Характеристика спортивных измерений

Уважаемые студенты.

 Вам предстоит освоить программу Спортивной метрологии. Дисциплина не самая простая, однако если постарайтесь у Вас все получиться. Основным учебником нашего курса будет: «Спортивная метрология» С.В. Начинская издательство академия, 2008г. (в нем кратко и почти понятно). Первое задание будет из разных источников, поэтому нумерация не упорядочена и повторяются некоторые понятия с разным, авторским взглядом, что не поймете спрашивайте отвечу. Вопросы задавать и сдавать выполненные задания с 9.00 до 20.00 раньше и позже прошу не беспокоить. Кто успешно (на положительные оценки выполнит 5 заданий будет допущен к дифференцированному зачету, выполнив его получим оценку за дисциплину.

Красным (1) выделены часы в расписании на 26.05.2020, остальные задания вы выполняйте самостоятельно, «красное»задание нужно выполнить и отправить мне до следующего урока.

Разделы и темы Содержание учебного материала часы задания
1 2 3 4

Тема 1. Спортивная метрология как учебная дисциплина

Содержание учебного материала Цели, задачи, содержание, основные разделы и структура спортивной метрологии. 1
Практические занятия 0
Контрольная работа 0  
Самостоятельная работа: 1. Определить предмет и объект спортивной метрологии 2. Специфика спортивной метрологии   1 1  

Тема 2. Измерения в физической культуре и спорте

Содержание учебного материала Характеристика спортивных измерений. Измерения физических величин. 1  
Практические занятия 0  
Контрольная работа 0  
Самостоятельная работа: 1. Единицы измерений (выучить основные единицы измерений системы СИ) 2. Шкалы измерений (заполнить таблицу применения шкал) 3. Средства измерений. (приборы для измерений в спорте) 4. Точность измерений (рассчитать абсолютную и относительную погрешность) 5. Заполнение теста по изученному материалу 2 1 1 3 1  

 

 

МАТЕРИАЛ для изучения:

Предмет и задачи спортивной метрологии

Слово «метрология» («метро» — мера и «логос» — учение, наука) в переводе с древнегреческого означает «наука об измерениях». Основной задачей общей метрологии является обеспечение точности и единства измерений. Современная метрология включает три составляющие: законодательную метрологию, фундаментальную (научную) и практическую (прикладную) метрологию.

Спортивная метрология — это наука об измерениях в физическом воспитании и спорте. 

Цель спортивной метрологии — обеспечить единство и точность измерений.

Основные задачиметрологии

1) разработка новых средств и методов измерений;

2) регистрация изменений в состоянии занимающихся под влиянием различных физических нагрузок;

3) сбор массовых данных, формирование систем оценок и норм;

4) обработка полученных результатов измерений с целью организации эффективного контроля и управления учебно-тренировочным процессом 

Спортивную метрологию следует рассматривать как часть общей метрологии и одну из составляющих практической (прикладной) метрологии. Однако как учебная дисциплина спортивная метрология выходит за рамки общей метрологии по следующим обстоятельствам. Традиционно метрология занималась измерением только физических величин — длины, массы, времени, температуры, силы электрического тока, силы света и количества вещества. Однако специалистов отрасли физического воспитания и спорта интересуют педагогические, психологические, социальные, биологические показатели, которые по своему содержанию нельзя отнести к физическим величинам. Методикой их измерений общая метрология практически не занимается, и поэтому в середине прошлого века возникла необходимость разработки специальных измерений, результаты которых всесторонне характеризуют подготовленность спортсменов. В физическом воспитании и спорте кроме измерений длины, высоты, времени и других физических величин приходится оценивать техническое мастерство, выразительность и артистичность движений и тому подобные нефизические величины.

С появлением спортивной метрологии в разделе прикладной были разработаны специальные измерения, результаты которых всесторонне характеризуют подготовленность спортсменов и состояние людей, занимающихся спортом, физической культурой и по программам оздоровительных технологий. Использование методов математической статистики в спортивной метрологии дало возможность получить более точное представление об измеряемых объектах, сравнить их и оценить результаты измерений. В практике физического воспитания и спорта проводят измерения в процессе систематического контроля, в ходе которого регистрируются различные показатели соревновательной и тренировочной деятельности, а также состояние спортсменов. Такой контроль называют комплексным.

Комплексный контроль дает возможность установить причинно-следственные связи между нагрузками и результатами в соревнованиях и оценить их влияние на организм спортсмена, а после сопоставления и анализа результатов — верно разработать программу и план подготовки спортсменов.

Предметом спортивной метрологии является комплексный контроль в физическом воспитании и спорте и использование его результатов в планировании подготовки спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой и спортом, т.е. контроль и измерения в спорте. 

В содержание спортивной метрологии входит: 

1) контроль за состоянием спортсмена, тренировочными нагрузками, техникой выполнения движений, спортивными результатами и поведением спортсмена на соревнованиях; 

2) сопоставление данных, полученных в каждом из этих направлений контроля, их оценка и анализ.  

Характеристика спортивных измерений

Измерение какой-либо физической величины — операция, в результате которой определяется, во сколько раз эта величина больше (или меньше) другой величины, принятой за эталон, или (в широком смысле слова) установление соответствия между изучаемыми явлениями, с одной стороны, и числами, с другой. 

Эталон —это высокоточная мера, предназначенная для воспроизведения и хранения единицы величины с целью передачи ее размера другим средствам измерений, выполненная по особой спецификации и официально утвержденная в установленном порядке в качестве эталона. От эталона единица величины передается разрядным эталонам, а от них — рабочим средствам измерений.

Так, за эталон длины принят метр. Проводя измерения в соревнованиях или в тесте, мы узнаем, сколько метров, например, содержится в результате, показанном спортсменом, в прыжке в длину, в толкании ядра и т.д. Точно так же можно измерить время движений, мощность, развиваемую при их выполнении, и т.п.

Но не только такие измерения приходится выполнять в спортивной практике. Очень часто нужно оценить выразительность исполнения упражнений в фигурном катании на коньках или художественной гимнастике, сложность движений прыгунов в воду, утомление марафонцев, тактическое мастерство футболистов и фехтовальщиков. Для этих величин узаконенных эталонов нет, но именно эти измерения во многих видах спорта наиболее информативны. В этом случае измерением будет называться установление соответствия между изучаемыми явлениями, с одной стороны, и числами — с другой.

Тысячи тренеров и специалистов, оценивающих какие-то показатели (например, выносливость бегунов-спринтеров или эффективность техники боксеров), должны это делать одинаково.

Для этого существуют стандарты на измерения.

Стандарт —нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом — Государственным комитетом по стандартизации.

В спортивной метрологии объектом стандартизации являются спортивные измерения. Использование стандарта повышает точность, экономичность и единство измерений. Для усиления роли стандартизации в нашей стране действует Государственная система стандартизации (ГСС), содержащая организационные, правовые, методические и практические основы этой деятельности.

Руководство стандартизацией в физическом воспитании и спорте осуществляется Госкомспортом России и головным учреждением — научной лабораторией Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ). Они устанавливают отраслевые стандарты, обязательные для всех работников физической культуры и спорта. 

Единицы измерений

Измерение физической величины можно проводить прямым или косвенным методами. При прямом методе измерения физическая величина определяется опытным путем (например, длина дистанции, время и т.д.). При косвенном методе измерения физическая величина вычисляется на основании известной зависимости физических величин друг от друга, полученных опытным путем (например, определение величины средней скорости спортсмена от длины дистанции и времени забега и т.д.). 

История насчитывает большое число разнообразных единиц измерения. Например, в дореволюционной России для измерения длины использовалась верста (равная 1,0668 км), сажень (2,1336 м), аршин (0,4112 м), вершок (4,445 см), дюйм (2,54 см) и другие меры, что приводило к затруднениям на практике.

Первая единица мер была разработана в период Великой французской революции в конце XVIII в. Это известная всем метрическая, или десятичная, система мер. Отражая уровень знаний того времени, она включала в себя лишь единицы длины, массы, площади, объема и вместимости. В ней не было мер теплоты, электричества, телесного угла, силы тока и пр., поэтому существовала необходимость продолжать работу над совершенствованием системы мер.

Чтобы результаты разных измерений можно было сравнивать друг с другом, они должны быть выражены в одних и тех же единицах. С этой целью в 1960 г. на XI Генеральной конференции по мерам и весам была принята Международная система единиц, получившая сокращенное название СИ (Система интернациональная).

В настоящее время СИ состоит из семи основных и двух дополнительных единиц измерения, из которых в качестве производных выводят единицы остальных физических величин (таб. 1). Производные единицы определяются на основе формул, связывающих между собой физические величины. Например, единица длины (метр) и единица времени (секунда) — основные единицы, а единица скорости (метр за секунду [м/с]) — производная. Совокупность выбранных основных и производных единиц для одной или нескольких областей измерения называется системой единиц.  

Единица измерения физической величины представляет собой размерность данной величины. Размерность — это соотношение физических величин, показывающее, как изменяется единица какой-либо величины по отношению к основным единицам измерения.

Предметом познания, как известно, являются объекты, свойства и явления окружающего мира. Таким объектом, например, служит окружающее нас пространство, а его свойством — протяженность, которая может характеризоваться различными способами.

Общепринятой характеристикой (мерой) пространственной протяженности служит длина. Однако протяженность реального физического пространства — сложное свойство, которое не может характеризоваться только длиной. Для полного описания пространства рассматривается его протяженность по нескольким направлениям (координатам) или используются еще такие меры, как угол, площадь, объем. Таким образом, пространство многомерно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: