Верите ли вы в существование. ?

 

Верю

Не верю

Затруднились

ответить

Граждане России Граждане США Граждане России Граждане США Граждане России Граждане США
Бога 73 92 19 5 8 3
Рая 46 85 35 10 19 5
Ангелов 53 78 32 15 15 7
Ада 44 74 38 20 18 6
Дьявола 44 71 40 24 16 5
Ведьм 38 24 45 69 17 7

 

Приведённые выше данные наиболее интересны при сопоставление с ответами россиян на вопрос о собственном вероисповедании. В Бога не верит каждый восемнадцатый назвавшийся православным. Среди же мусульман таковых в пять раз меньше. В существование рая не верит примерно каждый четвертый православный и каждый третий опрошенный мусульманин. В существование ада не верит примерно четверть православных и почти половина мусульман. В ведьм верит почти половина православных и около трети мусульман.

 

Таблица 3

Верите ли вы в...?

 

Верю

Не верю

Затруднились ответить

Граждане России Граждане США Граждане России Граждане США Граждане России Граждане США
Религиозные чудеса 44 82 44 14 12 4
Привидения 25 34 61 60 14 6
Реинкарнацию (Переселение душ) 26 25 57 62 17 13

Вероисповедание определяет выбор ответов на вторую группу вопросов в меньшей степени, но всё же в религиозные чудеса верит чуть больше половины православных и около трети мусульман. В приведения же православные верят в два раза чаще, чем опрошенные, назвавшие себя атеистами.

“Западноевропейский” тип отношений между государством и религиозными организациями имеет следующие особенности. При отсутствии “государственной Церкви” государство принимает на себя защиту ведущих, традиционных конфессий, сотрудничает с ними, а малораспространенным религиозным меньшинствам обеспечивается “конституционный минимум” основных гражданских прав. Имеется ряд источников правового регулирования: Конституция, текущее законодательство и специальные соглашения (конкордаты и т.п.) с ведущими религиозными объединениями, которые, как правило, называют традиционными.

Так, например, ст. 2 Конституции Аргентины закрепляет, что федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую католическую церковь. Конституция Болгарии устанавливает, что “традиционной религией в республике Болгария является восточно-православное вероисповедание” (ч. 3 ст. 12). Конституция ФРГ признает религиозное обучение обязательным в государственных школах (ст. 7 Основного Закона ФРГ), причем речь идет именно о лютеранстве.

 

Площадь Св.Петра в Риме. Папа Иоанн Павел II

В то же время вталии все религии официально равны перед законом, и граждане могут исповедовать все, что им заблагорассудится. Но на деле Католическая Церковь обладает значительными привилегиями. Они зафиксированы в конкордате, который был заключен в 1929 году при фашистском диктаторе Бенито Муссолини и доработан в 1984-м. Одна из таких привилегий – признание независимого государства Ватикан, расположенного в самом центре Рима.

Кроме того, некоторые таинства Католической Церкви имеют гражданско-юридический статус. Например, обряд венчания автоматически считается актом гражданского состояния. При этом мусульманское бракосочетание (никах) считается частной церемонией и юридического значения не имеет. То же самое можно сказать и о венчании в православном храме. Государство официально признает праздники только двух вероисповеданий – католического и иудейского. Евреи могут не ходить на работу в дни своих религиозных праздников.

Достаточно категорично и с максимальной страстностью выражены отношения государства к религии и вере, религиозные предпочтения государства в конституциях Дании, Исландии и Ирландии. В частности, параграфы 4 и 5 Конституции Королевства Дании закрепили следующие положения: “Евангелическая Лютеранская Церковь является Официальной Церковью Дании и, как таковая, пользуется поддержкой государства”; “Король должен быть членом Евангелической Лютеранской Церкви”. В Израиле ст. 4а Закона о возвращении устанавливает, что право на репатриацию в Израиль имеет любой еврей, но лишь когда он не исповедует иную религию. Верховный суд Израиля постановил, что все евреи, перешедшие в христианство, теряют право на репатриацию в Израиль.

Довольно своеобразная ситуация наблюдается в Германии. В этой, казалось бы, образцово-либеральной стране существуют традиции, от либерализма весьма далекие. Здесь в отличие от Италии отказ заплатить налоги в пользу Церкви влечет за собой исключение верующего из религиозного объединения, к которому он принадлежал. "Церковным налогом" ("Kirchensteuer") автоматически облагается любой источник дохода. Право на эту форму финансирования имеют только Католическая и Евангелическая Церкви, а также еврейские общины. Отдельные федеральные земли могут расширять этот список и включать в него, например, Старокатолическую Церковь, адвентистов и т.д. Мусульмане, православные и свидетели Иеговы считаются "нетрадиционными" религиями, хотя этот термин в Германии официально не употребляется.

Естественно, такая практика, когда государство собирает церковный налог и распределяет поступившие средства между религиозными объединениями, предполагает, что каждый работающий гражданин должен заявить о своей конфессиональной принадлежности. Эти сведения записываются в его налоговой карточке (Lohnsteuerkarte), что многие воспринимают как вторжение в частную жизнь. Тот, кто не согласен с такой системой финансирования религиозных объединений, должен официально "выйти из Церкви" ("Kirchenaustritt"). Это сложная бюрократическая процедура с подписанием заявлений, в результате которой человек освобождается от выплаты церковного налога. Опыт показывает, что от уплаты церковного налога отказываются не только заядлые антиклерикалы. Нередко даже убежденные верующие предпочитают систему добровольных взносов.

Однако "выход из Церкви" чреват новыми проблемами. Считается, что человек, отказывающийся платить церковный налог, отрекается от своей веры и священник может не допустить его к церковным таинствам. Впрочем, многие священнослужители понимают, что "выход из Церкви" по налоговым мотивам – не отступничество.

Анализ государственно-религиозных отношений позволяет также выделить наличие в некоторых демократических государствах некой переходной модели этих отношений. Суть этой модели заключается в оправдании исторически сложившихся государственно-религиозных отношений с элементами государственных конфессиональных предпочтений, несмотря на конституционные принципы светскости государства и равенства религиозных объединений. Имеющиеся модели конфессиональных предпочтений позволяют в очень значительной мере использовать конфессии в политических целях, что отнюдь не прибавляет легитимности демократическим процедурам смены власти. Вследствие этого Европа была и остается театром политических войн с ярко выраженным этноконфессиональным характером (Ольстер, Балканы и др.).

Таким образом, анализ законодательства и практики позволяет выделить два основных вида статуса Церкви в государстве:

государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями;

режим отделения Церкви от государства и школы от Церкви.

Статус государственной Церкви предполагает тесное сотрудничество государства и Церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной Церкви. Например, в Великобритании официальной государственной церковью является Англиканская (протестантско-епископальная) Церковь, главой которой выступает монарх, а в дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви.

Для статуса государственной Церкви характерен ряд особенностей:

в сфере экономических отношений – за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. (например, во многих случаях государство освобождает собственность Церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до Октября 1917 г. Русская Православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей. В то же время, по данным 1905 г., православной Церкви и монастырям принадлежало около 3 млн. десятин земельных угодий);

Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь (например, в Великобритании государство содержит за свой счет капелланов в армии и в тюрьмах; в дореволюционной России православная церковь получала крупные субсидии от государства. Так, в частности, в 1907 г. на содержание церковного аппарата из казны был отпущен 31 млн. руб., столько же, сколько и Министерству народного образования. В Италии, например, 0,8% подоходного налога, взимаемого с каждого налогоплательщика, отчисляется на благотворительные нужды. Причем сам налогоплательщик может указать в декларации о доходах, кому он отдает эту долю: государству, различным фондам типа Красного Креста или религиозным организациям. Но не все из них могут получать эти средства. Такое право признается только за Католической Церковью, еврейскими общинами, Вальденской Церковью, лютеранскими, баптистскими, адвентистскими организациями. Мусульмане и "Свидетели Иеговы" остаются не у дел. Из всех европейских стран только в Испании мусульманским общинам разрешено получать отчисления с подоходного налога);

Церковь наделяется рядом юридических полномочий – она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев – регулировать брачно-семейные отношения;

в области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе через представительство Церкви в государственных органах (например, в Великобритании представители высшего духовенства Англиканской Церкви заседают в палате лордов. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата, Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя, а возглавлял Святейший Синод обер-прокурор, который был светским чиновником, но обладал большими полномочиями, позволявшими ему вмешиваться во внутренние дела Православной Церкви, в том числе в назначение архиереев. В Дании, Норвегии, Парагвае, Швеции и некоторых других странах все руководящие государственные должности, вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию);

в области религиозных отношений союз Церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь также участвует и в коронации монархов;

Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения (например, обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов; в Великобритании изучение религии является обязательным предметом в начальных и средних государственных школах; в Израиле во всех школах обязательно изучение иудаизма).

В 28 мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. В конституциях и других конституционных актах Пакистана, Марокко, Иордании, Бахрейна, ОАЭ и других из этого числа стран закреплена концепция исламской формы правления и соответственно привилегированное положение ислама, роль которого в мусульманских государствах особенно велика. Религия регулирует все стороны жизни общества посредством правовой системы, основанной на учении ислама, – мусульманского права. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплением верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам. Исследователи отмечают, что ни одно из арабских государств не устанавливает светского характера государства. Даже там, где конституция не провозглашает ислам государственной религией. Однако это не означает отделения религии от государства, а лишь служит признанием существования кроме ислама других конфессий (Ливия, Судан).

В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. Например, правительственным меморандумом 1918 г. на территории британских колоний допускалась деятельность миссионерских организаций католической Церкви, обладающих статусом «признанных обществ», т.е. обществ, чья деятельность удостоверилась Вестминстерским архиепископом. В царской России на положении «терпимой» религии находился ислам. Духовные дела мусульман были отнесены к ведению министерства внутренних дел, а лица неправославного вероисповедания официально именовались иноверцами. Переход из православия в какое-либо другое вероисповедание разрешался лишь в исключительных случаях. При этом, согласно Уголовному уложению 1903 г., «совращение» в нехристианскую веру подлежало уголовному наказанию в виде тюремного заключения сроком до трех лет. Переход же в православие, напротив, не обставлялся никакими препятствиями и даже приветствовался.

В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 г. правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий положение католической религии в качестве единственной государственной религии Италии, позиции католицизма, тем не менее, очень сильны.

Режим отделения Церкви от государства существует во многих странах – в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. В США Церковь также отделена от государства. Однако если в свое время Т. Джеферсон был обеспокоен тем, что отсутствие отделения Церкви от государства может привести к неоправданному господству главенствующей религии, то Р. Уильямс видел в этом отделении защиту Церкви от коррупции.

Для более углубленного освоения особенностей данного режима государственно-религиозных отношений рассмотрим один из характерных примеров – Францию, которая является светской республикой. "Франция является неделимой, светской, демократической и социальной республикой", – гласит ст. 2 Конституции пятой по счету Французской республики (1958). Это положение повторяет содержание ст. 1 Конституции 1946 г. (принятой при нескольких воздержавшихся, но без единого голоса "против"). Франция объявляется светской республикой, которая, согласно ст. 2 закона об отделении Церкви от государства от 9 декабря 1905 г., "не признает и не оплачивает никаких культов", обеспечивая при этом "свободу совести" и гарантируя "свободное отправление культов" (ст. 1 закона 1905 г.). Все культы были уравнены в правах: так как ни один из них не был "признан" (в качестве национального), религия большинства, т.е. католичество, не получила какого-либо особого юридического статуса. Не предусматривалось также издание никаких специальных распоряжений в отношении религиозных меньшинств. Это была светскость, признававшая за каждой из церквей ее собственную внутреннюю организацию.

Так, католической Церкви, отвергнувшей предложенный ей в 1905 г. статус "культовой ассоциации", так как этот статус не учитывал характерной для нее иерархической структуры и власти епископов, в 1923 г был предложен статус "епархиальной ассоциации", с которым она согласилась. Эта светскость, требовавшая категорического отказа государства признавать какую-либо религию государственной, была подготовлена еще революцией 1789 г., узаконившей сначала гражданский брак (1792), а затем светскую юриспруденцию, воплощением которой стал Гражданский кодекс 1804 г. (в нем нет ни слова о религии, зато упоминается "естественный разум постольку, поскольку он правит всеми людьми").

Но лишь в конце XIX в., когда, собственно, и появляется сам этот термин (начало 1870-х гг.), понятие светского общества во Франции наполняется конкретным содержанием, так как именно в это время осуществляется секуляризация кладбищ (1881), похоронного обряда (1887) и, главное, государственной школы (1882-1886). В результате церковь в качестве центра религиозной и общественной жизни заменяется мэрией и школой, ставшими новыми центрами жизни общин. Это было весьма существенной переменой, особенно если вспомнить, что до Французской революции католицизм господствовал в жизни страны, являясь не только религией короля, но и религией королевства и его жителей[5]. Таким образом, ценой радикального изменения ситуации светская Франция одержала верх над Францией католической, хотя католицизм продолжал оставаться религией огромного большинства французов. Впрочем, светское общество не смогло бы восторжествовать без поддержки со стороны тех католиков, которые, выйдя на политическую арену в результате введения всеобщего избирательного права, встали на сторону республиканского строя еще до того, как его одобрила католическая иерархия. Таким образом, Франция сегодня оказывается светской страной католической культуры. Вот лишь один пример: в табели о рангах нет упоминания о религиозных властях (светскость обязывает!), зато католический праздник 15 августа является государственным праздником и выходным днем для всех французов[6].

Франция – светская страна, однако она не столь уж монолитна, как это может показаться, в плане существующих отношений между церковью и государством. В этой светской республике в действительности допускаются такие порядки в отношении отдельных культов, которые вряд ли можно назвать очень "светскими". Это относится, в частности, к культам, "признанным" по конкордату 1801 г. и органическим статьям 1802 г., по-прежнему действующим на территории Эльзаса и Мозеля, где священники, пасторы и раввины продолжают оплачиваться государством, а в государственной школе преподается Закон божий (как известно, этими "признанными" культами являются католичество, протестантизм лютеранского и кальвинисткого толка, а также иудаизм). В 1905 г., когда был принят закон об отделении Церкви от государства, Эльзас и Мозель находились под властью Германии. Когда в 1918 г. эти районы были возвращены Франции, там, несмотря на предпринимавшиеся попытки распространить закон и на эти восточные департаменты, все же сохранили законодательство, действовавшее до 1905 г., что было с удовлетворением встречено местным населением.

Добавим также, что в таком заморском департаменте Франции, как Гвиана, католичество является государственной религией на основании ордонанса Карла X 1828 г.

Таким образом, при режиме отделения церкви от государства правовое регулирование государственно-религиозных отношений обеспечивается нормами государственно-религиозного права, являющимся государственным правом относительно Церкви. Причем, в системе государственно-церковного права нет различия между понятиями церковь, религиозная организация, религиозное объединение. В контексте государственно-религиозного права можно выделить два основных направления, регулирующих отношения между государством, церковью и СМИ: общие правовые аспекты государственно-церковных отношений при освещении в СМИ религиозных вопросов; разрешение конкретных проблем.

На практике конституционный принцип светского характера государства реализуется через четкое разделение сфер компетенции и функций государства и религиозных объединений, что является предпосылкой их сотрудничества на взаимно приемлемых условиях. Однако необходимо отметить, что данный принцип не означает вытеснения религии из жизни общества.

Государство, следуя принципу равенства религиозных объединений перед законом, создает для них общее правовое поле, в рамках которого они имеют одинаковые возможности и ограничения своей деятельности. При "равноудаленности" государства от религиозных объединений, посредством которой обеспечивается равенство необходимых для осуществления ими своей деятельности прав, допускается различная степень сотрудничества государства с разными конфессиями. Это обусловлено историческими причинами, социальной позицией той или иной конфессии, количеством последователей и т.д.      

Говоря о международной практике, можно сказать, что в демократических странах она направлена на строгое ограничение возможности государственного вмешательства во внутреннюю жизнь религиозных объединений, или, по крайней мере, имеет такую тенденцию. Показателен здесь пример Швеции, которая приняла решение отделить Церковь от государства после многих веков слияния. На фоне отечественных реалий в это трудно поверить, но инициатором отделения явилась Церковь!

В тоже время, как показывает практика, любая модель вероисповедной политики светского государства или же конфессионального государства, оказывающего избирательную поддержку отдельным конфессиям, не свободна от издержек, от объективно неизбежных недостатков.

Этот процесс связан со стремлением государства лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей, и характеризуется следующими особенностями:

государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку;

государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями. Примечательно, здесь Обращение депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации от 15 декабря 1996 года, касающееся вопросов религиозной безопасности России: «Для решения вопросов, связанных с обеспечением религиозной безопасности, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации считает необходимым:

1. Выделить в Российской Федерации по примеру большинства стран Европы традиционные культурообразующие религии, являющиеся религиями большинства верующего населения.

2. Создать при Правительстве Российской Федерации на основе традиционных вероисповеданий полномочную межконфессиональную экспертную комиссию для официальной оценки воздействия на здоровье общества, семьи, граждан России религиозных организаций, вероисповеданий, учебных религиозных и религиоведческих программ.

3. Обеспечить профилактику вовлечения населения в деструктивные религиозные организации путем законодательного ограничения или запрещения их деятельности в связи с опасностью нанесения ими вреда здоровью граждан; предусмотреть по примеру ряда государств процедуру информирования граждан при бракосочетании о деятельности деструктивных религиозных организаций; ввести в программы обучения в общеобразовательных учреждениях факультативные курсы лекций о деятельности некоторых религиозных организаций и профилактике их воздействия на здоровье общества, семьи, граждан России.

4. Разработать проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающего уголовную ответственность за участие в запрещенных деструктивных религиозных организациях.

5. В целях проверки законности деятельности некоторых религиозных организаций на предмет их воздействия на здоровье человека принять постановление Правительства Российской Федерации о порядке проведения медицинской экспертизы факторов риска для здоровья в связи с деятельностью некоторых религиозных организаций.

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации подготовить и принять постановление Правительства Российской Федерации об организации специализированной службы помощи пострадавшим от некоторых религиозных организаций. Обеспечить, в том числе через средства массовой информации, широкое информирование населения о существовании такой службы. Предусмотреть методологическое и материальное обеспечение этой службы, которая по типу наркологической службы должна осуществлять свою деятельность на условиях доступности и вне ведомственных учреждений.

7. По согласованию с руководством Русской Православной Церкви и во взаимодействии с Министерством здравоохранения Российской Федерации организовать в некоторых православных храмах пункты медико-психологической помощи пострадавшим от деструктивных религиозных организаций.

8. При регистрации религиозных организаций предусмотреть экспертизу состояния психического здоровья лиц, осуществляющих непосредственное руководство этими организациями на территории Российской Федерации.

9. Рекомендовать Совету Безопасности Российской Федерации создать специальную комиссию для проверки деятельности и финансирования деструктивных религиозных организаций в России.

10. Распространить в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о деятельности деструктивных религиозных организаций, подготовленную Министерством внутренних дел Российской Федерации.

11. Рекомендовать Министерству внутренних дел Российской Федерации создать в правоохранительных и координационных целях специальное структурное подразделение, которое займется проблемами криминогенности деструктивных религиозных организаций, в том числе проблемами профилактики правонарушений»;

государство не оказывает Церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки;

Церковь не выполняет каких-либо государственных функций;

Церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность Церкви и религиозных организаций.

В заключение, подводя итоги можно сделать вывод, что режим отделения Церкви от государства, во-первых, означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы. Однако режим отделения Церкви от государства не означает отсутствия всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Так, Франция, провозгласив в 1905 г. отделение Церкви от государства (Закон от 9 декабря 1905 г.), тем не менее, использовала определенные средства контроля миссионерской деятельности в своих бывших колониях, например контроль за содержанием проповедей, установила разрешительный порядок открытия миссионерских школ, а также регулировала посредством законов некоторые элементы внутрицерковной организации (образование церковно-территориальных округов, статус миссионерских организаций).

Во-вторых, режим отделения Церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс государственно-религиозных отношений и позволяет сотрудничать Церкви и государству в решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, т.е. права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.


Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: