Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 70 |
в том числе: | |
лабораторные занятия - | Не предусмотрено |
практические занятия - | 30 |
контрольные работы - | Не предусмотрено |
Индивидуальный проект (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 31 |
в том числе: | |
подготовка к практическим занятиям - | 10 |
внеаудиторная самостоятельная работа (подготовка к индивидуальным проектам, рефератам) - | 21 |
Консультации | 4 |
Промежуточная аттестация в форме | Дифференцированного зачёта |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение – 2 часа.
Содержание учебного материала:
Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность».
Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности – современная концепция безопасного типа поведения личности.
|
|
Раздел 1. «Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья» – 16 часов.
Тема 1.1. «Здоровье и здоровый образ жизни» – 2 часа.
Содержание учебного материала:
Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Тема 1.2. «Факторы, способствующие укреплению здоровья» – 4 часа.
Содержание учебного материала:
Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.
Практические работы – 2 часа:
Биологический режим в жизни человека.
Рациональное питание: необходимость, виды и роль.
Тема 1.3. «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» – 2 часа.
Содержание учебного материала:
Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера, как источник негативных факторов.
Самостоятельная работа обучающихся – 4 часа:
Организация защиты населения Кировской области от влияния неблагоприятной окружающей среды.
Тема 1.4. «Вредные привычки» – 2 часа.
Содержание учебного материала:
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижений умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся – 4 часа:
Подготовка индивидуальных проектов.
Тема 1.5. «Правила и безопасность дорожного движения» – 2 часа.
Содержание учебного материала:
Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
Практические работы – 2 часа:
Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
Тема 1.6. «Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества» – 2 часа.
Содержание учебного материала:
Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. ЗОЖ – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.
Тема 1.7. «Правовые основы взаимоотношения полов» – 2 часа.
Содержание учебного материала:
Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в РФ. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».
Раздел 2. «Государственная система обеспечения безопасности населения» – 16 часов.
Тема 2.1. «Общие понятия и классификация ЧС природного и техногенного характера. Характеристика ЧС природного и техногенного характера» – 2 часа.
Содержание учебного материала:
Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС, согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
Практические работы – 2 часа:
Отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии.
Тема 2.2. «Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС» – 2 часа.
Содержание учебного материала:
История создания РСЧС, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от ЧС.
Практические работы – 2 часа:
Отработка моделей поведения в ЧС на транспорте.
Тема 2.3. «Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны» – 2 часа.
Содержание учебного материала:
Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование ЧС.
Тема 2.4. «Современные средства поражения и их поражающие факторы» – 2 часа.
Содержание учебного материала:
Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях ЧС.
Практические работы – 2 часа:
Использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.
Самостоятельная работа обучающихся – 4 часа:
Подготовка индивидуальных проектов.
Тема 2.5. «Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС ситуаций мирного и военного времени» – 2 часа.
Содержание учебного материала:
Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.