Учет поступления, выбытия и аренды основных средств

Тема: Учет основных средств и нематериальных активов

Документальное оформление движения основных средств.

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования.

Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха в другой, а также их передачу со склада в эксплуатацию оформляют актом приемки-передачи основных средств.

Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом на списание автотранспортных средств.

Учет поступления, выбытия и аренды основных средств.

Для синтетического учета используются активный счет 01 «Основные средства» и пассивный счет 02 «Амортизация основных средств».

Для учета движения основных средств применяется следующая первичная учетная документация: акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1); акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3); акт о ликвидации основных средств (форма № ОС-4); акт о ликвидации транспортных средств (форма № ОС-4а); акт об установке, пуске и демонтаже строительных машин (форма № ОС-05); инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6); опись инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОС-10); карточка учета движения основных средств (форма № ОС-12); инвентарный список основных средств (форма № ОС-13).

Основные средства в организацию поступают:

· в результате строительства (сооружения) хозяйственным или подрядным способом, они принимаются в эксплуатацию в сумме фактически произведенных затрат по акту приемки-передачи основных средств. Составляется запись на стоимость фактических затрат по возведению основных средств – Д-т 01 и К-т 08;

· в результате приобретения за плату у юридических и физических лиц по акту приемки-передачи или по акту купли-продажи. Составляются записи: на стоимость приобретенных основных средств и с учетом НДС – Д-т 08, 18/1 и К-т 60; оприходование основных средств в эксплуатацию – Д-т 01 и К-т 08; насумму НДС подлежащую возмещению – Д-т 18/21 и К-т 18/1;

· в результате внесения основных средств учредителями организации в виде вклада в уставный фонд по договорной цене — оформляются актом приемки-передачи. Составляются записи: на стоимость определенную по договоренности участников – Д-т 01 и К-т 75; на увеличение суммы вклада в уставный фонд учредителем – Д-т 75 и К-т 85;

· в результате безвозмездного получения от других организаций и лиц, а также в качестве субсидии правительственного органа — по акту приемки-передачи. Составляются записи: получение от других организаций и лиц, а также в качестве субсидии правительственного органа - Д-т 01 и К-т 80; получение от организаций одной формы собственности по решению собственника или уполномоченного им органа - Д-т 01 и К-т 88; на сумму начисленного износа – Д-т 01 и К-т 02.

Увеличение стоимости основных средств может происходить и по другим причинам: оприходованы излишки основных средств, выявленные при инвентаризации по оценочной стоимости – Д-т 01 и К-т 80; на сумму начисленного износа – Д-т 01 и К-т 02; поступление от внутрихозяйственных подразделений, филиалов, выделенных на отдельный баланс – Д-т 01 и К-т 79, с износом – Д-т 01 и К-т 02; переоценка (дооценка) основных средств - увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости на сумму увеличения износа – Д-т 01 и К-т 88-3, с износом – Д-т 88-3 и К-т 02; оприходование основных средств, поступивших в собственность арендатора по условиям договора о долгосрочной аренде – Д-т 01 и К-т 03.

Для составления актов приемки-передачи директор назначает комиссию. Акт действителен после утверждения его директором. К акту прилагаются оправдательные документы на поступление объекта, его цену: товарно-транспортные накладные, счета, закупочные акты, справки. На основании акта бухгалтер заполняет инвентарную карточку на весь период эксплуатации объекта.

Списание основных средств по разным причинам отражается по активно-пассивному счету 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств», с открытием субсчетов: «Ликвидация основных средств», «Реализация основных средств», «Безвозмездная передача основных средств», «Передача основных средств в уставный фонд других организаций», «Недостача основных средств».

Выбывают основные средства в следствие:

· ликвидации их в результате физического и морального износа, при стихийных бедствиях — по акту о ликвидации основных средств. Составляют бухгалтерские записи: списание первоначальной стоимости – Д-т 47 и К-т 01; списание начисленного износа – Д-т 02 и К-т 47; оприходование материалов, которые можно использовать или продать – Д-т 10 и К-т 47; начислена заработная плата рабочим по разборке основных средств – Д-т 47 и К-т 70; начислены налоги и отчисления на зарплату – Д-т 47 и К-т 68, 69; определяется финансовый результат: прибыль
Д-т 47
и К-т 80 или убыток – Д-т 80 и К-т 47. Счет 47 всегда закрывается счетом 80, т.е. сальдо относится на финансовые результаты организации;

· при передаче в уставный фонд другой организации – по акту приемки-передачи. Составляются записи: списание первоначальнойстоимости объекта – Д-т 06, 58 и К-т 01; списание начисленного износа – Д-т 02 и К-т 06, 58;

· при безвозмездной передаче — по акту приемки-передачи. Составляются записи: списание первоначальной стоимости объекта дарения – Д-т 47 и К-т 01; списание начисленного износа – Д-т 02 и К-т 47; списание убытка отдарения –
Д-т 81-2, 87, 88
и К-т 47;

· при реализации юридическим и физическим лицам – по акту купли-продажи или акту приемки-передачи. Составляются записи: списаниепервоначальной стоимости – Д-т 47 и
К-т 01;
списание износа – Д-т 02 и К-т 47; поступление выручки на расчетный счет – Д-т 51 и К-т 47;

· при недостачах и хищениях — по актамо недостачах и хищениях (акты о хищениях составляются с участием работника милиции). Составляются записи:списание первоначальной стоимости – Д-т 47 и К-т 01; списание начисленного износа – Д-т 02 и К-т 47; отнесение недостачи на счет 84(остаточная стоимость) – Д-т 84 и К-т 47; отнесение на виновных лиц
Д-т 73, 76
и К-т 84; погашение недостач, хищений – Д-т 50, 51, 70 и К-т73, 76; списание на убытки при отсутствии виновных лиц или отказе суда вовзыскании – Д-т 80 и К-т 84, 73, 76. Недостача возмещается по рыночнойстоимости.

Все акты составляются комиссией с участием администрации, инженера, главного бухгалтера и утверждаются директором. В акте указывается объект, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, сумма износа, причина списания, доходы (металлолом, кирпич, лесоматериалы и др.) и расходы по ликвидации объекта. На основе акта делается отметка бухгалтером в инвентарной карточке (ведомости, книге) и составляются записи по счетам.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: