Писание сообщает нам, что все непосредственно используемое в служении Господу неотлично от Него и является непосредственным распространением Изначального Санкаршаны, Господа Баладевы.
Памятуя об этом, следует воздавать должное тому, что свято. Книги, джапа-малу, караталы и прочее нельзя помещать на пол или куда-нибудь в нечистое место. Перелистывая страницы любой священной книги или журнала, нельзя смачивать пальцы слюной. Никогда не следует касаться священных предметов ногами. Если по случайности такой предмет упал на пол или коснулся чьей-то ступни, нужно с почтением прикоснуться им к своему лбу и поместить его в почетное место. Священные предметы нельзя брать с собой в туалет или ванную комнату, изображения Гуру и Кришны нужно хранить в почитаемых и подходящих для этого местах. К любым формам или символам важно относиться с соответствующим почтением и благого вением, не давая их для игры детям, не храня их в ненадлежащих местах (например, в помещениях для обуви или подобных), не выставляя их на волю погоды и природных стихий.
|
|
Почитание маха-прасада Божеств (нирмалья)
Все, что было предложено Храмовым Божествам, известно под названием «Нирмалья Маха-прасадам». Среди предлагаемого Божествам могут быть цветы, гирлянды, чандана (сандаловая паста), листья и манджари Туласи, светильник на масле гхи и чаранамрита (вода от омовения Божеств).
Все это храмовый священник может предлагать присутствующим преданным, и всему этому следует оказывать соответствующее уважение.
1. Преданные вдыхают аромат цветов и гирлянд, носят их на себе и касаются ими своей головы. Можно, также, вдыхать аромат гирлянды туласи и прикасаться ею к своей голове, но на себя ее преданные не одевают. Гирлянды, содержащие туласи, можно предлагать только Господу Кришне или Божествам Вишну-таттвы. Прасадам в виде цветов и гирлянд следует оставлять водам рек или океана, но никогда не выбрасывать их вместе с мусором (и ни в каком виде с прасадом не следует обращаться как с отходами или мусором).
2. Листья и манджари туласи, предложенные Господу, должны с великим почтением сохраняться и вкушаться преданными. Прасад туласи не следует давать гостям и другим людям, которые, по неведению, могут выбросить его или выплюнуть изо рта. Преданному нельзя использовать Туласи в качестве лекарства, косметических средств или в иных прикладных целях, и преданные, как правило, избегают индийской продукции, содержащей
Туласи, такой как зубная паста, травяные чаи и тому подобное (часто в перечне ингредиентов она указывается как «sacred basil», «базилик священный»). Непредложенное Господу туласи не вкушается преданными и не предлагается другим богам и богиням. туласи предлагают исключительно Божествам Вишну-таттвы.
|
|
3. Чаранамрита. «Хари-бхакти-виласа» сообщает, что питье воды, омывавшей священный образ Господа, способно устранять последствия миллионов грехов, в том числе и убийство других живых существ. Согласно Падма Пуране всякий, почитающий чаранамриту Господа, становится достоин пребывания на Вайкунтхе (в духовном мире) – пусть даже такой человек никогда не подавал милостыню, не участвовал в религиозных таинствах, не изучал Веды и не поклонялся Господу.
Чаранамриту следует получать от священника в храме (или, в отсутствие священника, от другого преданного), переливающего ее, в объеме примерно ложки, в сложенную «чашечкой» ладонь правой руки. Преданные выпивают ее и наносят оставшееся в ладони себе на голову. Левая рука поддерживает правую руку, находясь поперек нее, чтобы из руки не протекло и не пропало ни капли жидкости – и этот же способ поддерживания руки используется при приеме цветов, Туласи или иного прасада, раздаваемого непосредственно в руки преданным.
4. Светильник с маслом гхи. Во время арати преданным могут предлагать масляный светильник, заправленный гхи. Преданному, который подносит прасад -светильник, следует сначала предложить его старшим преданным (начиная с санньяси). Впрочем, преданным не нужно ощущать обиды, если их пропустили. При поднесении светильника следует на краткое время коснуться пламени обеими руками, а затем прикоснуться ими к области лба, с по ниманием получения в этот момент благословения светом (внутренним озарением) от Господа.
Киртан
Киртан всегда возглавляется достойным преданным, получившим посвящение и правильно, должным образом следующий пути преданности. Ведущего киртана обычно назначает на подобное руководство гуру или его представитель в храме.
Подобным же образом и преданным, играющим на мриданге (барабане) и караталах (ручных цимбалах) важно понимать, как правильно играть на этих инструментах, и каким образом поддерживать ритм и следовать за преданным, ведущим Киртан. Играющим на мриданге нужно внимательно следить за ведущим Киртана, понимая, когда нужно ускорить темп, изменить характер ритма или замедлить его, подводя киртан к его завершению.
Преданным можно петь только надлежаще установленные киртаны, с правильными мелодией и размером, соответствующие времени дня.
В Шри Чайтанья Сарасват Матхе используются только мриданга и караталы. Такое правило установил Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур, и ему следовали Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Говинда Махарадж. Никакие другие музыкальные инструменты не разрешены (например, фисгармония).
Киртан должен быть не только громким, но и, всегда, приятным на слух, мелодичным. Не следует заглушать музыкальными инструментами пение преданного, который ведет киртан.
Насколько возможно, преданным лучше сочетать киртан с танцем. Это делается не напоказ, но ради ублаготворения Господа. Обычно преданные качающимися движениями переступают в танце из стороны в сторону, помещая одну ногу впереди и в сторону от другой, а затем повторяя другой ногой то же движе ние. Сохраняя молитвенное настроение, преданные прихлопывают в ладони или танцуют, подняв или сложив ладони.
Танец преданного не должен представлять собой опасность или неудобство для окружающих. Нужно избегать внешних проявлений «экстаза», «обмороков», рыданий или громких вскрикиваний, так же как и других признаков «транса». Шрила Говинда Махарадж советует нам всегда владеть нашими эмоциями, если мы хотим достичь подлинной преданности.
|
|
Мужчинам и женщинам не следует танцевать вместе (смешиваясь в танце).
Поклонение и служение прасаду
1. Почитание прасада.
Нам следует всегда помнить о том, что слово прасад означает «милость Господа». Преданные не «едят» в смысле простого поглощения пищи: нет – преданные почитают прасад Кришны. Сказано, что продукты питания, с преданностью приготовленные и предложенные Господу, преобразуются из обычной мирской пищи в особое милостивое проявление Господа (прасадам). Правильное почитание прасада есть такая же часть нашей духовной практики, как и любая другая. В действительности, все ачарьи нашей учительской преемственности согласны в том, что прасад – это полное решение проблемы мирского существования. Поддерживая жизнь исключительно остатками трапезы Господа, мы сможем преодолеть иллюзию, которая нас окружает.
Почитая прасад, человеку нужно быть чистым: перед едой следует совершать омовение. Если, по обтоятельствам, преданному неудобно принять полное омовение, необходимо, по крайней мере, вымыть руки, рот и, если возможно, стопы. Шик ха преданного должна быть завязана, голова непокрыта, ноги – без обуви.
При вкушении прасада важно быть аккуратным и точным, приходя к трапезе, когда зовут. Нельзя заставлять прасад ожидать нас – это может быть оскорбительным (если только человек не исполняет особые обязанности, которые не позволяют ему почтить прасад в надлежащее время).
Следует почитать прасад в чистом и подходящем для этого месте.
Можно сидеть, скрестив ноги на полу (на небольшой асане) или за столом. При почитании прасада не следует протягивать ноги и нельзя пристраивать тарелку себе на колено.
При всех обстоятельствах важно получать прасад от преданного – это помогает нам помнить, что прасад это не «пища», а милость. Нам не следует набирать прасад самим – лучше попросить преданного милостиво дать его нам.
Прежде чем начать «вкушение», нужно выразить уважение прасаду, прочитав соответствующие молитвы (см. раздел 15).
|
|
При почитании прасада не следует подниматься на ноги. Если нам потребуется что-нибудь, нам лучше попросить об этом преданных, раздающих прасад.
Следует почитать прасад, используя только правую руку. С некоторым опытом приходит умение разламывать хлеб – например, чапати и пури – пользуясь только правой рукой. Не следует разрывать зубами или ломать левой рукой хлеб или что-то иное. Если поначалу это покажется неудобным, можно тренироваться в этом навыке, сидя, во время прасада, на левой руке; тем самым преданный постепенно отвыкает пользоваться ей при трапезе.
При вкушении пищи рекомендуется брать еду пальцами правой руки, поскольку, благодаря осязательным ощущениям, это стимулирует пищевание. Если же человек не может есть пальцами, (возможно, для непривыкших к такому обычаю это кажется чем-то неприличным или неудобным, особенно при вкушении жидких блюд), вполне допустимо использовать ложку. Следует брать ровно столько прасада, сколько человек сможет с комфортом для себя почтить. Не следует переедать или выбрасывать прасад.
Если человек не желает того или иного кушанья, или уже съел достаточно, можно показать это раздающим прасад, поместив правую руку на несколько сантиметров выше тарелки, ладонью вниз, и раскрыв пальцы, давая знак не класть прасад на тарелку.
При почитании прасада не следует без необходимости вести речь на мирские, недуховные темы.
По окончании еды преданные остаются сидеть, пока не поднимутся старшие из присутствующих преданных. В ином случае можно попросить разрешения покинуть старших.
Завершив прием прасада, следует омыть руки и прополоскать рот.
Затем то место, где «вкушали прасад», следует как следует очистить с использованием воды.
2. Раздача прасада.
Раздача прасада является важным служением и требует надлежащей культуры и опыта. Как и при любом служении, раздавать прасад можно правильно и неправильно. Нам следует учиться с великим вниманием и заботой раздавать прасад вайшнавам.
В идеальном случае прасад раздают преданные, получившие посвящение, но на больших фестива лях к этому служению можно привлекать других, если они чистоплотны и соответствующе одеты. Подходящая одежда при этом – дхоти и сари.
Не следует участвовать в раздаче прасада преданному, который нечист, испытывает чрезмерный голод, беспокоится, что ему самому не хватит прасада, или же ощущает гнев или иное умственное беспокойство.
Природе преданности противоречит желание запасти для себя тарелки с прасадом до его раздачи другим. Прежде всего следует послужить другим вайшнавам, а когда они полностью удовлетворены, можно самому радостно вкушать то, что осталось. Важно развить в себе такое отношение: «Если все будет роздано и ничего не останется, я могу поститься, если такова воля Кришны». В ином случае преданный может сесть и с радостью почитать прасад, предоставив другим раздачу прасада.
Повару нужно позаботиться, чтобы приготовленного прасада хватило каждому. Если прасад иссяк, то повару следует, в радостном расположении духа, вновь приготовить прасад, сколько потребуется.
В ожидании раздачи прасада преданным лучше сидеть на асанах. Если возможно, лучше избегать построения преданных в очередь с тарелками в руках, как это делается в кафе.
Прасад не следует раздавать прямо из кухонной утвари; прежде необходимо переложить его в специальную посуду для раздачи (ведра из нержавеющей стали идеально подходят для этого).
На больших собраниях, какие бывают во дни больших праздников, за раздачей прасада следует последить опытному преданному. Ему или ей нужно наблюдать за раздающими, при необходимости приходя им на помощь.
Горячие кушанья следует подавать горячими, и все блюда раздавать в нужном порядке и в должное время.
Следует обратить внимание, чтобы посуда или контейнеры для раздачи не прикасались к рукам и тарелкам преданных. Нельзя брать в руку стакан или миску преданного, когда накладываешь туда прасад; если же важно, чтобы стакан или миска были неподвижны, попросите помочь в этом человека, которому вы даете прасад, но будьте осторожны, чтобы не пролить горячий прасад ему на руку.
Если кто-нибудь заденет посудой, используемой в раздаче, чью-то тарелку или самого человека, раздающему нужно немедленно вымыть посуду и руки, прежде чем продолжать раздачу этого кушанья.
Прасад внимательно накладывают на свободное место тарелки, следя за тем, чтобы в ней не смешались острые и сладкие кушанья.
Не следует раздавать прасад непосредственно кому-нибудь в руки. (Это правило не относится к раздаче частиц маха-прасада, проводимой в другое время).
Каждому преданному, раздающему прасад, следует знать, что представляет собой раздаваемое им блюдо – они должны знать, к примеру, является ли оно горячим и острым, пряным или сладким, подходит ли оно для детей, каковы его главные ингредиенты, и прочее.
Раздачей должен руководить опытный преданный, который будет распределять рис, за ним следуют все прочие раздающие. Это особенно важно, когда прасад раздают более чем на одной площадке. Раздающих воду и небольшие закуски, предшествующие рису, нужно направлять в том порядке, в каком будут обслуживаться эти площадки, и прасад должен раздаваться соответственно.
Прасад нужно раздавать быстро, спокойно и слаженно.
Преданным важно изучить то искусство, коим является раздача прасада. Обычный порядок,
в котором раздаются блюда – следующий: – Вода
– Все горьковатые блюда, такие как шукта (для возбуждения аппетита в начале трапезы) или шак, или любые салаты.
– Рис – Дал
– Острые блюда, такие как пакоры, самосы, алу бхаджа и подобные.
– Овощные блюда (сабджи), сначала жидкие, а затем сухие.
– Чатни (способствующие пищеварению).
– Пушпанна (представляющая собой, как бы, мост для перехода от острых к сладким блюдам).
– Сладости.
Порции не должны быть особо большими, но следует быть внимательным и пополнять на тарелках преданных те кушанья, которые иссякают. Исключая время окончания трапезы, преданных никогда не следует оставлять с пустыми тарелками. С началом раздачи прасада преданные не должны ожидать следующего по порядку блюда – поэтому все раздающие следуют за тем, кто возглавляет раздачу.
Прасада не следует раздавать слишком много – настолько, чтобы преданные не были в силах все съесть. При раздаче порций нужно сочетать щедрость с разумом – отвечая на потребности присутствующих и следя, чтобы прасада хватило каждому. Нельзя придерживать про запас что-нибудь, откладывая это себе «на потом».
Участвующим в раздаче прасада нельзя садиться вкушать прасад, пока все присутствующие не наелись, получив свои порции.
Молитвы при почитании прасада
маха̄-праса̄де говинде на̄ма-брахман̣и ваиш̣н̣аве свалпа-пун̣йавата̄м̇ ра̄джан виш́ва̄со наива джа̄йате
(Сканда Пурана)
«У тех, у кого очень мал запас праведности, о царь, никогда не рождается вера в Маха-прасадам, в Шри Говинду, в Святое Имя, в вайшнава».
бха̄и-ре! ш́арӣра авидйа̄-джа̄л, джод̣ендрийа та̄хе ка̄л, джӣве пхеле виш̣айа-са̄горе та̄’ра мадхйе джихва̄ ати, лобхамой судурмати, та̄’ке джета̄ кат̣хина сам̇са̄ре
кр̣ш̣н̣а бад̣о дойа̄мой, кориба̄ре джихва̄ джай, сва-праса̄д-анна дило бха̄и сеи анна̄мр̣та па̄о, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а-гун̣а га̄о, преме д̣а̄ ко чаитанйа-нита̄и
«О братья! Это материальное тело – сеть неведения, а чувства – смертельные враги, поскольку ввергают душу в океан материального физического наслаждения. Среди органов чувств язык – наиболее ненасытный и поистине безнравственный; весьма трудно победить его, находясь в этом мире.
«О братья! Господь Кришна весьма милосерден – для власти над языком Он дал нам остатки Своей Собственной трапезы! Пожалуйста, вкушайте теперь эту нектарную пищу, воспевая славу Шри Шри Радхи-Кришны, восклицая с любовью: «Чайтанья! Нитай!»
ХАРЕ КРИШНА!