Диалогический характер воспитания

Тема 5. Системность и диалогический характер воспитательной деятельности

Ценностно-смысловое взаимодействие как механизм воспитания.

Ценностно-деятельностный аспект раскрывает механизм воспитания как достижения единства индивидуально-личностных проявлений человека. Этот механизм не мыслится иначе как диалогическое взаимодействие со значимым Другим. Взаимодействие — когда каждая из взаимодействующих сторон воздействует друг на друга и изменяется при этом сама, изменяет свои представления, оценки, знания. В связи с этим порой используется термин сотрансформация (А. А. Вовк). Смыслы тоже обретаются во взаимодействии; совместность — необходимое условие обретения смысла. Значимость педагога для воспитанника в наибольшей степени определяется его ценностным отношением к воспитаннику, изначальной значимостью для него воспитанника.

Диалогичность социального воспитания предполагает, что в быту и жизнедеятельности воспитательной организации наряду с обменом происходит продуцирование ценностей, от которых зависят поле интеллектуально-морального напряжения коллектива и харак­тер свойственных организации межличностных отношений, что оп­ределяет ее воспитательную эффективность.

Диалогичность социального воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асим­метричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности, толерантности и взаимных уважения и принятия.

Диалогический характер воспитания.

По словам Н. Е. Щурковой, «общий способ инициирования субъектности —

придать воспитанию диалогический характер». Становление человека субъектом собственной деятельности, творчества, субъектом собственной жизни может осуществляться только во взаимодействии с Другим, путем приобщения к другому. Только таким образом человек может лучше понять себя — как свою уникальность, так и то, что объединяет его с другими людьми. Только взаимодействуя с другим, человек может обнаружить смысл своей жизни, реализовать себя, осуществить свое призвание, т.е. с максимальной полнотой проявить свои личностные, индивидуальные и субъектные свойства. Поэтому понимание Другого, взаимодействие с Другим рассматриваются в качестве сущностных характеристик воспитания во всех трех его аспектах — социально-нормативном, индивидуально-смысловом и ценностно-деятельностном. С этой точки зрения диалог рассматривается в качестве универсальной характеристики воспитания и предполагает соблюдение следующих условий:

- уникальность и принципиальное равенство субъектов диалога;

- различие и вариативность точек зрения, ценностей и смыслов каждого из участников диалога;

- ориентация каждого субъекта на восприятие и активную интерпретацию его индивидуальной системы ценностей другими субъектами;

- взаимная соотнесенность и дополнительность позиций участников педагогического диалога;

- направленность целей и содержания диалога на духовное развитие каждого из его участников;

- способность участников диалога к свободе, их умение не подстраиваться под что-то или под кого-то, а проявлять себя такими, каковы они есть, совершать нравственный выбор не под давлением внешних обстоятельств, а исходя из внутренних побуждений;

- импровизированный характер диалога, предполагающий выражение свободной активности субъекта, порождающей новые смыслы;

- адекватное понимание смысловой сущности используемых слов и выражений (принцип герменевтичности);

- порождение принципиально новых духовных продуктов в процессе творческого синтеза как результат диалога.

При осуществлении ценностно-смыслового диалога в процессе воспитания необходимо иметь в виду следующее:

- диалог направлен на решение не узко утилитарных, а принципиальных задач воспитания — самопонимания и взаимопонимания, понимания ценностей собственной и иных культур;

- диалог — это общение целостного человека с целостным человеком, поэтому не следует искать особого смысла в каждом слове, жесте, фразе — нужно стараться понять общее в человеке, смысл и назначение его жизни;

- диалог — это не только говорение, но и молчание — именно во время пауз особенно активно осуществляется внутренний диалог;

- в процессе диалога необходимо удерживать себя от попыток вторжения в духовный мир собеседника, поучений, оценок, указаний, предупреждений, самоутверждения и т.д.; механизмом, позволяющим предотвратить эти негативные явления, выступает рефлексия;

- диалог требует напряжения внутренних сил его участников, связанного как с необходимостью понять Другого, так и с усилиями быть понятым, не исказить случайным словом, взглядом, жестом собственную позицию; кроме того, в процессе диалогического взаимодействия человек должен учитывать не только логику движения собственной мысли, но и логику собеседника;

- в диалоге присутствует иррациональный компонент (интуиция, чувства, эмоции), который порождает феномен «опережающего понимания», позволяющий предчувствовать то, что еще не сказано, прогнозировать возможные варианты взаимодействия;

- в процессе диалогического взаимодействия точка зрения его субъекта формируется на основе воспроизведения в ней иных моделей понимания проблемы другими субъектами;

- в диалоге происходит определение ответственности субъекта за выбор позиции в последующей деятельности (с учетом изменения своего отношения в ходе диалога или с учетом сохранения своей прежней позиции).

Процесс воспитания представляет собой цепочку взаимосвязанных ситуаций, в которых происходит позитивное изменение педагога и воспитанника.

Если рассматривать диалог как универсальную сущностную характеристику воспитания, то такие ситуации предстают в виде ситуаций диалогического взаимодействия. Выделяются следующие типы ситуаций диалогического взаимодействия:

1. Ситуация-понимание. Понимание себя и другого — важнейшая предпосылка и одновременно результат диалогического взаимодействия.

Результатом ситуации-понимания является уменьшение нетерпимости и становление гуманитарных установок детей по отношению к Другому, к любым проявлениям «инакости», к человеку как таковому. Еще один результат — самопонимание, осознание своей уникальности и в то же время общности с другими людьми, осознание себя частью природы и культуры.

Ситуация-понимание предполагает рефлексию (направленную как на себя, так и на другого), осмысление жизненных ценностей, а потому такие ситуации соотносятся с рефлексивной фазой гуманитарного воспитания.

2. Ситуация-общение предполагает совместный поиск ценностей и смыслов, заключенных и проявляющихся в явлениях культуры и повседневной жизни, самопознание участников взаимодействия. В такой ситуации открываются широкие возможности для реализации на практике гуманитарных установок педагога и воспитанника. В общении реализуются принципы гуманитарного воспитания — принцип презумпции человеческого достоинства в диалоге, принцип принятия «иного» как данности.

3. Ситуация-поступок диалогична по своей сути: она требует выработки собственного отношения к Другому, понимания Другого, умения взаимодействовать с Другим на основе гуманитарных установок и принятых в обществе культурных образцов. Такая ситуация может выступать в форме внешних, практических действий и в форме духовного поступка. К средствам, стимулирующим «внешний» поступок, относятся в первую очередь ситуации оказания деятельной помощи. Другие ситуации могут в зависимости от их специфики и особенностей включенных в них субъектов стимулировать как внешний, так и внутренний (духовный) поступок.

Ситуация-поступок предполагает активную духовную и практическую деятельность «на радость и пользу людям». Прежде чем начать действовать (или совершая духовный поступок), ребенок, подросток, юноша выстраивает в своем воображении модель собственной деятельности, соотносит ее с нормами поведения в обществе и выбирает формы поведения, иначе говоря, создает проект ситуации и своего поведения в ней. Поэтому ситуация-поступок соотносится с проективной фазой гуманитарного воспитания. Ситуация-поступок в этой фазе воспитания имеет самостоятельное значение, но одновременно выступает как обязательное последействие ситуации-понимания и ситуации-общения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: