Почитание священных предметов

Писание сообщает нам, что все непосредственно ис­пользуемое в служении Господу неотлично от Него и является непосредственным распространением Из­начального Санкаршаны, Господа Баладевы.

Памятуя об этом, следует воздавать должное тому, что свято. Книги, джапа-малу, караталы и прочее нельзя поме­щать на пол или куда-нибудь в нечистое место. Пе­релистывая страницы любой священной книги или журнала, нельзя смачивать пальцы слюной. Никогда не следует касаться священных предметов ногами. Если по случайности такой предмет упал на пол или коснулся чьей-то ступни, нужно с почтением прикос­нуться им к своему лбу и поместить его в почетное место. Священные предметы нельзя брать с собой в ту­алет или ванную комнату, изображения Гуру и Криш­ны нужно хранить в почитаемых и подходящих для этого местах. К любым формам или символам важно относиться с соответствующим почтением и благого­ вением, не давая их для игры детям, не храня их в ненадлежащих местах (например, в помещениях для обуви или подобных), не выставляя их на волю погоды и природных стихий.

Почитание маха-прасада Божеств (нирмалья)

Все, что было предложено Храмовым Божествам, из­вестно под названием «Нирмалья Маха-прасадам». Среди предлагаемого Божествам могут быть цветы, гирлянды, чандана (сандаловая паста), листья и ман­джари Туласи, светильник на масле гхи и чаранамри­та (вода от омовения Божеств).

Все это храмовый священник может предлагать присутствующим преданным, и всему этому следует оказывать соответствующее уважение.

1. Преданные вдыхают аромат цветов и гир­лянд, носят их на себе и касаются ими своей го­ловы. Можно, также, вдыхать аромат гирлянды туласи и прикасаться ею к своей голове, но на себя ее преданные не одевают. Гирлянды, со­держащие туласи, можно предлагать только Го­споду Кришне или Божествам Вишну-таттвы. Прасадам в виде цветов и гирлянд следует остав­лять водам рек или океана, но никогда не выбра­сывать их вместе с мусором (и ни в каком виде с прасадом не следует обращаться как с отходами или мусором).

2. Листья и манджари туласи, предложенные Го­споду, должны с великим почтением сохраняться и вкушаться преданными. Прасад туласи не сле­дует давать гостям и другим людям, которые, по неведению, могут выбросить его или выплюнуть изо рта. Преданному нельзя использовать Туласи в качестве лекарства, косметических средств или в иных прикладных целях, и преданные, как пра­вило, избегают индийской продукции, содержащей

Туласи, такой как зубная паста, травяные чаи и тому подобное (часто в перечне ингредиентов она указывается как «sacred basil», «базилик священ­ный»). Непредложенное Господу туласи не вкуша­ется преданными и не предлагается другим богам и богиням. туласи предлагают исключительно Бо­жествам Вишну-таттвы.

3. Чаранамрита. «Хари-бхакти-виласа» сообщает, что питье воды, омывавшей священный образ Го­спода, способно устранять последствия миллио­нов грехов, в том числе и убийство других живых существ. Согласно Падма Пуране всякий, почита­ющий чаранамриту Господа, становится достоин пребывания на Вайкунтхе (в духовном мире) – пусть даже такой человек никогда не подавал ми­лостыню, не участвовал в религиозных таинствах, не изучал Веды и не поклонялся Господу.

Чаранамриту следует получать от священника в храме (или, в отсутствие священника, от друго­го преданного), переливающего ее, в объеме при­мерно ложки, в сложенную «чашечкой» ладонь правой руки. Преданные выпивают ее и наносят оставшееся в ладони себе на голову. Левая рука поддерживает правую руку, находясь поперек нее, чтобы из руки не протекло и не пропало ни капли жидкости – и этот же способ поддерживания руки используется при приеме цветов, Туласи или ино­го прасада, раздаваемого непосредственно в руки преданным.

4. Светильник с маслом гхи. Во время арати пре­данным могут предлагать масляный светильник, заправленный гхи. Преданному, который подносит прасад -светильник, следует сначала предложить его старшим преданным (начиная с санньяси). Впро­чем, преданным не нужно ощущать обиды, если их пропустили. При поднесении светильника следует на краткое время коснуться пламени обеими рука­ми, а затем прикоснуться ими к области лба, с по­ ниманием получения в этот момент благословения светом (внутренним озарением) от Господа.

 

Киртан

Киртан всегда возглавляется достойным преданным, получившим посвящение и правильно, должным об­разом следующий пути преданности. Ведущего кир­тана обычно назначает на подобное руководство гуру или его представитель в храме.

Подобным же образом и преданным, играющим на мриданге (барабане) и караталах (ручных цимба­лах) важно понимать, как правильно играть на этих инструментах, и каким образом поддерживать ритм и следовать за преданным, ведущим Киртан. Играющим на мриданге нужно внимательно следить за ведущим Киртана, понимая, когда нужно ускорить темп, изме­нить характер ритма или замедлить его, подводя кир­тан к его завершению.

Преданным можно петь только надлежаще уста­новленные киртаны, с правильными мелодией и раз­мером, соответствующие времени дня.

 

В Шри Чайтанья Сарасват Матхе используются только мриданга и караталы. Такое правило уста­новил Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур, и ему следовали Шрила Шридхар Махарадж и Шри­ла Говинда Махарадж. Никакие другие музыкальные инструменты не разрешены (например, фисгармо­ния).

 

Киртан должен быть не только громким, но и, всег­да, приятным на слух, мелодичным. Не следует заглу­шать музыкальными инструментами пение преданно­го, который ведет киртан.

 

Насколько возможно, преданным лучше сочетать киртан с танцем. Это делается не напоказ, но ради ублаготворения Господа. Обычно преданные качаю­щимися движениями переступают в танце из стороны в сторону, помещая одну ногу впереди и в сторону от другой, а затем повторяя другой ногой то же движе­ ние. Сохраняя молитвенное настроение, преданные прихлопывают в ладони или танцуют, подняв или сложив ладони.

 

Танец преданного не должен представлять собой опасность или неудобство для окружающих. Нужно избегать внешних проявлений «экстаза», «обмороков», рыданий или громких вскрикиваний, так же как и других признаков «транса». Шрила Говинда Махарадж советует нам всегда владеть нашими эмоциями, если мы хотим достичь подлинной преданности.

Мужчинам и женщинам не следует танцевать вме­сте (смешиваясь в танце).

                       Поклонение и служение прасаду

1. Почитание прасада.

Нам следует всегда помнить о том, что сло­во прасад означает «милость Господа». Предан­ные не «едят» в смысле простого поглощения пищи: нет – преданные почитают прасад Кришны. Сказано, что продукты питания, с преданностью приготовленные и предложенные Господу, пре­образуются из обычной мирской пищи в особое милостивое проявление Господа (прасадам). Пра­вильное почитание прасада есть такая же часть нашей духовной практики, как и любая другая. В действительности, все ачарьи нашей учительской преемственности согласны в том, что прасад – это полное решение проблемы мирского существова­ния. Поддерживая жизнь исключительно остатка­ми трапезы Господа, мы сможем преодолеть иллю­зию, которая нас окружает.

Почитая прасад, человеку нужно быть чистым: пе­ред едой следует совершать омовение. Если, по обтоятельствам, преданному неудобно принять полное омовение, необходимо, по крайней мере, вымыть руки, рот и, если возможно, стопы. Шик ха преданного должна быть завязана, голова непо­крыта, ноги – без обуви.

При вкушении прасада важно быть аккуратным и точным, приходя к трапезе, когда зовут. Нельзя заставлять прасад ожидать нас – это может быть оскорбительным (если только человек не исполня­ет особые обязанности, которые не позволяют ему почтить прасад в надлежащее время).

Следует почитать прасад в чистом и подходящем для этого месте.

Можно сидеть, скрестив ноги на полу (на неболь­шой асане) или за столом. При почитании прасада не следует протягивать ноги и нельзя пристраи­вать тарелку себе на колено.

При всех обстоятельствах важно получать прасад от преданного – это помогает нам помнить, что прасад это не «пища», а милость. Нам не следует набирать прасад самим – лучше попросить предан­ного милостиво дать его нам.

Прежде чем начать «вкушение», нужно выразить уважение прасаду, прочитав соответствующие мо­литвы (см. раздел 15).

При почитании прасада не следует подниматься на ноги. Если нам потребуется что-нибудь, нам лучше попросить об этом преданных, раздающих прасад.

Следует почитать прасад, используя только пра­вую руку. С некоторым опытом приходит умение разламывать хлеб – например, чапати и пури – пользуясь только правой рукой. Не следует раз­рывать зубами или ломать левой рукой хлеб или что-то иное. Если поначалу это покажется неудоб­ным, можно тренироваться в этом навыке, сидя, во время прасада, на левой руке; тем самым пре­данный постепенно отвыкает пользоваться ей при трапезе.

­ При вкушении пищи рекомендуется брать еду пальцами правой руки, поскольку, благодаря осяза­тельным ощущениям, это стимулирует пищевание. Если же человек не может есть пальцами, (возмож­но, для непривыкших к такому обычаю это кажет­ся чем-то неприличным или неудобным, особенно при вкушении жидких блюд), вполне допустимо использовать ложку. Следует брать ровно столько прасада, сколько человек сможет с комфортом для себя почтить. Не следует переедать или выбрасы­вать прасад.

Если человек не желает того или иного кушанья, или уже съел достаточно, можно показать это раз­дающим прасад, поместив правую руку на несколь­ко сантиметров выше тарелки, ладонью вниз, и раскрыв пальцы, давая знак не класть прасад на тарелку.

При почитании прасада не следует без необходимо­сти вести речь на мирские, недуховные темы.

По окончании еды преданные остаются сидеть, пока не поднимутся старшие из присутствующих преданных. В ином случае можно попросить разре­шения покинуть старших.

Завершив прием прасада, следует омыть руки и прополоскать рот.

Затем то место, где «вкушали прасад», следует как следует очистить с использованием воды.

2. Раздача прасада.

Раздача прасада является важным служением и требует надлежащей культуры и опыта. Как и при любом служении, раздавать прасад можно правиль­но и неправильно. Нам следует учиться с великим вниманием и заботой раздавать прасад вайшнавам.

В идеальном случае прасад раздают преданные, получившие посвящение, но на больших фестива­ лях к этому служению можно привлекать других, если они чистоплотны и соответствующе одеты. Подходящая одежда при этом – дхоти и сари.

Не следует участвовать в раздаче прасада предан­ному, который нечист, испытывает чрезмерный го­лод, беспокоится, что ему самому не хватит пра­сада, или же ощущает гнев или иное умственное беспокойство.

Природе преданности противоречит желание за­пасти для себя тарелки с прасадом до его раздачи другим. Прежде всего следует послужить другим вайшнавам, а когда они полностью удовлетво­рены, можно самому радостно вкушать то, что осталось. Важно развить в себе такое отношение: «Если все будет роздано и ничего не останется, я могу поститься, если такова воля Кришны». В ином случае преданный может сесть и с радо­стью почитать прасад, предоставив другим разда­чу прасада.

Повару нужно позаботиться, чтобы приготовлен­ного прасада хватило каждому. Если прасад иссяк, то повару следует, в радостном расположении духа, вновь приготовить прасад, сколько потребу­ется.

В ожидании раздачи прасада преданным лучше сидеть на асанах. Если возможно, лучше избегать построения преданных в очередь с тарелками в ру­ках, как это делается в кафе.

Прасад не следует раздавать прямо из кухонной ут­вари; прежде необходимо переложить его в специ­альную посуду для раздачи (ведра из нержавеющей стали идеально подходят для этого).

На больших собраниях, какие бывают во дни боль­ших праздников, за раздачей прасада следует по­следить опытному преданному. Ему или ей нуж­но наблюдать за раздающими, при необходимости приходя им на помощь.

Горячие кушанья следует подавать горячими, и все блюда раздавать в нужном порядке и в должное время.

Следует обратить внимание, чтобы посуда или контейнеры для раздачи не прикасались к рукам и тарелкам преданных. Нельзя брать в руку стакан или миску преданного, когда накладываешь туда прасад; если же важно, чтобы стакан или миска были неподвижны, попросите помочь в этом чело­века, которому вы даете прасад, но будьте осторож­ны, чтобы не пролить горячий прасад ему на руку.

Если кто-нибудь заденет посудой, используемой в раздаче, чью-то тарелку или самого человека, раздающему нужно немедленно вымыть посуду и руки, прежде чем продолжать раздачу этого куша­нья.

Прасад внимательно накладывают на свободное место тарелки, следя за тем, чтобы в ней не смеша­лись острые и сладкие кушанья.

Не следует раздавать прасад непосредственно ко­му-нибудь в руки. (Это правило не относится к раздаче частиц маха-прасада, проводимой в другое время).

Каждому преданному, раздающему прасад, следу­ет знать, что представляет собой раздаваемое им блюдо – они должны знать, к примеру, является ли оно горячим и острым, пряным или сладким, под­ходит ли оно для детей, каковы его главные ингре­диенты, и прочее.

Раздачей должен руководить опытный преданный, который будет распределять рис, за ним следуют все прочие раздающие. Это особенно важно, когда прасад раздают более чем на одной площадке. Раз­дающих воду и небольшие закуски, предшествую­щие рису, нужно направлять в том порядке, в ка­ком будут обслуживаться эти площадки, и прасад должен раздаваться соответственно.

Прасад нужно раздавать быстро, спокойно и сла­женно.

Преданным важно изучить то искусство, коим является раздача прасада. Обычный порядок,

в котором раздаются блюда – следующий: – Вода

– Все горьковатые блюда, такие как шукта (для возбуждения аппетита в начале трапезы) или шак, или любые салаты.

– Рис – Дал

– Острые блюда, такие как пакоры, самосы, алу бхаджа и подобные.

– Овощные блюда (сабджи), сначала жидкие, а за­тем сухие.

Чатни (способствующие пищеварению).

Пушпанна (представляющая собой, как бы, мост для перехода от острых к сладким блюдам).

– Сладости.

Порции не должны быть особо большими, но сле­дует быть внимательным и пополнять на тарелках преданных те кушанья, которые иссякают. Исклю­чая время окончания трапезы, преданных никог­да не следует оставлять с пустыми тарелками. С началом раздачи прасада преданные не должны ожидать следующего по порядку блюда – поэтому все раздающие следуют за тем, кто возглавляет раздачу.

Прасада не следует раздавать слишком много – настолько, чтобы преданные не были в силах все съесть. При раздаче порций нужно сочетать ще­дрость с разумом – отвечая на потребности присут­ствующих и следя, чтобы прасада хватило каждо­му. Нельзя придерживать про запас что-нибудь, откладывая это себе «на потом».

Участвующим в раздаче прасада нельзя садиться вкушать прасад, пока все присутствующие не нае­лись, получив свои порции.

Молитвы при почитании прасада

маха̄-праса̄де говинде на̄ма-брахман̣и ваиш̣н̣аве свалпа-пун̣йавата̄м̇ ра̄джан виш́ва̄со наива джа̄йате

(Сканда Пурана)

«У тех, у кого очень мал запас праведности, о царь, никогда не рождается вера в Маха-прасадам, в Шри Говинду, в Святое Имя, в вайшнава».

бха̄и-ре! ш́арӣра авидйа̄-джа̄л, джод̣ендрийа та̄хе ка̄л, джӣве пхеле виш̣айа-са̄горе та̄’ра мадхйе джихва̄ ати, лобхамой судурмати, та̄’ке джета̄ кат̣хина сам̇са̄ре

кр̣ш̣н̣а бад̣о дойа̄мой, кориба̄ре джихва̄ джай, сва-праса̄д-анна дило бха̄и сеи анна̄мр̣та па̄о, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а-гун̣а га̄о, преме д̣а̄ ко чаитанйа-нита̄и

«О братья! Это материальное тело – сеть неведения, а чувства – смертельные враги, поскольку ввергают душу в океан материального физического наслаж­дения. Среди органов чувств язык – наиболее нена­сытный и поистине безнравственный; весьма труд­но победить его, находясь в этом мире.

«О братья! Господь Кришна весьма милосерден – для власти над языком Он дал нам остатки Своей Собственной трапезы! Пожалуйста, вкушайте те­перь эту нектарную пищу, воспевая славу Шри Шри Радхи-Кришны, восклицая с любовью: «Чайтанья! Нитай!»

ХАРЕ КРИШНА!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: