Теории социальных изменений

Эволюционистская теория исходит из того, что общество развивается по восходящей линии от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.

Неэволюционистская теория исходит из того, что каждая культура, каждое общество, наряду с общими тенденциями, имеют свою логику эволюционного развития. Такие ученые как Г. и Ж. Ленски, Л. Уайт, Дж. Стюарт, М. Салинс, Е. Сервис, Т. Парсонс и др., дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям.

Теории циклических изменений. Цикличность природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. По А. Тойнби «всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды».

3. Назовите основные причины и факторы социальных изменений  

Вопрос о том, какие факторы являются причинами социальных изменений, считается одним из наиболее сложных и дискуссионных. Об этом, в частности, свидетельствует широкий разброс мнений по этому вопросу в среде социологов прошлого и настоящего. Рассмотрим некоторые из этих мнений.

О. Конт считал, что решающим фактором эволюционных изменений является прогресс в научных знаниях. Г.Спенсер видел причины социальных изменений общества в его усложнении и усилении дифференциации, Э. Дюркгейм в качестве решающих факторов эволюционного процесса выделяет разделение труда и социальную дифференциацию. К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считает рост производительных сил общества, который ведет к смене способа производства и общественно-экономической формации. При этом, по мнению Маркса, новая общественно-экономическая формация может возникнуть лишь в результате социальной революции. М.Вебер в качестве основного фактора эволюционного развития выделяет идею прогрессирующей рациональности, которая вопреки воли и желанию людей пробивает себе дорогу. Рациональная экономика, рациональная религия, рациональное право и управление, рациональное денежное обращение, рациональное поведение в хозяйственной сфере позволяют добиться максимальной экономической эффективности. Такая рациональность свойственна, прежде всего, капиталистическому обществу с его рациональной религией (протестантизмом).

По мнению А.Тойнби, зарождение, развитие и упадок социальных систем происходит в результате взаимодействия двух основных факторов: 1) влияние окружающей природной и социальной среды ("вызов"); и 2) способность и возможность общества находить адекватные ответы на каждый очередной вызов.

П. Сорокин считает, что основной причиной революционных изменений является "увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения". Например, пищеварительный инстинкт "подавляется" голодом, инстинкт самосохранения - деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами. Не удовлетворяются в минимальном объеме потребности в жилище, одежде и т.д.

Т. Парсонс выделяет четыре основных механизма эволюционных изменений: 1) дифференциация, связанная с усложнением строения общества; 2) повышение адаптивной способности общества, связанное с развитием производства; 3) увеличение объема членства в обществе и усложнение социальных структур; 4) генерализация ценностей, суть которой заключается в том, что в сложных социальных системах "для обеспечения социальной стабильности нужно, чтобы ценности получали более обобщенное выражение".

Ю.В. Яковец в качестве основного фактора социальных изменений выделяет биологические и социальные потребности людей. Постоянно растущие потребности

вынуждают человека осваивать новые территории, привлекать дополнительные природные ресурсы, сырье, материалы, орудия труда, источники энергии. "Нарастание объема и усложнение структуры потребностей человека, семьи, общества служат импульсом для перемен на всех этажах пирамиды общества].

И. Валлерстайн считает, что радикальные социальные изменения в обществе, как правило, происходят благодаря вторжению извне. Однако в некоторых случаях причинами таких изменений могут стать и внутренние процессы, происходящие в самом обществе. При этом одни процессы порождают другие. По мнению Валлерстайна, смена феодальной системы отношений на капиталистические в Западной Европе произошла в результате коллапса трех ключевых институтов, на которых покоилась феодальная система: сеньориальной власти, государства, церкви.

Таким образом, социальные изменения весьма многообразны, поэтому и причины, их порождающие, также многообразны. При этом одни причины могут стимулировать возникновение других и/или накладываться друг на друга. Среди основных причин, называемых исследователями, можно выделить следующие; прогресс в науке, технике и технологиях; развитие производства и рост производительных сил; усложнение структуры общества и его дифференциация, повышение адаптивной способности общества и рационализация всех сфер жизнедеятельности; постоянно растущие потребности людей; противоречия и конфликты за различные ресурсы между социальными классами и слоями общества; влияние окружающей природной и социальной среды.

4. Основные формы социальных процессов

Процессы в своем развитии могут приобретать следующие формы: направленные и ненаправленные, обратимые и необратимые, восходящие и нисходящие, линейные, ступенчатые, циклические, спиралевидные и др.

• Направленные процессы предполагают определенную цель или тенденцию в своем движении. Они являются предсказуемыми или явными (например, процесс создания единого европейского сообщества, процесс глобализации, процесс реформирования экономики, бракоразводный процесс). • Ненаправленные процессы носят случайный, хаотичный и непредсказуемый характер. Например, процессы возбуждения, охватывающие толпу, процессы мобилизации в социальных движениях, эмоциональные семейные конфликты.

• Обратимые процессы приводят систему к определенного рода изменениям (даже радикальным), но потом происходит возврат к прежнему состоянию. Например, Французская революция 1789 г. свергла монархический режим и провозгласила Францию республикой. Однако в 1815 г. (после окончательного поражения войск Наполеона) династия Бурбонов была восстановлена, т. е. произошел возврат к монархии. В 1861 г. в России было отменено крепостное право и крестьяне стали свободными гражданами, но коллективизация крестьянских хозяйств в СССР (1929—1932) по сути снова сделала их крепостными. Необходимо учитывать, что возврат к прежнему состоянию не означает, что система возвращается к своей полной идентичности. Восстанавливаются только основные структурные элементы, тогда как многие частные аспекты изменяются безвозвратно. • Необратимые процессы отражают тот факт, что происходящие изменения нельзя повернуть вспять (например, процесс старения человека, распад Советского Союза, процесс урбанизации населения).

• Восходящие процессы предполагают развитие системы. Если это развитие существенное, то его отождествляют с прогрессом. Эволюционные теории характеризуют развитие социума на протяжении последних 10 тыс. лет как восходящий прогрессивный процесс. • Нисходящие процессы приводят систему к негативным дисфук-циональным изменениям — регрессу.

• Линейные процессы — это постепенные, непрерывные восходящие или нисходящие изменения в системе. • Ступенчатые процессы предполагают постепенное наращивание количественного потенциала изменений, который в определенный момент приводит к качественному скачку или прорыву. Например, в СССР многие десятилетия накапливались противоречия, которые весьма неожиданно трансформировались в перестройку и демократизацию общества.

• Циклические процессы — это периодическое повторение определенных фаз развития системы. Например, процесс экономического роста сменяется спадом, за которым следует очередное оздоровление экономики; выборы и перевыборы президента и других органов власти также представляют собой циклические процессы. Такие процессы можно рассматривать как круговые или замкнутые. • Спиралевидные процессы представляют собой восходящее или нисходящее циклическое движение. Изменения, совершив круг, возвращают систему в исходное состояние, но уже на качественно ином уровне (например, последовательное продвижение из класса в класс или студента с курса на курс).

В социуме все перечисленные и иные формы социальных процессов могут чередоваться, сменяя друг друга, или протекать параллельно; могут накладываться друг на друга или противоречить (противостоять) друг другу; могут охватывать основные элементы системы (доминировать) или проявляться в многочисленных ее фрагментах. При этом, как правило, одни процессы выступают в качестве предпосылок социальных изменений, другие — остаются нейтральными к этим изменениям, третьи — способствуют воспроизведению (сохранению), а не трансформации системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: