Контрольная работа по культуре речи и стилистике

Задание 1. Подготовьте 2 карточки с наиболее трудными для Вас словами (по образцу). Выучите особенности произношения данных слов. (Ударение в данных карточках не расставлять!)

 

Ответ.

АранжИровать ДремОта КедрОвый НедУг ПЕня
БезУдержный ДуховнИк КилограммОвый НекролОг ПЕрчИть
БлАговестИть ЖалюзИ КоклЮш ОбеспЕчение ПлЕсневеть
БлокИровать ЗавИдно КрасИвее ОблегчИть ПридАное
БОчковое(пиво) ЗакУпорить КремЕнь ОбрезАние ПрИкУс
БрелОка ЗакУток КровоточИть ОгосудАрствление ПринУдить
БунгАло ЗанЯлся КУхонный ОжИть СлИвовый
ГазирОванный ИкОнопись ЛомОть ОртопЕдИя ТанцОвщица
ГазопровОд КаталОг МикроволнОвый ОсвЕдомиться ХлЕбцы
ГраффИти КашИца МИнусОвый ОткУпорить ЩавЕль

 

Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями (ударные гласные выделены жирным шрифтом), составьте словосочетания (по вариантам)

 

Вариант 1. Атлас – атлас, броня – броня, видение – видение, вязанка – вязанка, ирис – ирис, кирка – кирка, клубы – клубы
Вариант 2. Клубы – клубы, кредит – кредит, лоскут – лоскут, мокрота – мокрота, острота – острота, старина – старина, хаос – хаос
Вариант 3. Лавровый – лавровый, угольный – угольный, характерный – характерный, языковой – языковый, забронировать – забронировать
Вариант 4. Забронировать – забронировать, морщить – морщить, погруженный – погруженный, склонен – склонен, трусить – трусить

Ответ. Вариант 3.

1. Если речь идет о ботаническом термине, то ударение падает на А - лАвровая роща. А в остальных случаях на О - лаврОвый венок, лаврОвый лист.

2. Когда говорим про уголь, то надо ударение ставить на У - Угольный бассейн, а когда про угол, то на О - угОльный, треугОльник.

3. ХрактЕрный - это свойственный чему-то - характЕрный рисунок на спине. А харАктерный - то, что относится к характеру человека - персонаж книги, фильма с ярким характером.

 4. ЯзыковОй - это относящееся к языку, на котором говорят - языковОй барьер. А языкОвый - это кулинария - языкОвая колбаса, например.

5. ЗабронИровать - резервировать, заказывать (билеты), а забронировАть - в значении защитить, покрыть броней.

 

Задание 3. Составьте распространенные предложения с данными словами (по вариантам)

 

Вариант 1. Бережный – бережливый, веский – весомый, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать
Вариант 2. Изготовить – приготовить, мифический – мифологический, основание – обоснование, особый – особенный, подменить – заменить, представить – предоставить, романтичный – романический, эффектный – эффективный
Вариант 3. Факт – фактор, проблемный – проблематичный, стилевой – стилистический, методичный – методический, командированный – командировочный, одеть – надеть, целый – цельный
Вариант 4. Абонент – абонемент, неприглядный – непроглядный, цветной – цветовой, фасованный – фасовочный, нетерпимый – нестерпимый, отборный – отборочный, геройский – героический, неизмеримый – несоизмеримый, пустой – пустынный, человечный – человеческий

 

Ответ. Вариант 3.

1.Факт-фактор.

-По прошествии времени у старушки отнялись ноги, и слегла она в постель. --По причине такого факта дом остался без хозяйки.

Лес выступает как фактор, существенно меняющий природные условия.

2.Проблемный-проблематичный.

-Это очень проблемный вопрос, и сегодня обсуждать его здесь мы не будем.

-Его проблематичное поведение рассматривалось на родительском собрании.

3. Стилевой – стилистический.

-Надо подключить стилевой файл для правильной работы этой программы.

-Стилистические ошибки часто встречаются в сочинениях учеников.

4. Методичный – методический.

- Методичное прочесывание леса дало свои результаты в поиске ребенка.

-Сегодня на уроке мы будем использовать методические материалы.

5. Командированный – командировочный.

- Командированный получил билет и документы у начальника вокзала.

- Командировочные расходы у него были очень небольшими.

6. Одеть – надеть.

- Одевать Наталию была приглашена старая горничная с помощницей.

-На талию она надела корсет, а потом уже платье на кринолине.

7. Целый – цельный.

- Целый год они жили в разлуке в разных городах страны.

-Молоко было цельным, прямо от коровы и пахло луговой мятой.

 

Задание 4. Исправьте ошибки в данных предложениях (общее задание для всех вариантов).

 

1. Большая половина игры уже прошла.(Большая часть игры уже прошла).

2. Все дети страшно обрадовались.(Все дети очень обрадовались).

 

3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.

(Внеклассная работа имеет положительное значение для развития детей).

 

4. Этот ак­тер уже давно заслужил славу зрителей.(Этот актер справедливо заслужил славу зрителей).

 

5. Подавляю­щее количество заданий было выполнено.(Большинство заданий было выполнено).

 

6. Особен­ный интерес ученики проявили к выставке школь­ных поделок.

(Этот актер справедливо заслужил славу зрителей).

 

7. Один поступок Чацкого привел меня в неясность.

(Один поступок Чатского был для меня непонятен)
 

8. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.(Сейчас многие писатели занимаются политикой).

 

9. Ученики пристально слушали выступление артиста.(Ученики внимательно слушали выступление артиста).

 

10. Но перед тем, как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить свои мысли о Базарове.(Но перед тем, как использовать материал и легко владеть им, я хочу изложить свои мысли о Базарове).

 

11. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли.(Идея этого произведения -призыв к русским князьям сплотиться в единое княжество и встать на защиту русской земли).

 

12.  Все это и рисует представление о «Слове о полку Игореве». (Все это и есть"СловоополкуИгореве").

 

13. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст.(Иллюстрации также помогают читателю лучше понять текст).

 

14. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему.(Ученики сами могут задать вопросы выступающему)

 

15. 1«Гранатовый браслет» - одно из самых подтверждающих произведений Куприна.("Гранатовый браслет" - одно из самых выдающихся произведений Куприна).

 

Задание 5. Выполните 2 упражнения на выбор.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: