и самореализация детей;
· рефлексия, проведение диагностики, коррекция планов, форм, методов работы;
· подведение промежуточных итогов по видам деятельности.
3. Итоговый период
· подведение итогов смены, награждение ребёнка за участие в жизни отряда;
· обработка и оформление материалов смены (газет-молний, информационных стендов по итогам смены);
· итоговое анкетирование участников смены;
· праздник закрытия смены;
· социально-педагогический анализ результатов по проведению профильной смены.
Краткое описание основных мероприятий смены
Знакомство
Цель: познакомиться с детьми, познакомить их между собой
Планируемый результат:
Знакомство детей по именам
Возможность выявить лидера
Создание доброжелательной атмосферы
Количество человек: 25-30 человек
Временной формат: 60-65 минут
Место проведения: МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 45»
Поход
Цель: организация активного отдыха детей, расширение знаний о достопримечательностях родного края.
Планируемый результат:
Ознакомление с памятниками находящимися около Семеновского озера
Развитие выносливости, целеустремленности.
Количество человек: 25-30 человек
Временной формат: 90-120 минут
Место проведения: Семеновское озеро
Подвижные игры
Цель: разнообразить досуг детей играми и состязаниями, привлечь их к более активному отдыху.
Планируемый результат:
Укрепление здоровье детей во время проведения игр;
Выявить индивидуальные возможности детей;
Приучить детей в игровой форме к здоровому образу жизни;
Количество человек: 25-30 человек
Временной формат: 45 -50 минут
Место проведения: МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 45»
Экскурсия в музей школы
Цель: расширение общего кругозора и воспитание культуры музейного зрителя
Планируемый результат:
Ознакомить учащихся с экспозициями школьного музея;
Воспитание патриотизма, любви и уважения к школе;
Количество человек: 25-30 человек
Временной формат: 40-45 минут
Место проведения: МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 45»
День России
Цель: популяризация государственных символов РФ
Планируемый результат:
Развитие коммуникативных качеств
Способствовать развитию чувства патриотизма и гордости за свою страну
Количество человек: 25-30
Временной формат: 40-45 минут
Место проведения: МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 45»
Обсуждение фильма Баллада о солдате
Цель: развитие патриотизма, гражданственности
Планируемый результат:
Формирование развитие патриотизма через вовлечение в практическую деятельность
Количество человек: 25-30
Временной формат: 115-120 минут
Место проведения: МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 45»
Конкурс талантов
Цель: способствовать разностороннему развитию творческих способностей у детей.
Планируемый результат:
Развитие творческого мышления
Расширение кругозора, общий интеллектуальный уровень
Количество человек: 25-30
Временной формат: 45-60 минут
Место проведения: МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 45»
День экологии
Цель: расширить знания о окружающем мире
Планируемый результат:
Очистка территории от мусора
Бережное отношение к природе
Количество человек: 25-30 человек
Временной формат:
Место проведения: МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 45»
Экскурсия в художественный музей
Цель: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
Планируемый результат:
Различать жанры изобразительного искусства;
Ознакомление с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
Развивать художественного вкуса, способность видеть и понимать прекрасное.
Количество человек: 25-30
Временной формат: 90-95 минут
Место проведения: Мурманский областной художественный музей:
г.Мурманск, ул.Коминтерна, д.13
Обсуждение книги
Цель: Узнать о подвигах воинов Великой Отечественной войны.
Планируемый результат:
Расширение представления детей о ВОВ, ее героях.
Возникновения интереса к чтению книг.
Сохранение исторической памяти
Количество человек: 25-30 человек
Временной формат: 60-65 минут
Место проведения: МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 45»
День спорта
Цель: привлечение учащихся к занятиям физической культурой
Планируемый результат:
Пропаганда к здоровому образу жизни;
Развитие у детей интереса к физическим упражнениям.
Формирование у детей чувство коллективизма.
Воспитание настойчивости, упорства, чувства товарищества, умение побеждать и проигрывать.
Количество человек: 25-30 человек
Временной формат: 40-45 минут
Место проведения: МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 45»
Вечер прощания
Цель: создать эмоциональный настрой на отъезд. Показать значимость каждого ребенка в жизни лагеря.
Планируемый результат:
Развитие коммуникативных качеств
Количество человек: 25-30
Временной формат:
Место проведения: МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 45»
Распорядок дня
Время | Содержание работы |
8.30 – 9.00 | Сбор детей |
9:00 – 9:30 | Линейка, зарядка |
9:30 – 10:00 | Завтрак |
10:00 – 12:30 | Основное мероприятие первой половины дня |
12:30 – 13:00 | Обед |
13:00 – 14:30 | Занятия по интересам, отрядные дела |
14:30 – 15:00 | Заключительная линейка, уход домой |
Таблица 1
План сетка
8 июня | 9 июня | 10 июня | 11 июня | 12 июня | 13 июня |
Остров знакомства Инструктаж ТБ Знакомство ребят. Формирование отрядов. Оформление отрядных мест. Анкетирование Праздник открытия смены. | Остров путешествия Инструктаж ТБ Поход к Семеновскому озеру | Остров игр Соревнования в подвижных играх | Остров артефактов Экскурсия в музей школы | Остров России Проведение праздника Дня России | Остров кинофильмов Просмотр фильма Баллада о солдате Обсуждение фильма Подготовка к конкурсу талантов |
15 июня | 16 июня | 17 июня | 18 июня | 19 июня | 20 июня |
Остров талантов Подготовка к конкурсу талантов Конкурс талантов | Остров чистоты Викторина по экологии Уборка пришкольной территории | Остров творчества Инструктаж ТБ Экскурсия в Художественный музей. Рисунки на асфальте | Остров чтения Чтение книги «Сын полка» Беседа по книге. | Остров спорта Проведение соревнований | Остров прощания Проведение прощальных игр |
22 июня | |||||
Итоговая конференция; презентация программы. |
Таблица 2